Непроизводительно
Cегодня только ленивый не говорит о низкой производительности труда в России.На пике сырьевого роста экономики в середине 2000-х годов компании стремительно наращивали доли рынка за счет загрузки имеющихся мощностей, тем самым обеспечивая рабочие места. Это не давало повода для возникновения очагов напряженности, что устраивало и бизнес, и власти. Критичной необходимости заниматься повышением эффективности производства не было ни у государственных, ни у частных компаний. Однако после кризиса 2008 года стало очевидно: этот ресурс роста практически исчерпан и дальнейшие перспективы экономики могут быть связаны только с повышением эффективности.
По данным исследования института McKinsey, в среднем производительность труда в России составляет 26% от этого показателя в США. И это касается не только традиционной индустрии (31% в сталелитейной промышленности), мы отстаем от США и в розничной торговле (31%), и в банковском бизнесе (23%), и в жилищном строительстве (21%), и в электроэнергетике (15%). Между тем производительность труда — это не абстрактное понятие, а вполне ощутимая материальная ценность, выраженная в более высокой заработной плате сотрудников, более низких ценах продукции для потребителей, более высокой прибыли акционеров. Но задача повышения эффективности не решается без оптимизации издержек, а значит, и сокращения персонала. И это главный вызов, который до сих пор не удавалось принять действующей власти, поскольку лейтмотивом государственной политики последних лет была стабильность, в первую очередь социальная: попытки резко сократить число персонала, особенно в крупных компаниях, воспринимались как угроза для спокойствия общества.
Однако этот баланс не может быть вечной ценностью, экономика по причине низкой эффективности и высоких затрат уже начинает тормозить. Эксперты того же института McKinsey давно говорят о том, что России необходимо стимулировать рост производительности труда в масштабах всей индустрии. Похоже, власть начинает понимать неотвратимость смены парадигмы. В мае этого года президент страны издал указ, в котором обосновывалась концепция создания в России высокотехнологичных рабочих мест. Вероятнее всего, идея, спущенная сверху, обретет характер кампанейщины, как это присуще нашей политической культуре. Однако даже если в ворохе отчетности, красивых лозунгов и патетики останется немного рационального, это уже будет движение вперед. К сожалению, иначе пока невозможно.
Партнер