Возможность сделать выбор и заплатить за него
Cамый богатый на события за последнее десятилетие год закончился. Благодаря кризису сделаны несколько ключевых шагов, многие имеют долгосрочные последствия. Вертикаль власти, используя «революционную» ситуацию, дотянулась до муниципалитетов - последний оплот демократии для одних, самый крупный источник коррупции для других. Без катастрофических последствий властями погашен пожар неплатежей, спровоцированный во многом задержками оплаты госзаказа и госкомпаниями; методами ручного управления демпфированы последствия кризиса для моногородов - Новочеркасск-2009 не повторился. Сказаны слова о необходимости модернизации. За ними сделаны пока робкие попытки сформировать технологические коридоры, провести первые законопроекты.Приняты решения, которые в будущем могут дать толчок экономическому развитию: созданы федеральные университеты, серьезно усилена поддержка малого бизнеса, снижена налоговая нагрузка на предпринимательство.
Вместе с тем пошла волна уголовных дел, связанная в равной мере как с переделом собственности, так и с борьбой против собственников, пытавшихся задерживать зарплаты и выводить активы. Это обнажило и без того очевидные недостатки системы исполнения наказаний и породило волну дискуссий о легитимности подобных мер против предпринимателей и их прямом противоречии тем самым целям модернизации и развития.
Но к концу года экономическая ситуация начала выправляться. Теперь можно ничего не делать - это привычный сценарий, который все тучные годы был основным. Однако если мы говорим о развитии, оно невозможно без целого ряда ключевых решений.
Первое - принятие на себя ответственности региональными (и далее по цепочке муниципальными) властями не только за социальную обстановку, но и за экономику. И, как прямое следствие, передача полномочий теперь уже полностью подконтрольным регионам.
Второе - смена региональных элит: старые губернаторы при всех их заслугах не способны дать толчок новому.
Третье - последовательность в работе над заданием новых векторов развития: технологических коридоров в промышленности, систем стимулирования инноваций, ясных требований к образованию в целом и федеральным университетам, призванным стать двигателями развития, в частности.
Четвертое - решение проблемы, во-первых, неконкурентоспособных госпредприятий; во-вторых, многочисленных неконкурентных рынков (например топлива, строительства, коммунальных услуг), поглощающих львиную долю ресурсов развития экономики. Ужесточением антимонопольного законодательства, которое теперь позволит сажать в СИЗО еще один слой менеджеров, это дело не сдвинет.
Пятое - отказ от мегапроектов тучной эпохи типа «Урала промышленного - Урала Полярного» или Белкомура в пользу реалистичных локальных проектов развития, вроде связки крупных городов транспортной сетью с соседями или создания системы управления меж- и внутрирегиональными рынками труда.
Шестое - формирование нового баланса сил в регионах. Старый, опиравшийся на противостояние муниципальных и региональных элит, при всей ущербности проводил границу, за которую ни те, ни другие не позволяли себе переступать. И новая вертикаль, опирающаяся на силовой ресурс, эту границу рано или поздно нарушит, причем последствия будут не просто в части ограничения свободы слова (о чем давно твердит оппозиция), а в отсутствии возможности апеллировать к независимому арбитру для любого субъекта экономики в любом вопросе, и предпринимателя, и простого гражданина. Единственной альтернативой останется судебная система, на местах пока целиком подконтрольная власти.
Главным решением для регионов могли бы стать возможность и мотивация к принятию на себя ответственности за развитие не только социальное (с этим они справились), но и экономическое (к чему в большинстве не приступали). И здесь уместно процитировать архитектора китайских реформ Дэн Сяопина. Когда его спрашивали, как быть с растущим разрывом между благосостоянием прибрежных и внутренних регионов страны, он отвечал: «Если всему Китаю суждено добиться процветания, то некоторые регионы должны прийти к нему раньше других». Но для этого им надо дать хотя бы немного полномочий и ответственности.