Стать Швейцарией
Республика Башкортостан определяет новые точки роста.В 2011 году Республика Башкортостан достигла хороших социально-экономических результатов. По последним статистическим данным, негативные посткризисные явления в экономике региона преодолены, определены точки роста на 2012 год. Они должны основываться на стратегических приоритетах. Башкирия сегодня формирует новую экономическую доктрину, не только опираясь на исторические реалии, но и прислушиваясь к мнению практиков и ученых. На каких принципах будет базироваться новая стратегия и как воплотить ее в жизнь, рассказывает министр экономического развития РБ Евгений Маврин.
Взгляд ученого
- Евгений Викторович, до наступления кризиса 2008 года регионы принимали документы - так называемые Стратегии 2020. Сегодня многие из них осознают необходимость корректировки основных экономических доктрин. Для поиска новых решений вы пригласили стороннего эксперта - российского урбаниста, профессора Московского архитектурного института Вячеслава Глазычева.
- Слабость стратегии, которая главенствовала в республике до недавнего времени, заключалась в том, что пытались развивать всё. Она классическая, по канонам написанная, правильная и очень объемная. Соответственно, согласно ее основным положениям, нужно работать до 2020 года параллельно в нескольких направлениях, во все понемногу вкладывать деньги. Но сейчас это нереально. Нужно поддерживать то, что дает максимальный эффект. И это осознает новая команда правительства во главе с президентом Рустэмом Хамитовым.
В настоящее время мы, как и большинство российских регионов, вступаем в жесткую борьбу за инвестиции. В этой борьбе выигрывает тот, кто не только обеспечит инвесторам наиболее привлекательные условия, но и сконцентрируется на развитии наиболее эффективных отраслей и проектов. Региону остро необходимо сфокусироваться на тех видах деятельности, в которых можно занять лидирующие позиции. Такая маркетинговая стратегия, на мой взгляд, должна появиться у каждой территории страны. Нам захотелось получить свежую оценку ситуации по республике, некое иное видение. Такое иное видение и представил уважаемый ученый Вячеслав Леонидович Глазычев.
- Насколько его выводы интересны для республики, какие из них действительно могут пригодиться?
- Принципиально новым и неожиданным для нас стало обозначение территориальных аспектов развития. Мы привыкли к отраслевым решениям: строим заводы - пять, десять, развиваем сельское хозяйство. Вся бюджетная система основывается на планировании доходов и расходов по отраслям. А Глазычев предложил иной принцип - территориальный, который теперь рассматривается нами как абсолютно правильный, реально возможный. Сегодня есть понимание того, что мы обязаны попытаться переложить дальнейшее развитие на конкретно взятые районы, города, конкретно взятых людей, которые проживают на этих территориях.
Заклинание Друкера
- Если говорить о территориальном развитии, у вас уже есть конкретные предложения: на какие территории обратить внимание, может быть, в качестве пилотного проекта?
- Одной из рекомендаций Глазычева стало предложение о перераспределении баланса между Уфой и городами третьего ранга. Речь идет о создании конгломерации Салават - Ишимбай - Стерлитамак в рамках формирования нефтехимического кластера. Предполагается, что вокруг ОАО «Газпром нефтехим Салават» (бывший Салаватнефтеоргсинтез. - Ред.) будут сосредоточены крупные производства. Сегодня на самом высоком уровне ведутся переговоры по данной теме. Не так давно Рустэм Хамитов встречался с главой Газпрома Алексеем Миллером.
Укрупняется бизнес - укрупняются и города, учитывая тот факт, что связи между перечисленными малыми территориями уже сложились. Например, в Салавате не развита инфраструктура развлечений, жители города отправляются в рестораны и клубы к ближайшему «соседу» - в Стерлитамак. В свою очередь многие из Стерлитамака, Ишимбая приезжают ежедневно на работу в Салават. Конечно, в предложенной ситуации объединения городов могут возникнуть сложности в плане управления - мэрам придется делиться статусом. Но с точки зрения дальнейшего развития эти процессы оправданы. Глобализм - это не болезнь, а тенденция нашей эпохи. Следует вспомнить слова Питера Друкера о том, что поддерживать надо все, что нас объединяет и делает больше. В этом есть доля истины.
