Жажда цинка

Жажда цинка На Урале развернулось активное создание мощностей горячего цинкования металлоконструкций. Новые проекты ориентированы на рост спроса со стороны энергетики и промышленного строительства.

В окрестностях Екатеринбурга готовятся к запуску сразу два крупных цеха оцинковки готовых изделий, третий - в процессе строительства. В результате только в Свердловской области в этом году мощности оцинковки металлоконструкций могут вырасти втрое. В Башкирии подобное производство вышло на проектную мощность. На следующий год запуск еще двух цехов запланирован в Курганской и Челябинской областях.

Причина ажиотажа - растущий спрос на оцинкованные конструкции со стороны промышленного и дорожного строительства. Рынок, который производители цинка долго не могли раскачать, начал развиваться от потребителя.

Откуда что взялось

В России рынок цинкования готовых изделий, как одного из направлений услуг по антикоррозионной защите, только начинает развиваться, тогда как в Западной Европе бум создания предприятий, оказывающих, такие услуги пришелся на 70-е годы. «В это же время в Советском союзе горячее цинкование было признано неэкономичным в связи с нехваткой в стране собственного цинка и желанием расширить массовое применение лакокрасочных средств, что, при тех ценах было дешевле. Цинкование использовалось лишь на тех производствах, где требовалось гарантированное качество защиты поверхностей, например в судостроении», - говорит директор НКП «Центр по развитию цинка» (ЦРЦ) Владислав Полькин. Поэтому, в начале 2000-х в России было около 4-5 цехов горячего цинкования, в основном маленькие цеха судостроительных заводов.

Интерес к рынку цинкования металла появился только в 2005 - 2006 годах, когда в стране развернули строительные проекты, соответствующие европейским стандартам. Появилась потребность в создании новых цехов непрерывного горячего цинкования проката на металлургических комбинатах, а также самостоятельных цехов штучного цинкования готовых изделий, в первую очередь металлоконструкций и каркасных деталей для промышленного и дорожного строительства. В результате, по оценкам ЦРЦ, сегодня в Германии, например, работает около 180 заводов горячего цинкования, а России - только 55. Причем в их число входят как цеха штучного цинкования металлоконструкций, так и линии непрерывного цинкования проката на ММК, Северстали и НЛМК, а также малые цеха судостроителей. На территории Большого Урала последние семь лет горячим цинкованием готовых изделий в больших объемах (до 40 тыс. тонн в год) занимался только завод «Урал­электромедь» (входит в УГМК). Среди заказчиков - предприятия Уральского региона, Пермского края, Новосибирской области. Помимо расположения, его преимущество заключается в том, что он входит в холдинг, имеющий собственное производство цинка.

Первым «монополию» разбил холдинг «Башбетон»: в марте 2011 года он запустил на базе завода «Салаватметалл» (производит металлоконструкции) крупный цех оцинковки. Проектная мощность - также 40 тыс. тонн, инвестиции оцениваются в 1 млрд рублей. Цех ориентирован как на удовлетворение потребностей компании, так и на внешние заказы. «Мы установили австрийское оборудование, новые ванны цинкования. И хотя начали работать совсем недавно, уже сегодня завод почти достиг максимальных производственных мощностей в 2,5 тыс. тонн в месяц», - говорят в компании.

Теперь к запуску новых мощностей готовятся и в Свердловской области. Так, в конце февраля в Полевском ожидается пуск построенного с нуля Уральского завода горячего цинкования. Как сообщил один из его совладельцев Александр Меньшенин, с учетом установки оборудования (ванн цинкования длиной 12 метров) компании Gruppo Maccabeo (Италия) инвестиции в проект составили 450 млн рублей. В год завод также сможет покрывать цинковой оболочкой до 40 тыс. тонн готовых металлических изделий, главным образом крупных металлоконструкций. Но, в отличие от «Салаватметалла», он будет полностью ориентирован на внешние заказы.

