Не время торговать дипломами

Не время торговать дипломами

Государственный университет — Высшая школа экономики (Москва) совместно с Уральским госуниверситетом открывает «программу двух дипломов».  Реализация проекта создаст условия для формирования новой генерации экономистов-аналитиков европейского уровня в Уральском регионе.

Знаковое событие для высшего образования на Урале: 8 февраля в регион пришел ведущий российский экономический вуз и крупнейший исследовательский центр по социально-экономическим наукам России — Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ, Москва). Он подписал с Уральским государственным университетом им. А.М. Горького договор о реализации «программы двух дипломов». По мнению декана экономического факультета УрГУ Сергея Кадочникова, подобное партнерство — принципиально новое явление для образовательного пространства России: «ГУ-ВШЭ инвестирует в развитие лучших региональных университетов, содействуя тем самым и развитию экономики регионов. Реализация этого проекта создаст условия для формирования новой генерации экономистов-аналитиков европейского уровня в Уральском регионе».
О принципах и особенностях программы, а также о задачах, которые стоят перед российским экономическим образованием, мы говорим с проректором ГУ-ВШЭ Сергеем Рощиным.

Нетрадиционный интерес

 Сергей Рощин
Сергей Рощин

— Сергей Юрьевич, чем приход ГУ-ВШЭ на Урал отличается от прихода на этот рынок других российских вузов?

— Во-первых, мы стремились сделать программу, которая давала бы двойной диплом. Мы привыкли к тому, что такой диплом часто делается с зарубежными партнерами-вузами. Так, в Высшей школе экономики уже десять лет реализуется совместная программа с Лондонской школой экономики. Интерес российской стороны — в освоении зарубежных стандартов обучения. Студентам второй диплом дает выход на образовательные рынки других стран, на международные рынки труда.

Двойной диплом российских вузов — эксперимент, аналогов которому нет в России. Мы объединяем усилия для передачи опыта, наработанного в более продвинутом по образовательным и исследовательским технологиям вузе партнеру. С одной стороны, случай нетипичный: мы привыкли, что чем-то делиться могут только коллеги из-за рубежа. С другой, очевидно, что в условиях нашей большой страны существует значительная региональная дифференциация. И делиться накопленным опытом можно и у нас.

Во-вторых, мы не создаем в регионе зональную ячейку влияния — филиал или еще какую-то оргструктуру. Прямо скажем, большинство филиалов, работающих в России, создавались для простой цели — заработать. Их задачи сводятся к тому, чтобы выйти в регион, собрать деньги и дать образование, не очень-то контролируя его качество. Но какое может быть качество, если вы не вкладываете в филиал, не контролируете преподавателей? Понятно, что работают в этих филиалах местные преподаватели якобы по стандартам центрального вуза. Снять с региона деньги и перевести их в центр — вот и вся схема. Она ущербна, так как на глазах губит российское образование. Мы получили огромное количество людей с высшим образованием непонятного качества. Это приводит к дополнительным издержкам работодателей, портит репутацию вузов.

В рамках нашего проекта мы идем принципиально другим путем. Главный интерес — продвигать образовательные технологии, академические стандарты ГУ-ВШЭ в другую среду. И основное здесь — качество. Именно поэтому мы так долго готовились.

— В чем заключалась подготовка?

— Первая идея возникла три года назад на апрельской конференции на экономическом факультете УрГУ. Год мы думали, привыкали к этой идее, потом начали энергично готовиться к ее воплощению. Последние полтора года посвятили уточнению технологических аспектов, а также тому, чтобы сблизить образовательные и исследовательские стандарты нашего университета и экономического факультета УрГУ.

— Проводилась ли дополнительная подготовка преподавателей?

— Да. В 2006 году в рамках национального проекта Высшая школа экономики и еще 16 вузов получили федеральную субсидию на образовательные программы. В 2007 году эту субсидию получили еще 40 вузов, в том числе и УрГУ. Часть этих средств была направлена на подготовку преподавателей. Мы в новом качестве расширили центр повышения квалификации для российских преподавателей. Коллеги с экономфака УрГУ приезжали на индивидуальные стажировки на соответствующие кафедры, где изучали образовательные технологии, методические материалы, обсуждали детали реализации совместной программы. Это был очень важный предварительный этап. Если бы мы не поняли, что у нас получится совместными усилиями обеспечить необходимое качество, мы не стали бы подписывать никакие бумаги.

Давайте исследовать

— Кроме программы двух дипломов какие еще формы сотрудничества предусмотрены?