- Есть еще примеры возможного такого территориального объединения?
- Я думаю, при более тщательном анализе территорий, можно найти варианты. Периодически возникают вопросы, связанные с дальнейшей судьбой городов республики на севере. К примеру, Агидель является самым молодым городом региона, но считается самым проблемным, с высоким уровнем безработицы. Люди в свое время приехали в город строить АЭС, проект впоследствии заморозился. И, как нам сообщают на федеральном уровне, в ближайшие годы строительство АЭС возобновлять не планируется. Поясняют это тем, что в республике наблюдается профицит электроэнергетических мощностей. Агидель сегодня ищет новые пути приложения человеческого и промышленного потенциала. Появление в городе грузового речного порта может изменить ситуацию. Создание порта способно привлечь крупных инвесторов в республику, а также помочь решить важнейшую проблему социально-экономического развития города и северо-запада республики. Агидель - выгодный географический объект. Порт в этом городе позволит обеспечить транспортировку судов в Иран, Турцию, порты на Черном и Мраморном морях, также в Грецию, Италию, в российские порты Азова, Астрахани и Новороссийска. Соответственно, будет развита и инфраструктура порта, город может стать крупным логистическим центром.
В перспективе можно рассматривать агломерацию Нефтекамск - Агидель - Янаул.
- Получается, любое территориальное развитие связано с большими якорными объектами...
- Сейчас в Минрегионразвития России многие регионы пытаются защитить проекты по созданию агломераций. Последнее наше достижение - получение финансирования на строительство Белорецкого металлургического комплекса по производству стального проката. Проект на выходе, он согласован федеральными министерствами, частично инвестиции уже направлены в развитие городской инфраструктуры Белорецка. По нашим оценкам, в апреле мы должны получить на строительство предприятия около 5,5 млрд рублей.
Фактически мы строим новый город, который станет центром развития и подтянет за собой все соседние территории. Это означает, что получат новые импульсы для роста такие отрасли, как сельское хозяйство, туризм и другие.
Если в целом говорить об экономическом развитии, то необходимо вкладываться в такие территории, которые будут давать на рынке высокорентабельную и эффективную продукцию.
Народный вертолет
- Вопрос по еще одному проекту, о котором вы заявили в Сочи. Может ли стать фокусом развития кластер легкой авиации?
- В Сочи на международном инвестиционном форуме мы представили глобальные проекты, интересные для всей страны, в том числе легкий вертолет «Ротофлай». Кластер легкой авиации действительно может быть принципиальным фокусом развития республики. Если посмотреть в будущее, лет на десять вперед, то вертолетный транспорт - очень хорошая маркетинговая позиция, и мы здесь можем держать пальму первенства. Участвуют в проекте Уфимское моторостроительное производственное объединение, Кумертауское авиационное производственное предприятие, а также ряд структур, которые занимаются обучением пилотов и инфраструктурной поддержкой отрасли. Это очень сильная команда, которая способна воплотить в жизнь амбициозный, но многообещающий проект. Мы получим этакие «воздушные "жигули"» хорошего качества. У Кумертау в свою очередь есть шанс стать центром уже не угольной, а авиационной промышленности. Таких «вкусных» проектов на самом деле можно в республике развить немало, основываясь на принципиальных точках роста.
- Можете их перечислить?
