Много бума из ничего

Много бума из ничего

 Фото: Андрей Порубов
2007-й станет годом бума строительства кинотеатров. Участники рынка уверены: главное — открыть. А зритель найдется потом

23 января в торгово-развлекательном центре «Гринвич» в центре Екатеринбурга открылся кинотеатр «Титаник Синема» федеральной компании «ЕА — Синема» (бывший «Екатеринбург-Арт»). В сентябре начнет работу десятизальник «Екатерининский» (вторая очередь аквапарка «Лимпопо»). В течение года в городе также ожидается вступление в строй «Киноплекса» в ТРЦ «Карнавал», «Киномакса» в ТРЦ «Мегаполис». Готовятся к выходу на екатеринбургский рынок федеральные сети «DVI синема» и «Синема Парк».

Аналогичный ажиотаж и в других крупных городах УрФО. В Челябинске девятизальный мультиплекс «Синема Парк» заработал в декабре, вскоре должен открыться восьмизальник «Кино и домино». В Тюмени за прошедший год появилось 14 новых экранов.

Уже через полтора-два года выйти на рынок кинопоказа Екатеринбурга новым игрокам будет практически невозможно. В других регионах рынок насытится чуть позже (например, в Перми до сих пор действует только один многозальный кинотеатр). Вопрос: будет ли спрос на такое количество киноэкранов?

Зритель — в последнем ряду

С 2004 года рынок кинотеатров крупных городов Урала растет бешеными темпами: до 50% ежегодно. В основном — за счет многозальников и киноплексов. И динамика, и масштаб закономерны: в последние годы российское кино увеличило долю в отечественном кинопрокате до 30%. Расширение репертуара приводит к тому, что монозальные кинотеатры просто не могут продемонстрировать все новинки кинопроката. «Многие кинотеатры расширяются, увеличивают количество залов, это позволяет привлечь больше зрителей. Сегодня никто не будет строить однозальники. Кинотеатр с несколькими небольшими залами позволяет разнообразить репертуар, увеличить количество сеансов так, что фильмы будут начинаться каждые 15 — 20 минут», — рассказывает управляющий ООО «Киномакс» (Екатеринбург) Игорь Валиев.

— Емкость екатеринбургского рынка кинотеатров — около 500 млн рублей: расти есть куда. Но рынок расширяется в геометрической прогрессии, — рассказывает директор кинотеатра «Салют» Сергей Федяков. — Через год количество экранов на душу населения удвоится и мы, скорее всего, перегоним по этому показателю даже Москву.

Между тем сильной конкуренции за зрителя между участниками рынка нет пока даже в Екатеринбурге — наиболее насыщенном кинотеатрами городе УрФО, региональном лидере по кассовым сборам. Количество постоянных зрителей невелико: житель крупного уральского города в среднем посещает кинотеатр раз в два года (для сравнения: в Москве — втрое чаще). Однако игроки уверены: зрителей будет больше. И сегодня стремятся застолбить место: через пару лет возможности выйти на кинорынок крупных городов не будет. «Мы работаем на будущее», — резюмирует Игорь Валиев.

Все на одного

Количество посадочных мест в кинотеатрах ЕкатеринбургаРынок кинопоказа развивается преимущественно в сетевом формате. «У сетевиков больше преимуществ перед одиночками, — говорит генеральный директор ООО “Интеркино” (Екатеринбург) Павел Угольков. — Им проще договориться с компаниями-дистрибьюторами. А с одиночками работать не так интересно: у них гораздо ниже оборот». На рынок Перми, Челябинска и Тюмени активно выходят федеральные и инорегиональные сетевые игроки. Похоже, в недалеком будущем они окончательно вытеснят местных операторов. 

— За прошедший год на тюменский рынок вышли три оператора: федеральная сеть «Синема Парк», региональные «Премьер» из Тюмени и Дом кино из Екатеринбурга, — рассказывает директор кинотеатра «Киномакс-Космос» (Тюмень) Валентина Яманова. — До этого в течение пяти лет мы были единственным первоэкранником и делили рынок с местными кинотеатрами второго экрана, «Современником» и «Темпом». Из 17 существующих залов 13 принадлежат сетевым игрокам.