— Мы будем продолжать работать на распространение в рамках российского образовательного сообщества накопленных в ВШЭ академического знания, образовательных технологий. Однако современное качественное экономическое образование невозможно только как передача некого знания. Если в университете нет команды исследователей, которые работают в соответствии с принятой в мире методологией, владеют соответствующим инструментарием, ведут собственные исследования, студенты не будут правильно воспринимать это знание. Оно подвиснет как нечто инородное и непригодное в практике. Поэтому принципиально важно, чтобы в университетах развивались исследования. К сожалению, с точки зрения современного уровня методологии и международного инструментария экономические исследования в России еще отстают. В последнее время прогресс очевиден, но пока уровень аналитики явно не дотягивает до международных мерок. Поэтому очень хотелось бы, чтобы наше сотрудничество продолжалось как раз в области различных прикладных исследований.

— А каким образом российское образовательное сообщество может продвинуться в прикладных экономических исследованиях?

— Многое уже сделано: повысилась квалификация определенной части российских экономистов, мы потихоньку начали входить в мировое академическое сообщество по экономическим наукам. Но это только начало. Мировая наука сейчас развивается особенно динамично: информационные и коммуникационные технологии позволяют в режиме реального времени отслеживать последние достижения зарубежных коллег. Но необходимо, чтобы возможности коммуникаций были востребованы. А для этого нужно снять языковые барьеры — российские исследователи должны иметь возможность свободно получать новое знание на языке оригинала. Это первое условие. 

Второе: в современной мировой экономической науке очень высока степень инструментальности. Прикладные исследования немыслимы без применения современных эконометрических методов. Надо признать, что российская экономическая наука в дореформенный период развивалась так, что, к сожалению, мало людей владело соответствующими навыками. Вместе с тем в мировом экономическом образовании это абсолютная норма.

— Что будет свидетельством того, что мы преодолели этот провал?

— Как принято в академической практике, признание работ: публикации в ведущих экономических журналах. Эти работы проходят жесткое закрытое внешнее лицензирование, и печатается только то, что представляет интерес для мировой науки.

Естественный выбор

— Почему в качестве партнера был выбран именно экономфак УрГУ? Как сложилось сотрудничество?

— Слово «выбор» в данном случае не совсем подходит. Мы не смотрели абсолютно всех, не ставили крестики и баллы. Мы не думали над определением партнера специально. Нам был хорошо известен достаточно высокий уровень образования, который дают на экономическом факультете УрГУ, потому идея, сначала возникшая как задумка, постепенно обрела черты реального проекта. Партнерство складывается из множества сетевых взаимодействий в рамках образовательного и академического сообщества: участия в конференциях, представления результатов исследований, обмена студентами и т.д. Это сигналы, которые дают представление об уровне вуза. Сетевые связи накопились, а их качество позволило запустить совместный проект. По сути это не выбор, а эволюция отношений.

— Планируете ли тиражировать подобные проекты?

— Об этом рано говорить. Во-первых, потому что образовательные проекты долгосрочны (в частности бакалаврское образование — четыре года). Надо посмотреть, что из этого получится. Кроме того, у нас нет задачи выстроить индустриальную технологию. Как только мы начинаем что-то штамповать, возникают серьезные проблемы с контролем качества, ведь человеческие ресурсы ограничены. Мы не хотим торговать брендом и дипломами. Мы заинтересованы в том, чтобы работать на качество, развивая свою репутацию и репутацию партнера.

Дополнительные материалы: 

Высшая школа экономики создана правительством России при содействии Комиссии Европейского Союза и правительства Франции в 1992 году. В 1996-м ВШЭ получила статус государственного университета. Сегодня ГУ-ВШЭ — ведущая экономическая школа России мирового уровня. Учебные программы ВШЭ признаны десятками ведущих зарубежных университетов. Ее партнерами по программам двойных дипломов являются десять европейских университетов. ВШЭ — самый крупный исследовательский центр по социально-экономическим наукам в России, вовлеченный в основные институциональные реформы (с 2000 года ВШЭ обеспечивает аналитическую поддержку деятельности МЭРТ, выступает в качестве публичной площадки для обсуждения проектов и хода реформ). 

Программа двух дипломов ГУ-ВШЭ и УрГУ Начало реализации — сентябрь 2008 года. Предусматривает подготовку бакалавров экономики с выдачей двух дипломов — ГУ-ВШЭ (о специализации бакалавра в области «Экономика и финансы фирмы») и ЭФ УрГУ (о специализации в области «Мировая экономика и международный бизнес»). Обучение студентов в первые три года будет осуществляться на экономическом факультете УрГУ, в завершающий четвертый год — на факультете экономики ГУ-ВШЭ. Набор студентов пойдет на конкурсной основе (всего 35 человек). Обучение платное

Материалы по теме

Уральские экономические идеи никому не нужны

Сложно, но достижимо

Форум без границ

Вписаться в поворот

УрАГС стала филиалом

Просто университет