Вразбег

Масштабирование бардака — стремление нарастить оборот фирмы в ущерб отладке внутренних процессов — было названо в теме прошлого номера, посвященной управленческим ошибкам, одним из самых страшных преступлений против компании (см. «Миллион способов продолбать бизнес» , «Э-У» № 49 от 09.12.2013). В среднесрочной перспективе подобный дисбаланс приводит к смерти бизнеса. Единственный способ спасти дело — приостановить продажи и детально проработать стратегию развития.

Мы утверждали: на этих граблях запросто пляшут представители многих сфер экономики. И оказались неправы, сузив границы экстраполяции. Этот смелый, хотя и не до конца корректный инсайт, настиг нас на прошедшем 5 — 7 декабря Moscow Urban Forum. Площадка ежегодно собирает сотни мировых и российских экспертов для обсуждения концептуальных вопросов и фундаментальных проблем градопланирования. В этот раз ключевой темой мероприятия стало развитие за пределами центров мегаполисов.

А масштабирование бардака здесь вот при чем. Большинство крупных муниципалитетов мира неуклонно растут, аккумулируют все большее количество людей (хорошая рождаемость дополняется потоком мигрантов из мелких населенных пунктов). Особенно мощными «пылесосами» являются глобальные города — Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио, Пекин (подробнее см. «Стать сложным» , «Э-У» № 34 от 26.08.2013). Из-за дороговизны недвижимости 90% большинство жителей селятся на периферии. За спросом на окраины тянутся и застройщики. В итоге мы в лучшем случае получаем миллионы «спальных» кв. метров, в худшем — гигантские фавелы, как в Бразилии (от порт. favela — трущобы, где отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности). В отчете ООН «Вызов окраин» от 2003 года указано, что каждый шестой житель Земли живет в трущобах.

В манифесте Moscow Urban Forum можно найти такие слова: «Лозунгом городов 2000-х была эксклюзивность, лозунгом 2010-х стала социальность. Урбанистика обращается к условиям жизни, работы и проведения свободного времени основной массы жителей. Периферия — центр внимания, здесь решается судьба мегаполисов».

И действительно, сегодня агломерации Лондона, Парижа, Рима, Токио, Сан-Паулу, Мехико, Сеула пытаются понять, как вести себя в условиях быстрого роста. Никаких готовых решений здесь нет. Но позитивные практики имеются.

В Перми, Екатеринбурге или Уфе нет трущоб, но есть «спальные» районы, «мертвые» промзоны и прилипающие к границам мелкие населенные пункты. Даже в условиях дефицита ресурсов пришла пора думать, как нарастить ценность периферии, как создать здесь новые центры и сформировать качественную среду, как увязать интересы жителей и приоритеты развития. 

Материалы по теме

С башней все в порядке

Кто начнет строить Академический

Рост популяции КОТов

Явка не провалена

Чешский цемент из башкирского известняка

Зацементировать дефицит