Реванша не будет

Реванша не будет

В Челябинске борьбу за мэрское кресло, как и четыре года назад, вели только два кандидата - действующий глава города Михаил Юревич и бывший градоначальник Вячеслав Тарасов. Противостояние с заранее известным исходом устроило все стороны

Весенние выборы в муниципалитетах - на посты глав и в представительные органы - прошли без сюрпризов. Традиционные обещания партии власти улучшить все что можно сошли даже на фоне массовых выступлений против монетизации льгот и растущей безработицы. Тем не менее шансы оппозиции были выше, чем обычно. На мэрских выборах единороссы уступили оппонентам, например, в Трехгорном (Челябинская область), Качканаре и Реже (Свердловская область). Но в городах небольших, где административный ресурс не может справиться с явным ухудшением положения многих жителей, проигрыш единороссов был если не ожидаем, то вполне вероятен. Другое дело - миллионники: здесь социальное неблагополучие прикрыто яркими вывесками дорогих магазинов и ресторанов. Выборы мэра в Челябинске стали площадкой для демонстрации и административного ресурса, и черных пиар-технологий.

Кому как, по нам - бардак

В избирательный штаб Михаила Юревича, одного из главных кандидатов на выборах мэра Челябинска, я пришел 1 марта без приглашения. Несколько попыток договориться о визите по телефону провалились. Мне говорили: «Никого из руководства нет; насколько вы нам интересны, мы не знаем; мы спросим разрешения у начальства, а вдруг вы представляете интересы оппозиции; вообще приходите завтра, после выборов». Узнал адрес в горизбиркоме и поехал на свой страх и риск.

Штаб расположился в «Макфе» (предприятие контролирует Михаил Юревич), внутри никакого шевеления: двое сотрудников вяло пьют кофе, делятся цифрами по явке избирателей на 14 часов. Претензия к оппонентам одна - слишком много наблюдателей на избирательных участках. В остальном полное спокойствие и уверенность в победе без особых усилий. Даже надпись «Тарасов - наш отец», сделанная практически напротив штаба, сторонников Юревича не смущает.

В штабе Тарасова, наоборот, суматоха. И замечания к ходу выборов существеннее. Один из штабистов взахлеб рассказывает товарищам:

- На моем избирательном участке представители сотовой компании стали требовать паспорт и пытались всучить телефонную симку бесплатно. Тут же бесплатное подключение к интернету и модем в подарок, сковородки с кастрюлями разыгрывают. Стали разбираться, а там действительно письмо от сотового оператора - разрешить подключение к интернету на избирательном участке именно в день голосования.Дело даже не в ассоциативной связи подарков с именем конкретного кандидата, а в пренебрежительном отношении к закону о выборах. В день голосования на избирательном участке нельзя бесплатно раздавать что бы то ни было, у нас на халяву что хочешь возьмут. Говорят ли им при этом, за кого голосовать, отследить сложно. Но однозначно формируется определенное отношение к действующей власти - начальство подарки раздает.

Вы же понимаете, кто приходит на участки с утра, им это подключение по барабану, но то, что они возьмут симку - вне сомнений. А значит, раздача подарков скажется на итогах голосования. Тарасовцы решили пресечь нарушение - выехали на участок, сообщили в избирком. Тщетно: у сотового оператора есть все необходимые разрешения.

За ответами иду в избирательную комиссию. Здесь кроме скучающих у монитора журналистов практически никого нет. «Всегда открытый для прессы» Александр Шинин (так в фойе мэрии мне охарактеризовали председателя избиркома) от разговора отказывается, узнав о вопросе про бесплатные симки. Затем, увидев, что  не отстану, уступает. За нарушение эту акцию не считает. По мнению Шинина, она лишь способствует повышению явки избирателей (выборы мэра состоялись бы при любой явке, порога не существует). К более серьезным нарушениям относит продажу дешевых продуктов на одном из городских рынков со ссылкой на кандидата, правда, этот факт так и не подтвердился.

Да и как его подтвердишь? Вот центральная городская площадь, организовано празднование масленицы. Формально - приглашают только голосовать. А горожане позже говорили, что агитировали за мэра. 

Дежавю по-челябински

Выборы мэра фактически повторили кампанию 2005 года. Те же кандидаты, тот же результат, но еще убедительнее. В этот раз Юревич опередил Тарасова на 30%, набрав, по предварительным данным, до 57,5%. Четыре года назад тогда еще депутат Госдумы Юревич превзошел соперника на 8%. Причина очевидна: Тарасов более не обладает административным ресурсом и, несмотря на расположение губернатора, в политическом весе не прибавил. Беспартийность кандидата (тогда мэр на консультациях в Москве наотрез отказался вступать в «Единую Россию») сыграла на руку основному оппоненту. К этим выборам слияние с ЕР было уже лишним: партия определилась с кандидатом в лице Юревича.

