Мираж как стимул

Мираж как стимул В Курганской области открылся первый нефтеперерабатывающий завод. Правда, наличие запасов углеводородного сырья в регионе пока не доказано. Кроме того, без доступа к магистральному нефтепроводу повлиять на местный рынок ГСМ новый игрок не сможет

Регионы Урала, где нефть не добывают, неоднократно пытались построить собственные «свечные заводики»: нефтепереработка - это не только существенные вливания в областной бюджет, но и возможность влиять на цену бензина на местном рынке. Так, в Свердловской области НПЗ мощностью 3 млн тонн в год планировался в районе Верхотурья. Разработчикам проекта даже удалось получить предварительное согласие на его финансирование со стороны ряда чешских компаний (см. «Ближе к духовности», «Э-У» № 46 от 10.12.07). Власти Челябинской области в прошлом году заявили, что нашли инвесторов для строитель­ства крупного нефтеперерабатывающего завода вблизи мегаполиса. Каждый проект был направлен на обеспечение топливом и своего региона, и «соседей».

И ни один до сих пор не сдвинулся с места. Курганская область оказалась неожиданным лидером в этой гонке: в конце января в селе Красный Октябрь заработал первый нефтеперерабатывающий завод, пока небольшой, мощностью не более  70 тыс. тонн сырой нефти в год.

Если повезло...

Завод появился на месте Кособродской нефтебазы, которая существует уже 60 лет. И в последнее время переходила из рук в руки. Инвестором выступила управляющая компания «Уралнефть» (владельцы - бизнес-структуры из Москвы и Сургута).Базу обновили: расширили площади, построили резервуары для хранения топлива, новые трубопроводы с подогревом. В общей сложности объем инвестиций в строительство первой очереди завода составил 300 млн рублей (40% - собственные средства акционеров, остальное - привлеченные). Получают летнее и зимнее дизтопливо (порядка 40% продукции), мазут марки М-40 (около 30%), бензин Аи-80 и нефтяной промышленный растворитель.

Диверсифицировать областную экономику за счет добычи и переработки нефти зауральские власти пытаются давно. Поиски углеводородов здесь ведутся с советских времен (прогнозные запасы в регионе оцениваются в 600 млн тонн, из них около 130 млн тонн - извлекаемые), однако притока нефти в скважинах до сих пор не было обнаружено.

«Чтобы перерабатывать нефть, не обязательно ее добывать», - убежден генеральный директор «Уралнефти» Роман Елин. Курганская область, по его словам, выгодное место для размещения подобного производства: по ее территории в разных направлениях проходит сеть магистральных нефтепроводов. Кроме того, Кособродская нефтебаза находится в непосредственной близости от железной дороги, что удобно для транспортировки продукции.

По словам губернатора области Олега Богомолова, даже при стартовой мощности предприятие может полностью закрыть потребности агропромышленного комплекса по дизельному топливу (в 2008 году - около 45 тыс. тонн). Кроме того, отмечают в областном правительстве, новый завод решит проблему снабжения муниципальных образований мазутом для котельных и бензином для городского транспорта (его закупки возможны на консолидированные бюджетные средства). Как отметил Роман Елин, уже сейчас завод поставляет топочный мазут на рынки Челябинской и Свердловской областей, отгружает его в Санкт-Петербург для производства корабельного топлива, потому что потребности Курганской области он уже полностью закрыл.

Еще один немаловажный момент - налоговые поступления в областную казну. По прогнозам курганских властей, ежемесячно от НПЗ будет приходить до 4 - 4,5 млн рублей в виде налогов, по итогам года сумма превысит 60 млн рублей. Пока ни одно предприятие Зауралья такими достижениями похвастаться не может.

Между тем задача собственников завода - расширить мощности и увеличить объем переработки нефти уже в 2009 году до 150 тыс. тонн в год, а в перспективе и до 400 тыс. тонн в год. Ориентировочный объем инвестиций в этот проект оценивается в 2,5 млрд рублей. «Плюс еще около 200 млн рублей нужно затратить на то, чтобы увеличить глубину переработки нефти, как требует российское правительство, до 95%», - поясняет Роман Елин. В результате Курганская область сможет обеспечить готовыми нефтепродуктами не только себя, но и другие регионы.

