Не для печати

Не для печати

Сокращение объемов производства печатной продукции вместе с нарастающим дефицитом сырья и увеличением дебиторской задолженности ставит предприятия полиграфической отрасли на грань выживания. Проблемы сохранятся как минимум до конца будущего года.

Обычно последние месяцы года полиграфисты работают в режиме аврала: идет вал предновогодних заказов — реклама, имиджевая, сувенирная праздничная продукция, увеличиваются тиражи периодики и книг. Однако экономический кризис, затронувший реальные секторы экономики, изменил планы большинства типографий на конец этого года и скорректирует их как минимум на весь следующий.

2 декабря в Екатеринбурге по инициативе Уральского полиграфического союза состоялась внеочередная встреча руководителей типографий Поволжья, Урала и Западной Сибири.

Крутое пике

Полиграфический бизнес в условиях нестабильной экономической ситуации столкнулся с тремя видами рисков. Первый — в октябре — ноябре существенно снизились объемы производства. Сильнее всего пострадали типографии, специализирующиеся на рекламной продукции: падение составило от 60 до 90%. Производство журналов сократилось на 20 — 35%, газет — на 10 — 15%.

— Большая часть производимой нами продукции — журналы. А так как они сейчас находятся в сложной финансовой ситуации из-за нехватки рекламы, которая формирует их бюджеты, издатели сокращают тиражи и уменьшают количество полос.

В результате общее падение объемов производства в октябре на нашем предприятии составило порядка 15%, в ноябре — 25%, — рассказывает генеральный директор печатного дома «Формат» (Екатеринбург) Андрей Попов. — Опасение вызывает и то, что до сих пор не проведены тендеры, не размещены бюджеты, договоры по которым заключались обычно в ноябре. По самому оптимистичному сценарию, мы увидим их только в январе — феврале.

В меньшей степени снижение объемов производства коснулось книг. Директор по экономике типографии «Уральский рабочий» (Екатеринбург) Ольга Гороховская:

— В октябре и ноябре падения объемов производства мы практически не наблюдали. В декабре сократилось число заказов по книгам в твердом переплете и мелкопечатной продукции. В первом квартале следующего года прогнозируется дальнейшее сокращение книжных заказов.

Вторая проблема, набирающая обороты, — нехватка сырья, связанная с финансовыми проблемами поставщиков бумаги.

— Что такое оптовик бумаги? Это человек, который мог взять кредит, например, в Финляндии под вывоз финской бумаги, — описывает процесс генеральный директор типографии «Белая река» (Уфа) Олег Лищенко. — До сих пор он спокойно кредитовался и обеспечивал бесперебойную поставку сырья в Россию. И крупным оптовиком был не тот, у кого было много собственных денег, а тот, кто смог организовать структуру, обеспечивающую крупные поставки. Но в сложных финансовых условиях перепродавцам перестали давать кредиты, а собственных средств у большинства не оказалось. В итоге первостепенная задача, которая встала перед перекупщиками-поставщиками — погашение существующих кредитов. Закупка новых партий у производителей отошла на второй план. Ею занимаются только те, у кого есть свободные деньги, а таких немного. И кризис сырья только начинается. Сегодня я вынужден отказываться от серьезных заказов, потому что не могу гарантировать поставку необходимого объема материалов.

Усугубляет сырьевую проблему и то, что на волне финансового роста большинство типографий провело техническое перевооружение. Это позволило, с одной стороны, увеличить объемы производства, повысить скорость и качество производимой продукции. А с другой — заставило предприятия использовать исключительно высококачественное сырье, как правило, европейское. 

Третья группа рисков — нехватка оборотных средств. До сих пор большинство предприятий отрасли работали без финансовой подушки: дебиторская задолженность заказчиков шла на погашение кредиторской — поставщикам сырья. Однако как только у последних стали возникать проблемы с кредитованием, а первые начали затягивать сроки платежей, многие полиграфисты столкнулись с серьезными финансовыми проблемами.

— До сих пор оборотные средства небольших типографий формировали исключительно поставщики сырья, готовые поставлять товар в рассрочку. Мы все находились в цепочке кредиторов и дебиторов. И когда одно из этих звеньев сломалось, система начала давать сбои. Типографии, которые сумеют сегодня найти новые источники пополнения оборотных средств, станут самостоятельными звеньями, их финансовая политика в меньшей степени будет зависеть от положения поставщиков и покупателей», — подчеркивает Олег Лищенко.