Тарасов нашел пристанище у справедливороссов: челябинский глава СР Евгений Рогоза тоже участвовал в избирательной кампании, но за неделю до ее завершения снял кандидатуру в пользу южноуральского экс-мэра. Избирательный штаб Тарасова располагался в офисе СР, собственной инфраструктурой претендент на кресло градоначальника обзавестись не успел. Переговоры команды Тарасова шли и с другими оппонентами действующей власти, например, с руководителем областного обкома КПРФ Петром Свечниковым (6,8%, третье место), но он отказался, сославшись на решение партии не снимать кандидатуру с выборов. С прочими кандидатами (еще четыре претендента) говорить было бесполезно: все вместе они набрали чуть более 6%.

Интересно, что Тарасов и Рогоза действовали в ключе Юревича четырехлетней давности, а сама кампания действующего челябинского мэра была поразительно похожа на кампанию Тарасова того времени. Даже главные предвыборные слоганы «Люди выбирают - Тарасов работает» (2005 год) и «Юревич работает - город в порядке» (2009 год), наполнение телеэфира, газетных площадей, мест наглядной агитации картинами процветающего Челябинска в качестве заслуги действующей власти и разоблачение оппозицией коррупции, бесхозяйственности и произвола властей, наличие кандидатов-дублеров воскрешают в памяти март 2005 года.

В свою очередь штаб Юревича выставил в качестве основного «упреждающего» слогана, растиражированного в виде телевизионных роликов и уличных баннеров, «Челябинск - ни шагу назад!». В телевизионном исполнении этот слоган предваряла картинка, показывающая «плохие дороги, замерзшие квартиры и бесхозяйственность». По замыслу команды челябинского градоначальника, она олицетворяла Челябинск «при Тарасове».

Эта картинка тоже была не особенно нова: во время прошлого, правда, кратковременного появления Тарасова на политическом горизонте, когда распространилась информация о том, что экс-мэр будет баллотироваться на довыборах в Государственную думу по Калининскому округу Челябинска, ролики и баннеры гласили - «Прошлое не выбирают».

Мэр работает...

Выборы можно считать состоявшимися. Одной из главных особенностей голосования стала активность избирателей - выше, чем во время голосования 2005 года. Если четыре года назад на выборы пришли 42,4% избирателей, то в минувшее воскресенье - 48%.
Теперь в соответствии с муниципальным уставом Юревич сможет возглавлять столицу Южного Урала в течение еще пяти лет. Глава города уже заявил, что не планирует изменений в команде и хочет «разобраться» с теми районами, где за него отдало голоса наименьшее количество избирателей:

- Мы внимательно проанализируем ситуацию на избирательных участках, где у меня плохие показатели. Там могут быть такие проблемы, на которые городская власть своевременно не обратила внимание. Значит, будем этими «болевыми точками» заниматься.

...А оппозиция недовольна

Исход кампании был очевиден - слишком уж поздно выдвинулся Тарасов и снял в его пользу кандидатуру с выборов Рогоза. Однако оппозиция не ждала, что разрыв между ее кандидатом и победителем будет настолько существенным. Отсюда и негативная реакция.
По словам Рогозы, эти выборы не были ни честными, ни свободными: безоглядное использование административного ресурса, давление на избирателей в заводских цехах, в школах и бюджетных учреждениях, шантаж, подкуп и ложь, жесткие ограничения в доступе оппозиции к СМИ - все эти средства были задействованы в полной мере. Власть, которая побеждает такими методами, не может считаться легитимной. Она не представляет никого, кроме самой себя, считает Рогоза.

По мнению директора Агентства профессиональных коммуникаций (Челябинск) Юрия Чанова, оппозиции нечего было даже надеяться на приближение к победе. Надо было заниматься не свержением действующей власти, а отстройкой политической машины к выборам в Заксобрание в 2010 году. Оппозиционеры же погнались за нереальными целями. В итоге голоса Тарасову весь протестный электорат (32 - 35%) не отдал. Вряд ли ситуация была бы иной, если бы Рогоза сам возглавил оппозицию. Это менее весомая фигура, а значит, и голосов он собрал бы меньше. Есть, однако, и другое мнение: оппозиция выполнила главную задачу - засветилась перед выборами в Заксобрание.