Расширить собственные мощности горячего цинкования решили и в УГМК. Как сообщили в пресс-службе компании, в марте на «Уралэлектромеди» будет запущена еще одна линия - для оцинковки мелких металлических изделий. Монтаж оборудования голландской компании CIC уже начался. Производительность линии стоимостью 250 млн рублей составит 14 тыс. тонн металлоконструкций в год, что увеличит мощности завода на 22%.

В результате в 2012 году мощности по оцинковке готовых изделий на Урале вырастут в 3 - 3,5 раза по отношению к 2010-му. И это не предел. Планы строительства сопоставимых по мощности цехов цинкования вынашивают сразу три производителя металлоконструкций: ЗАО «Умекон» (Свердловская область), Шадринский завод металлоконструкций (ШЗМК, Курганская область) и ЗАО «Эскон» (Челябинская область). Правда, каждый из них пока нацелен закрывать исключительно собственные потребности в горячей цинковке металлоконструкций.

Энерджайзеры

Причин для бурного роста предложения несколько. Во-первых, как утверждают участники рынка, за пять лет в регионе сформировался дефицит мощностей горячей оцинковки. Цех «Уралэлектромеди» с удовлетворением потребностей уральских металлургов категорически не справляется. Чтобы не задерживать выполнение заказов, местные производители металлоконструкций вынуждены отправлять свою продукцию на оцинковку в центральную часть России. В частности из Екатеринбурга и Челябинска ее партиями возят в Самару, Тулу, Киров. На Челябинском заводе металлоконструкций говорят, что это единственный выход в условиях очередей на УГМК. «Поэтому новые мощности в первую очередь направлены на то, чтобы закрыть существующий дефицит», - поясняет Александр Меньшенин.

Во-вторых, спрос на оцинкованные металлоконструкции медленно, но растет. Так, по словам начальника цеха горячего цинкования «Уралэлектромеди» Станислава
Манина, за 2011 год объем поставок на завод малогабаритных металлоконструкций для энергетики, промышленного и гражданского строительства значительно увеличился. Исходя из этого, руководство «Уралэлектромеди» и приняло решение нарастить производственные мощности. Запуск новой линии позволит разгрузить основную линию от заказов на цинкование мелких изделий и увеличить объем обработки крупногабаритной продукции.

Основная отрасль, на которую делают ставку сегодня строители новых мощностей цинкования металлоконструкций, - энергетика, в первую очередь линии электропередачи и столбы освещения. Здесь наблюдается наибольший спрос. Так, в структуре заказов цеха цинкования «Уралэлектромеди» на опоры ЛЭП приходится до 65%. Именно с этим рынком связывают перспективы своего бизнеса «Салаватметалл», «Эскон» и ШЗМК. Пример подает завод «Кировстальконструкция», который запустил мощности по горячему цинкованию в кризисный 2009 год, и сегодня работает круглосуточно и без выходных.

Дело в том, что энергетики используют оцинкованные металлоконструкции фактически с момента появления технологии горячего цинкования, а сейчас энергокомпании начали активно реализовывать инвестпрограммы по обновлению и расширению сетевого хозяйства. «При проведении ремонтных работ, реконструкции энергообъектов использование оцинкованных материалов обязательно. Этого требует технический регламент холдинга МРСК. В первую очередь речь идет об опорах, элементах линейной арматуры, метизах. Эта технология позволяет существенно продлить срок службы металлоконструкций», - пояснили нам в ОАО «МРСК Урала».

Два других сектора, в которых заинтересованы оцинковщики, - металлоконструкции для дорожного строительства, как автомобильного, так и железнодорожного. Так, по оценкам «Уралтрубпрома», 90% дорожных ограждений сегодня обработаны методом горячего цинкования.