Пока дебиторка в типографиях региона составляет от 5 до 30% оборота. Безнадежная, по признанию полиграфистов, — 5 — 10%. Однако в будущем году могут возникнуть существенные проблемы с возвратом даже небольших долгов.

— Если сегодняшняя дебиторская задолженность не будет возвращена до конца года, к февралю я могу потерять по ней до 30%: компании-должники просто перестанут существовать, — считает руководитель ИПЦ «Экспресс» (Тюмень) Сергей Малмыгин.

Сгруппироваться

Чтобы с минимальными потерями пережить смутное время, типографиям необходимо сократить расходы и постараться удержать финансовое равновесие между кредиторской и дебиторской задолженностью.

Пока большинство типографий минимизируют расходы за счет персонала: штаты урезаются от 4 до 30%. Однако, как отмечают полиграфисты, расходы на зарплату составляют в бюджете относительно небольшую долю, порядка 15 — 20%, а затраты на сырье — от 40% (в периодике) до 80% (выпуск товарных этикеток). «Основная составляющая издержек — стоимость бумаги. При сохранении цен на сырье любые сокращения бюджетов за счет увольнения персонала будут бессмысленными», — подчеркивает президент Екатеринбургской ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок.

Для уменьшения затрат на закупку сырья некоторые полиграфисты стараются обеспечить поставщикам предоплату, чтобы рассчитывать на скидки и бонусы. Еще один способ — объединяться для формирования крупных заказов и обращаться с ними напрямую к производителям бумаги. Эти меры участники рынка способны принимать самостоятельно. Однако надеются они и на помощь государства:

— Снижение таможенных пошлин на ввозимую в страну из-за рубежа бумагу могло бы существенно снизить ее конечную стоимость для отечественных полиграфистов, — подчеркивает Андрей Попов. — Сегодня мы сталкиваемся даже не с демпингом производителей других стран, главным образом Китая и Белоруссии, а с неравными экономическими условиями функционирования бизнеса. Сырье в Прибалтике на 36% дешевле, чем у нас. Поэтому для части клиентов выгоднее печататься за границей.

Чтобы обеспечить финансовую стабильность, полиграфисты намерены пересматривать требования к заказчикам. В первую очередь — перейти на 100-процентную предоплату и обмениваться внутри сообщества информацией о недобросовестных клиентах. «Во время кризиса лучше снизить цену, но ужесточить дисциплину, отказаться от рассрочки оплаты услуг», — подчеркивает Олег Лищенко. «Я с октября всем своим заказчикам говорю, что нужна предоплата. Они мне: “А мы в Екатеринбург уедем, там будем печатать продукцию”. Но в основном уходят те, у кого денег нет, и не предвидится.

А те, у кого стабильное финансовое положение, готовы работать на таких условиях», — рассказывает директор типографии «Репринт» (Нижний Тагил) Владимир Ермаков.

При этом руководители типографий понимают: их клиент — бизнес любого масштаба — сейчас сам находится в сложных экономических условиях. Поэтому в некоторых случаях они готовы пойти на уступки: «Если заказчик постоянный, обеспечивающий высокую загруженность нашего производства, приходит, объясняет причины задержки оплаты, мы готовы пойти ему на уступки и продолжать сотрудничество на условиях рассрочки платежей», — подчеркивает Ольга Гороховская.

Пик кризиса в полиграфической отрасли еще впереди. Вероятнее всего, он придется на середину — вторую половину будущего года. «Следующий год весь будет кризисным, — прогнозирует Олег Лищенко. — Проблемы с сырьем будут только нарастать. И даже если в марте — апреле удастся завезти бумагу в страну, на склады, до регионов она дойдет только к лету. А это традиционно мертвый сезон для полиграфистов, и ждать положительной динамики не имеет смысла».

По самым оптимистичным прогнозам, типографии региона вернутся к объемам производства первого полугодия-2008 только к ноябрю — декабрю 2009 года, по пессимистичным — не раньше 2011-го. Но отмечая это, большинство руководителей предприятий полиграфической отрасли, чей бизнес пережил кризис 1998 года, подчеркивают: десять лет назад все было намного серьезнее, и полученный тогда опыт поможет пережить и нынешний кризис. По крайней мере, тем, кто не брал на себя слишком больших рисков и вкладывался в технологии управления и производств.      
 

Материалы по теме

Флорентийская печаль

«Гознак» перейдет на пластик к 2010 году

Старейшей типографии на Урале грозит банкротство

Не для печати

Давайте жить дружно