Во всяком случае, сейчас уже экспертов интересует, какой окажется мэрская кампания через четыре-пять лет, когда ни Тарасов, ни Юревич в ней участвовать не будут. У первого вряд ли хватит сил и возможностей, второй строит амбициозные планы занять губернаторское кресло. Вот тогда и произойдет смена декораций. Кто станет новым кандидатом от ЕР, пока неизвестно, но то, что оппозицию возглавит Рогоза, почти не вызывает сомнений. 

Дополнительные материалы: 

Недоигранная партия

Александр ПодопригораВыборы мэра Челябинска фактически стали отражением прошлой избирательной кампании. Налицо своего рода политическая стагнация: нет ни новых людей, ни нового сюжета. Более того, эти выборы тоже стали отложенной партией, которую те же фигуры доиграют в ближайшее время, считает вице-президент консультационной компании «Советник» Александр Подопригора

- Избирательная кампания в Челябинске, обещавшая быть ординарной, получила новый импульс благодаря отказу от участия в выборах лидера «Справедливой России» предпринимателя Евгения Рогозы в пользу экс-градоначальника Вячеслава Тарасова. Как вы оцениваете такой ход?

- Это прагматичное решение. С одной стороны, в ходе кампании Рогоза прилично набирал электоральный вес, у него появилась своя устойчивая группа избирателей, которых не устраивала нынешняя власть. С другой - Тарасов по уровню известности и способности консолидировать разных людей эффективнее: он «отец города», имеет много сторонников среди пенсионеров, которые вряд ли пошли бы голосовать за Рогозу.

Не будем забывать, что поход в политику Рогозы был спровоцирован сменой власти в 2005 году, когда у него фактически потребовали отдать половину бизнеса. Для него программа максимум - сменить действующую власть, минимум - составить ей альтернативу, чтобы не было ощущения, что все довольны нынешним положением. У избирателей должен быть выбор. Рогоза и сам бы пошел на выборы, пусть с меньшими шансами на успех, чем Тарасов, но в итоге было принято решение о поддержке экс-мэра.

Эффект от слияния был бы больше, если бы оно не было скомкано по времени. Кампании по большому счету достигают победы тогда, когда все ресурсы сфокусированы на одном человеке или группе лиц. Рогоза снял кандидатуру за неделю до выборов, поэтому в головах избирателей идея объединения не закрепилась, остались представления, что претенденты идут на выборы параллельно.

- А московское руководство СР не возражало против снятия Рогозы?

- Там были заранее уведомлены и осознали необходимость этого шага. Все понимают, что политика - это искусство возможного, в том числе и лидер эсеров Сергей Миронов. Лучше выступить консолидированной силой и получить весомый результат. Плюс - на выборах в Заксобрание у СР будут более серьезные стартовые позиции.

- Кого устроили итоги выборов?

- Всех, включая федеральную и областную власти. Время непростое, все боятся протестов против власти и партии власти, но тут получилось личностное противостояние. Это даже не политическая борьба: если бы Рогоза остался, возник бы элемент идеологического противостояния «Единой России» со «Справедливой Россией». А так беспартийный Тарасов боролся с Юревичем, который, в общем-то, не афишировал свою принадлежность к ЕР. В то же время был выплеск негатива, демократия соблюдена, оппозиция высказалась, при этом власть не ругали.

Обратите внимание, как повели себя в этой ситуации областные власти. Там было гробовое молчание, более того известно, что на консультациях в Москве Сумин высказался благожелательно в адрес Тарасова.

- Что ждет победителей?

- Серьезные проблемы. Положение в городе будет ухудшаться, политические и финансовые запасы, благодаря которым искусственно сдерживалась безработица, закончились. Победа Юревича стала пиком, затем начнется скольжение вниз. Кроме того, для него важно было не подтвердить полномочия, а сделать шаг вперед к губернаторскому креслу: он прагматичный человек, и понимает, что ресурсы в муниципалитете ограничены. Кампания стала лакмусовой бумажкой в отношении выборов в Заксобрание и назначения губернатора. Следующий шаг - место главы челябинской ЕР, это сделает его ближе к южноуральским элитам, от которых и будет зависеть предложенная президенту РФ кандидатура на пост губернатора области. 