В последние два-три года федеральные сети активно выходят на региональные рынки и занимают там лидирующее положение. В Перми, как сообщила менеджер по рекламе ООО «Киномакс Пермь» Мария Уварова, пока работает один кинотеатр федеральной сети и три местных, но в ближайшее время на рынок собираются входить еще две федеральные сети.

В Екатеринбурге федеральные и местные сети делят рынок примерно пополам. Общенациональных операторов три («Киномакс», «Инвесткинопроект» и «ЕА — Синема»), с выходом «Синема Парк» и «DVI синема» будет пять. Среди местных сетевых игроков выделяется «Премьерзал», который успешно занимает областные города Среднего Урала, Тюмень. В ближайшее время сетевиком станет и «Екатерининский». Второй кинотеатр компании будет построен в Оренбурге.

— Конечно, местные операторы кинопоказа развиваются значительно медленнее федеральных, — считает генеральный директор киноцентра «Екатерининский» Илья Ярутин. — Но Екатеринбург — один из немногих городов России, в котором местные игроки настолько сильны, что готовы не только успешно конкурировать с федеральными, но и организовывать экспансию в соседние регионы. Мы тоже вынашиваем планы освоения кинорынка других регионов. К приходу московских коллег относимся спокойно. Реальную опасность для регионального кинорынка лет через пять-шесть составят транснациональные компании. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге уже работают три мультиплекса американской компании National Amusements, интерес к российскому кинорынку демонстрируют Walt Disney и Warner Brothers. Понятно, что бороться с такими гигантами киноиндустрии в случае их выхода на местный рынок нам будет сложно. Операторы кинорынка считают, что жестко конкурировать между собой бесполезно.

— Естественно, мы стараемся чем-то выделиться на фоне других кинотеатров, — объясняет Игорь Валиев. — Но в любом случае основная задача — не привлечь зрителя в конкретный кинотеатр, а вообще увеличить аудиторию кинотеатров, изменить менталитет российского человека. Мы все стараемся этого добиться, устраивая всевозможные рекламные акции, популяризируя киноискусство.

— Нужно сделать так, чтобы ходить в кино, знать о последних новинках кинопроката стало модно, — поддерживает коллегу Сергей Федяков. — Только тогда кинозрителя хватит на всех.

Dolby как можешь

Расположение в торгово-развлекательном комплексе сегодня обеспечивает кинотеатру высокую посещаемость.

— Недостатка зрителей у нас не будет, — уверена Мария Бабанина, заместитель управляющего сети кинотеатров «Титаник Синема», расположившегося в ТРЦ «Гринвич». — Все конкурентные преимущества налицо: большая проходимость, удобное месторасположение центра, наличие парковки.

Правда, многие игроки уверены, что мода на кинозалы в составе торгово-развлекательных центров скоро пройдет (см. «Один в поле») и через несколько лет в фаворе окажутся отдельно стоящие мультиплексы.

Скоро фильмы на пленке уйдут в прошлое: в борьбе за зрителя владельцы кинотеатров будут улучшать качество кинопоказа и перейдут на цифровой формат
Фото: Андрей Порубов

К концу 2008 года уральский рынок кинотеатров будет заполнен. Большую его часть займут крупные сетевые игроки, местные и федеральные, представляющие универсальные многозальные кинотеатры. Участники рынка перейдут от экстенсивного развития к интенсивному.

При развитии кинорынка и увеличении конкуренции монозальники, оставшиеся, как правило, еще с советских времен и расположенные в самых выгодных районах города, скорее всего либо исчезнут, либо уйдут в рыночные ниши с нестандартным репертуаром, в том числе авторского кино. Так, дорогу артхауса уже сегодня выбрал екатеринбургский кинотеатр «Совкино» (подробнее о прокате «другого кино» см. «Возвращение», «Э-У» № 3 — 4 от 29.01.07).

