Шаткое равновесие

Шаткое равновесие

У нефтехимиков есть неплохие шансы удержать производство на уровне ноября 2008 года: девальвация рубля поможет. Но на загрузку мощностей по максимуму рассчитывать не стоит, пока не оживут машиностроение и строительство.

В последние несколько лет на рынке нефтехимии наблюдался интенсивный рост. Уральские предприятия сегмента, работающие на строительство и автомобилестроение, готовили на этой волне масштабные инвестпроекты в сфере глубокой переработки - производства пластиков и ПВХ. В конце 2008 года ситуация резко поменялась. Впервые за многие десятилетия мировая нефтехимия столкнулась с падением спроса сразу в трех основных отраслях-потребителях - строительной, автомобильной и электронной. Полетели вниз цены. По данным Российского союза химиков, в среднем по отрасли за 2008 год они снизились на 10 - 30%, в частности на лако-красочную продукцию - на 33%, синтетические смолы - примерно на 40%, шины и каучуки - до 50%. Нефтехимики вынуждены были заняться сокращением издержек и поиском новых рынков сбыта, отложив инвестпроекты до лучших времен.

Падаем

Уже большую часть четвертого квартала компании работали фактически на склад. В целом по стране продажи упали на 30 - 35%.
Сложности с реализацией почувствовали все без исключения уральские нефтехимики. Так, мировые цены на основной продукт «Метафракса» (Пермь) метанол снизились в четыре с лишним раза и на середину декабря 2008 года составляли 100 - 130 евро за тонну. В совокупности с падением спроса это заставило компанию уменьшить производство метанола более чем на 60%, а выпуск пентаэритрита прекратить.

Спрос на синтетические смолы для автопрома, которые делает «Уралхимпласт» (Свердловская область) и «Синтез-Каучук» (Башкирия), упал на 40%. На столько же снизилась цена и на карбамидные смолы. Производить их оказалось нерентабельно, в итоге годовой объем выпуска башкирских каучуков сократился на 3,2% (до 154 тыс. тонн). Сбавил обороты Тюменский завод пласт-масс: портфель заказов на связующие для теплоизоляции ужался на 15 - 27%. В результате по итогам 2008 года по сравнению с 2007-м завод выпустил продукции на 1,7% меньше, выручка упала на 2%. В ноябре из-за проблем с реализацией «Сибур-Химпром» (Пермский край, входит в «Сибур-Холдинг») ограничил изготовление веществ, используемых при производстве пластика: изобутилового спирта на 47% до 1,94 тыс. тонн в месяц и 2-этилгексанола на 69% до 1,971 тыс. тонн.

Сокращение выпуска легковых, грузовых автомобилей и прочей колесной техники на 40% снизило спрос на шинную продукцию, а значит, каучук и сырье для его выпуска. Так, по данным департамента экономики Тюменской области, производство бутадиена на одном из крупнейших нефтехимических заводов России «Тобольск-Нефтехиме» (тот же «Сибур-Холдинг») уменьшилось в декабре по сравнению с ноябрем вдвое, до 7,5 тыс. тонн.

Не последнюю роль в снижении спроса на полимеры сыграли и существенные складские запасы, сформированные большинством потребителей и трейдеров.

В 2007 году переработчики имели запасы полистирола, как правило, на две недели, а в конце 2008 года - на несколько месяцев. В то же время цены на полипропилен и полиэтилен снизились на 30%, а этилен и пропилен - втрое. Сокращение производства продукции оказалось единственно возможным решением.

За счет хорошей конъюнктуры первой половины 2008 года крупным нефтехимическим компаниям, в частности «Метафраксу» и «Сибуру», удалось удержать объемы производства в целом за год даже чуть выше 2007-го. Теперь компании ставят перед собой задачу сохранить эту планку. Однако перспективы отрасли неопределенны.

Но хотим надеяться

В ноябре топ-менеджеры предприятий химиндустрии дружно считали, что переработчики снова начнут заполнять склады не позднее второго квартала 2009 года. Сейчас большинство ждет оживления лишь не ранее конца года. Глава концерна BASF Юрген Хамбрехт недавно предупредил, что кризис, возможно, потребует дальнейшего сокращения производства. С ним согласен и президент ООО «Сибур» Дмитрий Конов: «В связи с резким ухудшением ценовой конъюнктуры и падением спроса на продукцию во втором полугодии 2008 года мы ожидаем снижения загрузки мощностей и в текущем году». В феврале уже приостановил на месяц производство бутадиена «Тобольск-Нефтехим». Правда, аналитики склонны считать, что дальше нефтехиму падать некуда. Снижение мировых цен по большинству позиций остановилось. «Уже в течение двух месяцев здесь наблюдается затишье», - говорит аналитик «Банка Москвы» Юрий Волов. В некоторых секторах даже наметился позитивный ценовой тренд: так, на европейском рынке ПВХ пленочные и кабельные марки полимера стали дороже трубных на 40 евро. На внутреннем рынке стоимость полиэтилена низкого давления уменьшилась до отметок, зафиксированных весной 2005 года, на полиэтилен высокого давления - вернулась к еще более раннему периоду.

