2008 — 2009: Итоги и перспективы. Самочувствие соседской коровы

2008 — 2009: Итоги и перспективы. Самочувствие соседской коровы Мы только начинаем осознавать влияние мирового финансового кризиса на отечественную экономику. Самое время оглянуться и посмотреть, как переживает его наш ближайший сосед - Казахстан: его накрыло чуть раньше России, во второй половине 2007 года. Какие меры принимало казахское правительство, как на них реагировала экономика и люди?

Дольщики АК АУЫЛВоспоминание о будущем

Казахстан был более интегрирован в мировую экономику: в структуре привлеченных средств доля зарубежного фондирования республиканских банков превышала 50% (в активах российских банков к осени этого года - около 20%). Финансовая система республики многие годы считалась самой передовой на территории бывшего СССР, это подтверждалось высокими рейтингами от международных агентств. Возможность занимать деньги на мировом рынке активно использовалась: валовой внешний долг с 2002 года по первое полугодие-2007 вырос с 1,4 до 46 млрд долларов. Однако «тучные» времена закончились: если в предыдущий период совокупные активы казахских банков росли в среднем на 100% в год, то в 2007-м - лишь на 30%, а уже в первом квартале 2008 года совокупная чистая прибыль коммерческих банков снизилась почти на 47%.

Как и в России, финансовый кризис в первую очередь ударил по отраслям, развивающимся на заемные средства, - строительству и торговле. Особенно перегретой оказалась стройка: дефицит жилья диссонировал с платежеспособным спросом, стимулированным массовой выдачей кредитов. В результате на строительном рынке образовался спекулятивный пузырь: с 2000 по 2007 годы стоимость жилья на вторичном рынке поднялась на 1780%, на первичном - на 775%. Как только кредитные ресурсы подорожали, недвижимость стала падать в цене, и многие объекты были заморожены. Начались массовые увольнения в строительных компаниях, особенно в Астане и Алма-Ате, где строительство велось с наибольшим размахом. До акций протеста дело не дошло: на стройках, как и в России, в основном трудились мигранты.

Стройка была локомотивом экономики республики, поэтому не удивительно, что вслед за ней спад начался и в реальном секторе. К концу прошлого года наблюдалось замедление динамики ВВП: вместо ожидаемых 9,7% он вырос на 8,5%. В 2007 году по сравнению с 2006-м индекс физического объема промышленной продукции в горнодобывающей отрасли упал с 7 до 2,6%, темпы роста обрабатывающей - с 7,3 до 6,7%, объемы строительных работ - с 29 до 15,3%. Впервые с начала 2000-х годов дефицит текущего счета платежного баланса достиг 7 млрд долларов.

Усугубил ситуацию и рост цен на продукцию агропрома (зерно, растительное масло, рис): цены на продукты питания в стране поднялись в январе-феврале почти на 27%. Инфляция была импортирована: цены на продовольствие взлетели вслед за мировыми.

Миллиарды в руки

Как и в России, на первых порах власти Казахстана начали накачивать ликвидностью банковский сектор. Для этого из бюджета выделили 4 млрд долларов: 1,5 миллиарда пошло на поддержку строительного сектора; 1,2 - агропромышленного комплекса; 1,3 - малого и среднего бизнеса. Но значительная часть выделенных средств так и не была освоена, поскольку банки выдавали кредиты по ставкам, которые бизнес переварить просто не смог.

Параллельно с финансовой помощью власти Казахстана начали снижать налоговую нагрузку на бизнес: в течение ближайших трех лет корпоративный подоходный налог (КПН) будет постепенно уменьшен вдвое, с 30% в 2008 году до 15% в 2011-м. Кроме того, предусмотрены отмена авансовых платежей по КПН для малого и среднего бизнеса, снижение в 2009 году НДС до 12%, переход от регрессивной шкалы социального налога (от 13 до 5%) к плоской (11%). Предполагается, что эти меры позволят снизить налоговую нагрузку на несырьевые секторы экономики.

В отличие от российских властей, которые пытаются спасать проблемные банки, выдавая кредиты на их санацию сильным учреждениям, Казахстан пошел по пути выкупа долговых обязательств. Доля безнадежных кредитов, составляющая в банковской системе 1,5% с начала 2008 года почти удвоилась (до 2,9%). Для решения проблемы по специальному поручению президента республики был создан Фонд стрессовых активов, в который из бюджета поступил 1 млрд долларов. На эти деньги фонд будет выкупать у банков стандартные и сомнительные кредиты.

Еще один шаг в поддержку банковской системы - увеличение уровня гарантирования вкладов граждан в банках в семь раз, с 6 до 42 тыс. долларов, что позволит гарантировать стопроцентную сохранность 99% всех банковских счетов.

Реализация антикризисных мер наталкивалась на те же препятствия, что и сегодня в России: выделяемые из бюджета громадные финансовые ресурсы очень долго шли к получателям. Одной из основных проблем остается провал в сегменте малого и среднего предпринимательства: во многих регионах Казахстана в связи с подорожанием кредитных ресурсов и усилением инфляционных процессов прекратили работу почти треть субъектов малого бизнеса. Если раньше в условиях наличия большого количества дешевых денег банки охотно давали малому бизнесу кредиты, то сейчас они стремятся минимизировать риски и с меньшим энтузиазмом идут на кредитование малого предпринимательства.

Тем не менее правительству республики в какой-то мере удалось нейтрализовать первые последствия мирового кризиса, не допустить дестабилизации финансовой системы и выйти на стадию умеренного экономического роста. В период высоких цен на нефть Казахстан смог даже приумножить резервы: их совокупный объем с учетом активов Нацфонда (26 млрд долларов) по состоянию на 1 октября текущего года превысил 51,5 млрд долларов, увеличившись с начала года на 34%.

Однако о преодолении финансовой нестабильности говорить пока не приходится: обрушение фондовых рынков в сентябре этого года спровоцировало новый отток ликвидности, как следствие - давление на национальную валюту. Чтобы поддержать курс тенге, правительство начало расходовать золотовалютные резервы.

Окрепшие в борьбе

Вторая волна кризиса подтолкнула казахстанские власти к мерам по усилению влияния госсектора на экономику. Из Нацфонда выделено 10 млрд долларов (10% к ВВП и третья часть от поступлений республиканского бюджета на 2009 год). Судьба половины денег уже определена: они пойдут на увеличение капитала Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», созданного путем слияния холдинга управления государственными активами «Самрук» и фонда устойчивого развития «Казына». Часть средств этого фонда власти намерены использовать для повышения капитализации банковской системы. В частности, «Самрук-Казына» войдет в уставные капиталы четырех системообразующих банков (Альянс Банк, Народный банк, БТА Банк и Казкоммерцбанк), приобретя до 25% акций каждого на общую сумму 5 млрд долларов. В ответ на эти меры поддержки правительство рассчитывает, что банки сохранят объемы кредитования внутренней экономики, увеличат финансирование малого и среднего бизнеса и установят приемлемые условия кредитования по ипотечным кредитам заемщикам.

Все это позволит стабилизировать ситуацию в краткосрочной перспективе, однако бесконечно накачивать экономику деньгами за счет накопленных ранее резервов невозможно: ресурсы нацфонда ограничены, а в условиях падающих цен на нефть проблемы с ликвидностью будут только усугубляться. Останется надеяться на скорейшее восстановление мировых финансовых рынков.                                         
В подготовке материала принимали участие Ирина Перечнева и шеф-редактор «Эксперт-Казахстан» Юрий Дорохов