В конкурентной борьбе за зрителя владельцы кинотеатров начнут улучшать качество кинопоказа: активно переходить на цифровой формат, устанавливать более качественное оборудование для воспроизведения звука. «В дальнейшем можно ожидать создания 4Dкинотеатров или залов, позволяющих сопровождать демонстрацию фильмов разнообразными эффектами, например запахами, трехмерным изображением — прогнозирует Мария Бабанина. — Пока в регионах есть только один такой кинотеатр в Казани, но, думаю, скоро они появятся и на Урале».

Следующий этап экспансии кинорынка начнется лет через семьвосемь (когда окупятся новые кинотеатры в городах-миллионниках). Крупные киносети начнут выходить в областные города с населением до 500 тыс. человек. Пока освоение городов второго эшелона («Киномакс» в Нижнем Тагиле и кинотеатр компании «Интеркино» в Сургуте) — скорее разведка боем.

Дополнительные материалы:

Кинорыночная терминология

Моноэкран — кинотеатр с одним экраном

Миниплекс — комплекс с количеством экранов от 2 до 8: в крупных городах УрФО таких большинство

Мультиплекс — кинотеатр от 9 до 15 залов

Мегаплекс — от 16 залов: единственный в России работает в Москве

Киноплекс — кинотеатр, расположенный в торговом или торгово­развлекательном центре

Кинотеатры «первого экрана» — выпускают фильмы в день премьеры по всей стране

Кинотеатры «второго экрана» — прокатывают фильмы через две­три недели после премьеры на «первом экране»

Один в поле

Большинство мультиплексов в крупных городах УрФО входят в состав торгово-развлекательных центров. Но будущее за отдельно стоящими кинотеатрами

Илья Ярутин, генеральный директор киноцентра «Екатерининский»:

Илья Ярутин 

Илья Ярутин

— Кинотеатры и сейчас не сильно отличаются друг от друга репертуаром, в будущем ситуация вряд ли изменится. Цена билетов с усилением конкуренции, скорее всего, перестанет расти, да и сейчас она не играет особой роли при выборе кинотеатра. Поэтому основным конкурентным преимуществом станет высокое качество кинопоказа, которого сложнее добиться в формате киноплекса. Если возводить торгово-развлекательный центр с учетом всех технологических требований к качественному кинотеатру, это многократно увеличит стоимость строительства. Например, в строящемся здании нашего киноцентра (во второй очереди аквапарка «Лимпопо») высота потолков в залах будет десять метров. Это позволит установить там огромные экраны. Обычным торговым центрам просто невыгодно делать такие помещения: намного прибыльнее построить еще одиндва этажа и сдать их в аренду магазинам. То же касается качественной звукоизоляции: для нее требуются очень тяжелые и сложные конструкции межзальных стен, которые удорожат строительство ТРЦ. Качество кинопоказа в отдельно стоящем кинотеатре будет выше и завсегдатаи, скорее всего, отдадут предпочтение именно этому формату.

Сергей Федяков, директор кинотеатра «Салют»:

 

Сергей Федяков

 Сергей Федяков
— Наиболее удобный для зрителя формат — отдельно стоящий кинотеатр или кинотеатр в составе развлекательного (но не торгового!) комплекса. Конечно, наличие дополнительных услуг — точек общепита, бильярда, залов игровых автоматов — привлекает посетителей, но формат «покупай и развлекайся» — не для нашего зрителя. Люди идут в кинотеатр, как правило, целенаправленно. Они не покупают кино как товар, для них это — культурная акция, выход в свет. Я не совсем представляю, какое удовольствие можно получить после того, как похо

 

дил по магазинам, совершил массу покупок и наконец «осел» в киноплексе.

Думаю, в будущем отдельно стоящий кинотеатр выиграет по сравнению с кинозалом в ТРЦ.