Игрушки для радости
С 19 по 28 января в Перми на территории выставочного центра «Пермская ярмарка» прошла девятая международная
«АртПермь» — масштабный
Теперь сделаем акцент на «культурной» стороне проекта. Салон ежегодный вовлекает в орбиту сотни художников, тысячи покупателей произведений искусства и массу других участников
АртПермь: форма
Профессионалам — общение
Помимо живописи и ваяния, не говоря уже о многочисленных и разнообразных художественных промыслах, были представлены: фотография, кинематограф («Пермская синематека» провела презентацию фестиваля документального кино «Флоэртиана» и недели национальных кинематографий в Перми и Пермском крае), книжное дело (издательства «Звезда» и «Книжная площадь» в проекте «Время плохо изданных книг прошло» показали лучшие работы, в том числе уникальную энциклопедию
Основную часть выставочных площадей занимали, конечно, художники Перми и Прикамья. Несколько экспозиций были отданы творческим объединениям областных городов: березниковскому, соликамскому и краснокамскому. Страну представили экспозиции из Екатеринбурга, Свердловской и Челябинской областей, Кургана, Омска, ГорноАлтайска, Кирова, Нижнего Новгорода, Костромы, Калининграда, СанктПетербурга, Москвы. Статус выставки как международной поддержало участие чешской галереи «Дион», а также китайских и японских мастеров.
Выставка позволила художникам на несколько дней вырваться из узкого цехового мирка «своих» объединений и творческих союзов, чтобы увидеть, чем живут
В этом году наряду с экспозициями действующих живописцев на «АртПерми» был представлен проект «Забытые имена», посвященный творчеству пермских художников середины ХХ века, некогда известных и даже знаменитых, а затем несправедливо забытых (например, Александра Репина и Ивана Шардакова). Новый проект стал зримым знаком преемственности культуры, большой художественной и человеческой удачей выставки.
Авторитет «АртПерми» в профессиональном сообществе растет. Если в первой выставке приняло участие около 20 художников, то в этом году их было уже более трехсот (198 стендов). Налицо и качественные изменения. Председатель Пермского отделения Союза художников России Равиль Исмагилов вспоминает, что «первые выставки многие художники воспринимали как место, где можно сбыть залежалый товар, несли старые ненужные работы, надеясь, что здесь их можно продать. Теперь отношение совершенно изменилось. Люди начинают готовиться загодя, пишут работы специально для этой выставки».
«Продаваемость искусства» от этого только выросла. Точные объемы продаж на ярмарке неизвестны: принципиальная позиция организаторов — деньги в карманах художников не считать. По оценкам удачливых творцов, на вырученные суммы можно спокойно жить полгода. Некоторые продали по 15 — 20 картин. Причем коммерческий успех вовсе не обязательно сопутствовал только известным и столичным мастерам. Например, березниковские художники уехали домой налегке: за девять выставочных дней распродали все привезенные на выставку полотна.
Посетителю — экшн
Канон традиционного китайского пейзажа |
Главные преимущества выставочного центра перед традиционными галереями — огромные площади (свыше 5 тыс. кв. метров), разнообразие и общедоступность. Слова «галерея», «музей» для многих со школьной скамьи означают
Художественный салон не просто «проходит» в течение десяти дней, он активно вовлекает людей в сотворчество всевозможными проектами
Региону — имидж
Экспозиция краснокамских художников. В центре Галина Аксенова и ее «Рябинушка» — самый сочный натюрморт выставки |
Художественным мероприятиям часто присуща некая богемная расхлябанность: концерты и спектакли начинаются на полчаса позже, чем обозначено в программе, на выставках царит хроническая путаница с местами, не хватает
В Перми ничего подобного не наблюдалось. Команда менеджеров выставочного центра работала как часы. Перед открытием в гигантском выставочном зале не было ни малейших признаков суеты: большинство экспозиций уже оформлены, подготовка остальных спокойно шла к концу. Мероприятия, обозначенные в программе, начинались и заканчивались строго по расписанию. «АртПермь» демонстрировала зрителям не только богатую художественную культуру края, но и высокую организационную культуру менеджмента выставочного центра.
«АртПермь» явила наглядный пример того, насколько успех социальных и культурных проектов зависит от умелой организации. Причем заметим, что художественный салон — проект для «Пермской ярмарки» некоммерческий: о зарабатывании денег на художниках речи не идет. Участники платят только оргвзнос (в этом году — полторы тысячи рублей), он расходуется на издание каталога. Все, что художнику удастся наторговать на ярмарке, отправляется прямо к нему в карман.