В качестве наиболее перспективных клиентов рассматриваются Свердловская и Челябинская области.

...То это не надолго

Эксперты соглашаются с тем, что с точки зрения размещения завод построен идеально: вблизи пересечения важных магистралей, рядом крупные потребители - Южный Урал, Свердловская область.

Однако пробиться на рынок нефтепродуктов даже Курганской области новому игроку будет не просто. Как пояснили в областном департаменте сельского хозяйства, дефицита дизтоплива курганские сельхозпроизводители не испытывают. Оптовой реализацией топлива в области занимаются около 20 компаний, поставляющих продукцию с различных НПЗ России. Дизельное продает примерно половина из них, основные - Лукойл и Роснефть. И, как отмечают участники рынка, появления нового игрока они пока не заметили. А если Курганский НПЗ намерен выходить в соседние территории, причем не только с дизельным топливом, но и бензином, он должен учитывать соседство крупного Пермского НПЗ (принадлежит Лукойлу), контролирующего территорию Урала и Западной Сибири. Цены пока сопоставимы: в начала февраля тонна солярки в среднем по области стоила 14 тыс. рублей, у Курганского НПЗ - около 13,5 тыс. рублей.

Однако, по словам экс-директора департамента экономики Тюменской области, доцента Тюменского государственного университета Алексея Янина, на экономически депрессивной территории такой завод может существовать только в условиях приобретения сырой нефти по льготным ценам при поддержке родственных финансовых структур: «В четвертом квартале 2008 года и в январе 2009-го цены на сырье на внутреннем рынке были аномально низкими. Но такая ситуация долго не сохранится. После возврата рынка к нормальным ценам, рентабельность мини-заводов окажется под большим сомнением». Залогом успешной работы нового НПЗ станет долгосрочный контракт на поставку нефти по фиксированным ценам, отмечает заведующий лабораторией внешнеэкономических связей Института экономики УрО РАН Сергей Бурьков.

Для увеличения мощности НПЗ необходимо решить еще одну большую проблему - изменить структуру доставки нефти на завод. «Сейчас проблем с сырьем предприятие не испытывает, - уверяет Роман Елин. - Нефть в Красный Октябрь возят из Тюменской области наливниками». Прямые контракты заключены с Сургутнефтегазом, «Салым Петролеум», ТНК ВР, Транснефтью и ООО «Янгпур». Но транспортное плечо велико - 200 км в одну сторону. Чтобы вторая очередь НПЗ была рентабельна, необходимо сократить его в несколько раз. Теоретически такое возможно: буквально в 23 км от нового завода в селе Чаши (Курганская область) есть нефтеперекачивающая станция. «Если Транснефть даст нам разрешение на налив в этой точке, себестоимость производства заметно снизится. Но для выхода на полную мощность в 400 тыс. тонн этого недостаточно - нужно разрешение на непосредственное подключение к магистральной трубе и строительство нефтеотвода», - говорит глава «Уралнефти».

Но Транснефть такого разрешения пока не дает. «Мы не можем достучаться до Москвы, - сетует глава департамента промышленности Курганской области Алексей Симанов. - Со стороны транспортной корпорации переговоры приостановлены. Теперь к решению этого вопроса подключились власти округа».

Как отмечают аналитики, вероятность получения техусловий от Транснефти на подключение к трубе мала. Итог переговоров во многом будет зависеть от того, кем будет финансироваться строительство нефтеотвода. Вряд ли Транснефть захочет взять его на себя: если мощности предприятия невелики, рентабельность трубы также будет невысока, а значит, срок окупаемости нефтеотвода растянется на многие годы. Но без трубы предприятие небольшой мощности останется тем самым кустарным «свечным заводиком», половину нефти переводящим в мазут, а из второй выпускающим топливо низкого качества, не отвечающее никаким европейским стандартам.  

Материалы по теме

Переработаем сами

ТНК­ВР инвестирует в разработку месторождений Уватской группы

Сургутнефтегаз (СНГ) и Трубная металлургическая компания (ТМК) подписали трехлетний контракт

«Итера» пошла в рост

«Страшилка» для конкурента

Газпром и «Итера» не спросили третьего