Половина от нормы

«Перспективы есть как для загрузки уже построенных, так и планируемых на Урале мощностей цинкования готовых изделий», - убежден Владислав Полькин. По его мнению, потенциал роста заказов на цинкование велик, это связано с тем, что в конце 2011 года на правительственном совещании в Новосибирске была поставлена задача развивать инфраструктуру и транспортные системы в первую очередь Урала и Сибири: «Естественно, для этого потребуется немало строительных, дорожных, мостовых и прочих металлоконструкций, плюс склады, терминалы, бензоколонки и др. сооружения промышленного и инфраструктурного назначения. Соответственно и делать их лучше здесь же. А при наличии дефицита трудовых ресурсов в этих регионах не хватит ни денег, ни сил, чтобы обслуживать новые объекты ремонтно-эксплуатационными бригадами. Их надо строить из таких изделий и конструкций, которые не требуют постоянного ухода и смогут прослужить не 10, а 30 лет. Это относится и к объектам РЖД, и к инфраструктуре, и к энергетики, тем более что большая часть из них будет располагаться в труднодоступных районах, что делает весьма проблематичным возможность их ремонта и обслуживания. То же самое касается строительства мостов и других объектов».

С ним согласен и президент Российского союза поставщиков металла Александр Романов:

- Желание производителей металлоконструкций строить собственные мощности оцинковки вполне оправданы, так как доля металлоконструкций в структуре
сырья для строительства и доля объектов, построенных из металлоконструкций, с каждым годом только увеличивается. Это касается в первую очередь коммерческого
и промышленного строительства, в том числе складов, торговых и логистических центров. Растет производство и использование в строительстве труб квадратного и прямо­угольного сечения, металлочерепицы, профнастила. Кроме того, начинают активно развиваться проекты малоэтажного строительства на основе легких металлоконструкций. При этом заказчики все чаще просят поставить именно оцинкованные металлоконструкции, так как горячее цинкование продляет срок защиты металла до 20 - 40 лет.  

О постепенном росте потребления оцинкованной продукции в строительстве говорят и данные Уральского завода прецизионных сплавов (входит в Группу НЛМК), который в сравнении с 2007 годом увеличил поставки оцинкованной проволоки в 2011 году на внутренний рынок на 5% (до 27 тыс. тонн). «Основной рынок для оцинкованной проволоки - строительная отрасль, которая в 2011 году показала уверенный подъем. С этим связан и рост потребления металлопродукции строительного назначения, включая оцинкованную. Прогнозы на 2012 год и дальнейшую перспективу достаточно оптимистичны, особенно при соответствующем государственном стимулировании», - поясняет начальник управления продаж ООО «НЛМК-Сорт» Сергей Хорн.

Правда, получит ли тенденция строительства новых цехов цинкования готовых изделий активное развитие, сказать сложно. Далеко не каждый завод металлоконструкций готов взять на себя столь большие расходы. Так, на заводе «Анкор» (Челябинск) заявили, что не намерены ставить собственный цех: «Мы успешно размещаемся на стороне и в таком инвестпроекте пока не видим необходимости». ЧЗМК, может, и хотел бы иметь мощности по цинкованию, но средств на это у компании сейчас нет. Да и когда окупятся новые производства, не ясно. По оценкам участников рынка, на это может уйти от 3 до 5 лет. Все зависит от сложности работ, веса металлоконструкций. Держать такое производство у себя - слишком дорогое удовольствие: чтобы наполнить одну ванну, нужно около 500 тонн цинка, а он стоит сегодня около
2 тыс. долларов за тонну.

Да, в России, и в Восточной ее части особенно, крайне мало таких производств по сравнению со странами Европы или США. И по оценкам цинковальщиков, нашей стране нужно еще порядка 50 - 80 заводов горячего цинкования готовых изделий, чтобы достичь хотя бы половины уровня Германии в пересчете на душу населения. В этом случае рынок цинкования у нас станет региональным, когда на один завод цинкования приходится по три-четыре цеха по обработке черных металлов. Но нужно понимать, что в России рынок оцинкованных металлоконструкций развивается инерционно, от потребителя. Так, до сих пор нет нормативной базы по проектированию зданий и сооружений из легких стальных оцинкованных профилей. Существующие техрегламенты в стране, в отличие от европейских государств, не стимулируют использование оцинкованных металлоконструкций. Так, в Европе существуют стандарты, согласно которым ни один столбик на дороге, ни одна железная деталь не может быть установлена без защитного цинкового покрытия. Поэтому во многом дальнейшее расширение рынка будет зависеть исключительно от выстраивания отношений с потребителями.