Не последнюю роль в поддержании отечественной нефтехимии должна сыграть девальвация рубля. Во-первых, это позволит заместить импорт. На мировом рынке уже появилась тенденция к увеличению стоимости полиэтилена, что снижает привлекательность импорта. Этим с успехом может воспользоваться тот же «Сибур», а вслед за ним и поставщики сырья. Во-вторых, девальвация делает цены российских нефтехимиков на экспортных рынках более конкурентоспособными. Тем более что стоимость сырья для отечественных производителей сегодня гораздо ниже: после падения цен на нефть издержки, связанные с покупкой сырой нефти или прямогонного бензина, сократились, а всегда более дешевый на внутреннем рынке газ подорожал всего на 5%. Чем не стимул для оживления, и в первую очередь предприятий, поставляющих метанол и каучуки.

По пути экспорта уже пошел «Сибур-Химпром». «В условиях снижения внутреннего спроса компания решила увеличить экспортные поставки», - рассказал заместитель начальника производственного управления по поставкам Владимир Башкиров. В январе 2009 года отгрузка продукции, предназначенной для продажи «Сибур-Холдингом» иностранным контрагентам, составила 216% по отношению к тому же периоду прошлого года. За рубеж завод поставляет стирол, изобутанол, 2-этилгексанол, нормальный бутиловый спирт и метилтретбутиловый эфир.

Но участники рынка полагают, что массовой переориентации на экспорт и загрузки за счет этого мощностей уральским нефтехимикам ждать не стоит. «Ситуация с "Сибур-Химпромом" связана, скорее всего, с краткосрочным всплеском активности отдельных покупателей, у которых появилась потребность в определенных объемах и по хорошей цене. Да, российские предприятия нефтехимии с начала года несколько повысили загрузку мощностей. Но говорить о долгосрочной тенденции пока не приходится», - считает аналитик БКС Михаил Сайно. Причины просты: цены на основные нефтехимические продукты остаются на уровне 2004 - 2005 годов и не позволяют предприятиям выйти в плюс и работать по максимуму. Да и спрос на полимеры на мировом рынке слаб: ситуация с переизбытком сырья сохраняется.

Надежду российским нефтехимикам мог бы подать Китай. Как отмечает член Российского союза химиков Валерий Бабкин, в этой стране в качестве основного пути выхода из кризиса выбрана стратегия глубокой переработки сырья, в частности нефтехимия. В отрасль направляется 73 млрд долларов государственных инвестиций. Наши производители могли бы стать крупными поставщиками полупродуктов в эту страну. Оптимизма российским компаниям придает и тот факт, что запасы сырья в Китае сокращаются, так как несколько крупных заводов, мощности которых составляют две трети от общего объема производства ПВХ в стране, из-за рыночной ситуации не конкурентоспособны. Значит, у азиатских покупателей может вырасти спрос на европейский ПВХ.

Но пока рассчитывать на этот рынок не стоит. «За счет дешевого сырья российские нефтехимики могут вполне конкурировать за китайский рынок с европейцами, в частности по поставкам капролактана и каучука. Однако прогнозы по поводу роста спроса в Китае не оправдываются: уж очень сильно он сократил импорт полупродуктов нефтехимии, и поставки извне продолжают падать», - пояснил Михаил Сайно.

Трагедии не будет

Таким образом, производство и спрос, скорее всего, задержатся на уровне конца 2008 года. Кроме того, отмечает аналитик инвесткомпании «Уралсиб» Анна Куприянова, не исключено, что могут произойти и структурные изменения спроса в сторону более дешевых позиций: например, потребление самого дорогого из термопластов, полистирола, может снизиться в пользу самого дешевого - поливинилхлорида.

Рассчитывать на хорошие прибыли и дальнейший рост можно разве что производителям жидкой нефтехимии: темных нефтепродуктов, высокооктановых добавок к моторным маслам и самих масел, а также растворителей. «Спрос на них достаточно высок, цены скачут в зависимости от погодных условий, от того, где дислоцируются войска, которые используют мазут для отопления. Если и ожидать роста, то именно в этом сегменте», - отмечает аналитик CIG Валерий Рожанковский.