Интервью взял Артем Коваленко

Дума меньшинства

1 марта состоялись выборы в городские думы Екатеринбурга и Челябинска. Несмотря на кризис и назревающие протестные настроения, большинство мест в обоих парламентах заняли представители «Единой России»

Выборы Екатеринбургской гордумы в последний раз проходили по старой схеме - от каждого округа (всего их 35) избирался один депутат. Следующий состав будет формироваться по-новому: 18 депутатов предстоит избрать по одномандатным округам, еще 17 - по общегородскому округу по спискам, выдвинутым политическими партиями или общественными объединениями. Поэтому для партий, которые активно выдвигали на этих выборах своих кандидатов, кампания стала своеобразным тренингом. Но результат радует пока только «Единую Россию»: ее кандидаты получили 28 из 35 депутатских мест. Одно досталось представителю КПРФ, шесть - самовыдвиженцам. 17 депутатов, прошедших в этот состав думы, сохранили свои мандаты, в том числе спикер прошлого созыва Евгений Порунов, руководитель гордумских единороссов Рафаэль Шихов, вице-президент сети «Кировский» Лев Ковпак; остальные - новички.

По словам председателя исполкома свердловского регионального отделения ЕР Леонида Рапопорта (второй раз избран депутатом гордумы), партия усилит позиции: «Если в предыдущем созыве сначала было только восемь членов ЕР (к концу работы их количество увеличилось до 18), то сейчас сразу приходит 28, плюс еще два победивших самовыдвиженца, являющихся членами партии. Мы сформируем депутатскую группу, в ее рамках люди будут работать предметно».

Самой большой неожиданностью стало поражение оппозиционного городским властям депутата гордумы прошлого созыва Олега Хабибуллина, который в марте 2008 года на выборах мэра Екатеринбурга конкурировал с Аркадием Чернецким и набрал 23,7%. Теперь в блок гордумской оппозиции могут войти пятеро: лидер регионального отделения партии «Яблоко» Максим Петлин, коммунист Илья Тыщенко и три самовыдвиженца. Но для возможности блокировать решения думы этого мало, поэтому в том, что нынешний городской парламент (как и предыдущий) будет лоялен екатеринбургской администрации, сомневаться не приходится.

Подчеркнем, что избранный депутатский корпус представляет интересы меньшинства екатеринбуржцев. Вопрос о легитимности не стоит: формально в условиях отмененного порога явки выборы признаны законными. Но в них приняло участие только 18,22% избирателей, для победы большинству кандидатов оказалось достаточно 2 - 2,5 тысячи голосов, то есть за них отдал голос примерно каждый 15-й избиратель конкретного округа. По мнению политического аналитика Эдуарда Абелинскаса, ЕР выиграла прежде всего благодаря слабой электоральной активности: «В условиях низкой явки наибольшую значимость приобретают отмобилизованные группы электората, а самый простой и эффективный способ такой мобилизации - административный ресурс. У представителей ЕР больше возможностей получить известность: кто-то является действующим депутатом, кто-то занимает статусную позицию».

Председатель свердловского облизбиркома Владимир Мостовщиков вину за катастрофически низкую явку в Екатеринбурге возложил на кандидатов: «Мы отмечали, что кризисная ситуация в экономике отразится на ходе кампании и ее результатах. Люди хотят услышать, что собирается делать кандидат в этих непростых условиях. Если он, например, из кабинета не выходит и с народом не общается, то почему они должны за него голосовать?». Но дело не столько в пассивности кандидатов, сколько в апатии основной массы избирателей. «Протестный электорат просто не пришел голосовать. Кризис усилил разочарование в выборах как возможности что-то изменить в этой жизни. Социальный протест вместо повышения публичной активности ушел внутрь. Каждый выживает в одиночку, не веря политикам, аналитикам и экспертам всех уровней», - полагает политолог Виктор Мартьянов.

В Челябинске выборы в гордуму прошли более оживленно - явка составила 48,53%, интерес избирателей был подогрет выборами мэра. Однако победа единороссов по сравнению с Екатеринбургом выглядит бледнее: выдвинутые партией кандидаты заняли 22 из 37 мест, остальные - самовыдвиженцы. Впрочем, в думе у ЕР все равно будет подавляющее большинство: по двенадцати округам прошли кандидаты, являющиеся членами партии, но официально ею не поддержанные. «Победителей не судят. Наверное, нас подвели праймериз», - прокомментировал лидер регионального отделения ЕР Владимир Мякуш. Пожалуй, самым большим разочарованием для челябинских единороссов стало поражение экс-спикера нынешней гордумы Сергея Комякова, которого обошел хирург Дмитрий Алехин. Получается, что от мнения избирателей все-таки многое зависит, а принадлежность к партии власти на муниципальных выборах далеко не всегда становится козырем.

Подготовила Юлия Кабакова