- Мы видим как минимум пять принципиальных точек роста. Башкортостан силен машиностроительным комплексом, у нас есть ряд исключительных, не побоюсь этого слова - уникальных заводов, таких, например, как стерлитамакский Станкомаш, аналогов которым в России не осталось. Не поддержать их сейчас - вообще пропадет станкостроение. А по сути, это перспектива, это развитие робототехники и электроники. Второе - нефтехимический комплекс республики, огромный симпатичный пул, от которого никак нельзя отказываться. В «Башнефти» в свое время ходила легенда: все кремлевские машины во времена Брежнева заправляли только башкирским бензином, который считался самым качественным не только в России, но и в Европе. Согласно цифрам «Башнефти», он и сегодня самый лучший: 25% всех автомобилей ездит на нашем бензине. Вот такие факты надо делать брендами, правильно расставлять акценты, грамотно позиционировать... Третий пул - аграрный комплекс. Хотя на первый взгляд вложения в АПК не дают такой быстрой отдачи, как, например, создание республиканского центра прецизионного машиностроения. Но у нас 40% населения живет и работает на селе. И не заниматься сельским хозяйством в такой ситуации - полное безумие. Другое дело, что единственный путь эффективно развивать агропромышленный комплекс - создавать крупные технологичные производства. Бесполезно, например, пытаться поставлять свинину на экспорт, если у тебя нет животноводческого комплекса на 50 тыс. голов. Поэтому АПК Башкирии будет развиваться прежде всего посредством создания животноводческих комплексов мощностью до 70 тыс. тонн свинины и 30 - 40 тыс. тонн мяса птицы в год. Кроме того, за 5 - 7 лет планируется отремонтировать около 500 молочных ферм, чья продукция может вывести Башкирию в лидеры производства молока в стране.
Максимальные условия
- Для всех этих проектов нужны серьезные инвестиции. Какие созданы преференции?
- Сегодня инвесторы больше хотят вкладывать во время. Они зачастую готовы терять в деньгах, больше платить, но главное для них - скорость. Абсолютно понятно, что имеют большое значение скорость оформления документов и запуска производства: это очень важный момент «отбивки» капитальных вложений.
По оценке рейтинговых агентств, мы создали максимально удобные условия для захода инвесторов с точки зрения и законодательной базы, и процедур рассмотрения проектов. В частности принят закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Осенью прошлого года получили еще два закона, предоставляющие инвесторам льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество.
Еще одно нововведение - деятельность специализированной комиссии по поддержке приоритетных инвестиционных проектов. Комиссия, например, определяет условия, на основании которых будет работать инвестор, в том числе это сокращение налоговой базы, субсидирование затрат. Раз в две-три недели комиссия рассматривает подготовленный тем или иным инвестором перечень документов. Если все экспертизы получили позитивные оценки, это интересно и инвестору, и муниципалитету, то дается команда на составление инвестиционного соглашения.
- Вы пока назвали три точки приложения сил, а всего их, по версии Минэкономразвития, пять. На какие еще две планируете опираться?
- Еще два направления, которые в республике теоретически очень перспективны, - это фармакология и информационные технологии. В этих процессах мы отстали, но это очень рентабельный, капиталоемкий бизнес. Чем дальше, тем больше человечество будет заниматься собственным здоровьем, красотой и ИТ. Без электроники теперь никуда. За последние десятилетия это единственная отрасль, где создаются тысячи рабочих мест. Во всех других, где происходит модернизация, на предприятиях сокращают персонал. Никого сейчас не интересуют отверточные производства, растет спрос на малочисленные и высокорентабельные современные компании.
При этом есть база для того, чтобы начать развивать эти направления: вузы выпускают очень сильных математиков и программистов, специалистов в области медицины. Эта база нас подталкивает, заставляет идти к новым решениям.
- И как сочетается такое видение будущего республики и своих личных планов?
- Как-то я попытался проанализировать личные ощущения и понял: здесь - самое гармоничное место для жизни. Пусть Уфа не культурная столица, как Питер или Пермь. Пусть Башкортостан не так агрессивен в экономической политике в ущерб экологии, как Татарстан. Мы во всем более сдержанны, мы - между Европой и Азией. Не случайно нас сравнивают со Швейцарией - местом, где все очень гармонично, несмотря на многонациональность: хороший климат, понятная банковская система, качественное сельское хозяйство, развитый туризм. Вот и нам надо стать такой гармоничной, взвешенной территорией. Потенциал и ресурсы в регионе для этого есть. Стратегия тоже вырисовывается.