Спасаешь планету — делаешь бизнес
Владимир Чекашев |
Определены контуры последствий этого явления. Температура воздуха до конца столетия повысится на 1,8 — 4,00 С, а уровень моря поднимется на 28 — 43 см. Глобальное потепление будет характеризоваться неустойчивостью климата и сопровождаться таянием ледников, повышением уровня моря, увеличением числа аномальных погодных явлений (засух, сильных ливней, ураганных ветров и т.д.). В результате повышения уровня мирового океана будут затоплены некоторые островные государства и прибрежные города. К ним относятся государство Кирибати в Тихом океане, аргентинская столица
В России глобальное потепление уже сказывается в двукратном увеличении (со 150 до 350 в год) за последние десять лет количества опасных природных чрезвычайных ситуаций. В интервью «Российской газете» глава МЧС Сергей Шойгу, отмечая, что «все происходящее — следствие продолжающегося потепления климата», серьезно опасается за судьбу северных регионов: «За последние три десятилетия глубина оттаивания в среднем по зонам вечной мерзлоты увеличилась на 20 сантиметров и продолжает расти. А там ведь свайные поля. Если все это начнет оттаивать, то начнутся просадки свайных полей и коммуникаций. Представьте себе: просядут дома, газопроводы, нефтепроводы».
По данным экспертов, в Западной Сибири уже сегодня ежегодно происходит более 7 тыс. аварий на нефте— и газопроводах, связанных с глобальным потеплением. По расчетам МЧС, потепление неизбежно приведет к увеличению на 30 — 40% длительности периодов природных пожаров, увеличению их масштабов и расширению географии.
Безусловно, влияние глобального потепления нельзя сводить к росту числа опасных природных ситуаций. Это явление гораздо более сложное, многогранное. С ним нам придется жить, максимально используя преимущества, которые оно предоставляет, и сводя до минимума вред, который может принести. Определенную экономическую выгоду можно получить в рамках работы по Киотскому протоколу.
Согласно этому документу, промышленно развитые страны должны сократить общие выбросы парниковых газов в 2008 — 2012 годах не менее чем на 5%. Каждой стране выделяется определенная квота загрязнения окружающей среды парниковыми газами. С целью стимулирования снижения выбросов предполагается торговля свободными квотами. С учетом того, что в США и ЕС расходы на снижение выхода тонны углекислого газа доходят до 200 долларов, в Японии — до 300 долларов, а в России составляют всего 1 — 20 долларов, то экологический бизнес в нашей стране может оказаться достаточно прибыльным и перспективным.
В декабре прошлого года в Екатеринбурге состоялся обучающий семинар с участием японских экспертов по Киотскому протоколу, где первые 30 специалистов нашей страны прошли подготовку по основам экологического бизнеса.
В рамках Киотского протокола между Россией и Японией идет реализация пяти крупных проектов в Иркутске, Хабаровске и Сургуте, а в Вологде один из лесхозов ведет лесные посадки по договору с Данией.
К сожалению, в Свердловской области таких примеров нет, хотя леса занимают почти две трети ее территории. Лесопосадки, по Киотскому протоколу, входят в состав так называемых «малых проектов» и ведутся по упрощенной процедуре. Насколько важно это направление, можно показать на примере Японии, где из установленного задания по сокращению выбросов в 6% на долю посадки деревьев приходится 3,6%.
Перспективен, с точки зрения протокола, перевод ряда котельных с мазута на древесное сырье. Такие проекты легко проходят необходимые процедуры. Территория получает практически бесплатную котельную, а инвестор — квоты на выброс углекислого газа, необходимые ему для развития производства.
Но развивать экологический бизнес следует, учитывая в том числе и проблемы, с которыми лесопромышленный комплекс столкнется в ближайшем будущем. В первую очередь это увеличение числа и площадей лесных пожаров. В 80е годы мне приходилось организовывать тушение крупных лесных пожаров на севере Свердловской области. Техника и люди по большому счету не играют заметной роли — все ждут дождя. И если срок выпадения осадков отодвинется на 30 — 40% по отношению к сложившимся, это приведет к резкому увеличению площади горения, возникновению опасностей для населенных пунктов. С широким внедрением аренды лесов у многих жителей теряется отношение к лесу как своему, родному. Мобилизация людей на тушение лесных пожаров заметно осложняется, и если в ближайшее время не будут найдены эффективные решения в этой сфере, последствия могут быть самые плачевные.
Для лесозаготовителей увеличение безморозного периода приведет к сокращению сроков вывозки древесины, а значит, объемов заготовки леса. Учитывая, что болота занимают 12% территории Свердловской области, а зимние дороги необходимо проминать и промораживать, многие отдаленные лесные участки останутся экономически недоступны.
Глобальное потепление климата — признанный в научной среде факт. Но к этому явлению не следует относиться с фатальным равнодушием. Каждый регион планеты, в том числе и Урал, может и должен не только научиться приспосабливаться к новым климатическим условиям, но и вносить свою лепту в сохранение экологического баланса на Земле. А при рачительном хозяйствовании вполне реально извлечь из этого немалую материальную прибыль.