Финансовое обеспечение выставки взяли на себя власти города и края. Выступавшие на открытии представители администраций дружно говорили о ее значении для создания в Прикамье особого культурного пространства. Для них мероприятия, подобные «АртПерми», — плановые инвестиционные проекты, работающие на привлекательный имидж региона. Причем вложения уже окупаются. Если считать индикатором выпуски новостей телеканала «Культура», в этом году «АртПермь» стала мощным всеуральским брендом. Теперь она готова перешагнуть границы территории, чтобы вырасти до полноценного общероссийского форума. Если организаторы сосредоточат внимание на активном привлечении художников из других регионов, выставка без труда преодолеет и этот качественный рубеж. Тогда на Урале наконец появится салон, по представительности и влиянию не уступающий столичным. И он закономерно появится именно в Перми.
АртПермь: содержание
Осетрина второй свежести
…По пространствам «АртПерми» разгуливала девушка с раскрашенной голой грудью — непременный атрибут выставки современного искусства. Такой же традиционный, как стотысячный портрет дедушки Ленина на выставке искусства социалистического. Рядом объединение
Над экспозициями отчетливо витал аромат не первой свежести — идейной и художественной. Даже рисование шоколадом приелось. Много артефактов вроде бы и хороших, и профессионально исполненных, но словно
Кудреватые мудрейки
Удовольствие без потрясения — такова
Чем объяснить тяготение к «красивости»? Естественным отторжением соцреализма, которым многих зрелых художников принудительно «перекормили» в молодые годы? Целенаправленной работой «на продажу»? Думаю, в той или иной мере справедливы обе версии. Есть и третья, самая печальная. Не мною придумано: дракона нарисовать проще, чем собаку: его никто не видел. Как с грустью констатирует известный пермский художник Юрий Лапшин, президент международной ассоциации современного искусства «Артемида» и один из старейших участников выставки, «в искусстве сейчас время дилетантов».
В стороне от «фэнтэзи» расположились традиционно реалистичные пейзажи и натюрморты. Но и они традиционно не удивили: на столе — цветы, на елях — снега…
Количество реализма в изобразительном искусстве — разумеется, вопрос вкуса. Но он теснейшим образом связан с принципиальной проблемой его, искусства, национальной самобытности. На выставке «АртПермь», как и во всех художественных салонах и галереях страны, слишком мало специфически пермского, уральского и вообще — российского. Между тем космополитизм без уникальности едва ли будет востребован на мировом
Для меня главной картиной «АртПерми» стала «Старая песня» художницы Татьяны Нечеухиной: две старухи в красных сарафанах, похожие на состарившихся баб, которых так хорошо рисовал художник Малявин, поют о своем, о вечном. Редкий по нынешним временам пример полотна, в котором «дышит почва и судьба».
Артрынок в теории…
В начале марта в Перми ожидается большая выставка, посвященная только народным промыслам, но организаторы «АртПерми» не стали строго проводить границу между искусством и ремеслом: последнее получило значительную выставочную площадь. Думается, справедливо: задача отделения «агнцев» чистого искусства от прочих «козлищ» на нынешнем этапе развития российского
На вопрос о степени организации российского художественного рынка многие специалисты отвечают примерно так: «С ней все хорошо — ее нет». Юрий Лапшин демонстративно категоричен: «Мне кажется неправильной сама постановка вопроса, предполагающая, что в России есть
…И на практике
В отсутствие
Наталья Сунцова и Яна Солякова много лет преподавали изобразительное искусство в школе,
В умелых руках этих веселых и добродушных женщин невзрачные сухие стебли дудника, борщевика и рогоза преображаются в воздушные и пестрые поделки. Пермские мастерицы «попали в струю». Но свои проблемы есть и у них:
— С магазинами и салонами мы дела практически не имеем, — рассказывает Наталья Сунцова. — Если отдавать изделия на реализацию, то денег приходится ждать месяцами, а можно и не дождаться. Только крупные московские сети могут позволить себе платить вперед. Приходится самим торговать по ярмаркам. «АртПермь» для нас большое подспорье, выручки с прошлой выставки хватило нам на полгода.
Среди многих «промысловых» экспозиций «Игрушки для радости» выделялись непохожестью и неизменно собирали толпу восторженных покупателей. Творчество двух пермских учительниц явило пример продуктивного синтеза традиционных (народных) техник и современного художественного мышления. Не по форме, по существу. Их игрушки сохраняют родство по фактуре материала с грубоватыми народными поделками, при этом абсолютно оригинальны. И не на путях ли такого синтеза стоит искать пресловутую национальную самобытность, а заодно и секрет коммерческого успеха? Может, синий корабль пермских мастериц, с которого мы начали рассказ, укажет дорогу?