В любом случае катастрофы не предвидится. Тем более в компаниях, которые помимо твердых продуктов нефтехимии выпускают топливо. У того же «Тобольск-Нефтехима» один из основных продуктов - сжиженный углеводородный газ, спрос на который сохраняется в любые времена.

А вот замыслы отложить придется. «Все нефтехимические проекты очень капиталоемки, оборудование для них в основном экспортируется, - говорит доцент Тюменского государственного университета Алексей Янин. - При подорожании доллара и евро модернизация и запуск новых производств - непозволительная роскошь. Поэтому проект "Сибура" по строительству в Тобольске завода полипропилена будет, вероятно, на некоторое время отложен. Задержится и создание производства этилена и полиэтилена в Новом Уренгое».

«Уралхимпласт» и НГК «Итера» уже официально объявили о том, что почти на год сдвигают проект по строительству комплекса глубокой переработки газа и выпуска метанола в Нижнем Тагиле (Свердловская область). «Появились новые требования от банков», - пояснил председатель совета директоров «Уралхимпласта» Александр Гердт.

Председатель совета директоров «Метафракса» Армен Гарслян также отметил, что в рамках инвестпрограммы в этом году будут закончены только уже начатые объекты. «Сибур» пока ищет источники инвестиций для тобольского проекта.


Продукт
2008, тыс. тонн 2008 год к
2007 году,%
янв.09 к янв.08, %
поливинилхлоридная смола и сополимеры винилхлорида 578.6 -1.2% -19%
полистирол, сополимеры стирола 268.6 -3.4% -38%
синтетические смолы и пластмассы 4291 -3.90% -16%
синтетические каучуки 1139 -6.0% -49%
полипропилен (ПП) 509.38 -13.8% -27%
химические волокна и нити 121.1 -18.0% -57%
полиэтилен (ПЭ) 1272 2.1% 1

Дополнительные материалы:

Химизация всей страны

Валерий БабкинГлубокая переработка нефти способна вывести Россию из кризиса, считает член совета Российского союза химиков, почетный профессор Санкт-Петербургского технологического университета Валерий Бабкин

- Нефтехимия - один из самых отсталых секторов российской экономики: мы долго ориентировались на производство самого простого и отстали в части продукции высокой степени готовности. Выпуск пластмасс, шин, товаров народного потребления - мечта многих нефтехимических предприятий России. Прибыль от них в разы выше, чем дает пресловутый баррель: после пяти этапов переработки цена продукции возрастает в восемь раз.

То, что сегодня производится и поставляется на внутренний рынок, - минимум по сравнению с потребностями страны. Более того, именно ориентация на глубокую переработку нефти может стать выходом России из кризиса: она дает не только ценные продукты, торговать которыми выгоднее, нежели нефтью, но и может создать сотни тысяч новых рабочих мест. Новейшая история России показала: структурная перестройка экономики в сторону развития химической индустрии в 1965 - 1980 годы позволила поднять отставшие машиностроение, энергетику, строительство, автоматику и электронику на уровень передовых за счет увеличения заказов на новое оборудование и технологии. В разы больше стали выпускать машин и агрегатов для производства пластмасс, полимерных труб, резины, пластиков, кабельной продукции. Все это привело к строительству принципиально новых заводов (микробиологических, бытовой химии), укрупнению небольших производств в индустриальные комплексы как в химическом и нефтяном машиностроении.

Глубокую переработку сырья для внутреннего потребления как основной путь выхода из кризиса выбрал Китай. И, уверяю, он первым справится с трудностями. У России нет иного пути в кризисный период, как восстановление и создание новых технологических цепочек комплексной переработки нефти и газа. Она должна, наконец, найти в себе для этого силы, а не дрожать при прогнозах типа
«30 долларов за баррель».

Пока наша система налогообложения стимулирует экспорт углеводородов, а не их переработку. Законодательные акты, защищающие приоритет переработки, отсутствуют. Я считаю, что государство должно выкупить контрольные пакеты акций предприятий, занимающихся глубокой переработкой нефти и газа, и образовать госкомитет, главная цель которого - управление инвестиционными процессами в химической индустрии.

Подготовила Вера Степанова

Материалы по теме

Переработаем сами

ТНК­ВР инвестирует в разработку месторождений Уватской группы

Сургутнефтегаз (СНГ) и Трубная металлургическая компания (ТМК) подписали трехлетний контракт

«Итера» пошла в рост

«Страшилка» для конкурента

Газпром и «Итера» не спросили третьего