Ориентир — мировой рынок образования
Ключевым элементом развития регионов становятся университеты, способные удовлетворить спрос на инновационные продукты и качественный человеческий капитал, считает ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.В Европе, США и некоторых странах Азии высшая школа кроме выполнения функций создателя и распространителя знаний, подготовки кадров играет роль производителя конкурентоспособных экспортных продуктов. Такие научно-образовательные центры сосредоточены на развитии промышленности путем трансфера технологий (через технопарки, инкубаторы, консультационную деятельность). Они быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, обладают эффективными механизмами обмена информацией, выполняют с компаниями и вузами-партнерами совместные исследовательские проекты. В Америке, например, процесс включения вузов в глобальную экономику (коммерциализации технологий, взаимодействия науки и промышленности) стартовал еще в 80-х годах прошлого века. Началом послужило принятие так называемого закона Бэя — Доула (1980), позволившего университетам зарабатывать на науке. Опыт США показывает, что формирование таких вузов невозможно без господдержки — финансовой и законодательной.
В России этот процесс начался относительно недавно: сформирована сеть ведущих вузов. Это обладающие особым статусом Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а также девять федеральных и 29 национальных исследовательских университетов. Плюс вузы, принимающие участие в федеральном проекте «5-100-2020» (к 2020 году как минимум пять российских университетов должны войти в первую сотню одного из трех мировых рейтингов). На реализацию программ развития ведущих вузов государство выделит 9 млрд рублей сроком на пять лет. Также предусмотрены гранты на приглашение ведущих ученых, развитие инновационной инфраструктуры и кооперации с предприятиями в части инновационных разработок. Как включить вуз в процесс развития экономики, сделать его конкурентоспособным на мировой образовательной арене, «Э-У» рассказал ректор УрФУ Виктор Кокшаров.
Драйвер роста
— Роль экономики любого государства в мировом масштабе, ее конкурентоспособность во многом определяются эффективностью системы образования. В условиях инновационной экономики на смену природным ресурсам и дешевой рабочей силе должен прийти новый ресурс — знание, одним из основных центров генерации которого являются высшие учебные заведения. Как вы сегодня определяете роль российских университетов и УрФУ в частности?— Согласен, прежние точки роста экономики во многом себя исчерпали. Традиционная для нас продукция низкого передела металлургических и других предприятий хоть и пользуется стабильным спросом, но уже не так актуальна, как раньше, к тому же имеет устойчивую тенденцию к снижению стоимости. Взрывного роста цен на углеводороды ждать тоже не стоит. Мы понимаем, что нужно наращивать конкурентоспособность — производить новые продукты и услуги, предлагать инновационные разработки, востребованные как на внутреннем, так и на международном рынке. Примеры есть. Так, в Свердловской области Каменск-Уральский металлургический завод реализует инвестпроект по созданию производства авиационных плит и листов. Но таких проектов немного.
Именно университеты сегодня становятся драйверами роста, предлагают модель построения экономики знаний, когда научные идеи сначала становятся инновациями, а потом попадают в промышленное производство. В советские годы роль внедренческого звена в инновационной цепочке выполняли отраслевые институты, но сейчас эта система не работает. Поэтому сильные университеты при поддержке федерального правительства могут и должны стать инструментами развития в регионах. По такому пути пошли многие страны — США, Китай, Япония, Тайвань, Южная Корея. Сейчас вузы этих государств являются важнейшей частью глобальной экономики, ее ключевыми игроками.
Правительство РФ, осознавая ситуацию в сфере высшего образования, стало инициатором повышения глобальной конкурентоспособности ведущих вузов. УрФУ вступил в жесткую конкурентную борьбу за право участия в федеральном проекте «5-100-2020» и выиграл в числе 15 вузов конкурсный отбор на право получения специальной субсидии. При этом только 12 защитили программы развития.
— А почему бы не поддержать все вузы?
— В условиях нехватки ресурсов нет смысла распределять их ровным слоем по всем высшим учебным учреждениям. А если мы сконцентрируемся на сильнейших, получим огромный эффект. УрФУ, согласно принятой программе, уже в 2016 году должен войти в топ-400 рейтинга Times Higher Education и топ-250 рейтинга мировых университетов по версии агентства QS. При этом не надо заблуждаться: ты не останешься в высшей лиге, если будешь плохо играть. Авторитет ведущих научных школ университета, нацеленность на высокий результат сотрудников вуза и активное участие его студентов — залог нашего успешного участия в столь важном конкурсе. Университет уже подтвердил статус значимого в стране ресурсного центра в области образования, науки, высоких технологий и инноваций. Дальнейшее развитие связано с выходом на новый уровень сотрудничества с нашими партнерами за рубежом и становлением вуза как одного из лидирующих игроков в мировом образовательном пространстве.
Войти и остаться
— Какие вызовы сегодня стоят перед университетским сообществом?— Вхождение российских компаний в транснациональные корпорации и глобализация крупнейших производителей (ВСМПО-Ависма, Группа Синара) изменило требования к навыкам и компетенциям сотрудников. Становится обязательным владение иностранными языками, навыками работы на иностранном оборудовании, компетенциями и знаниями в области международных стандартов и технологий. Другой вызов — вступление РФ в ВТО, что позволило иностранным вузам расширить присутствие на территории России и вести активный рекрутинг студентов. Но и риск оттока наиболее подготовленных и платежеспособных студентов в зарубежные университеты существенно увеличивается. Вступление в болонский образовательный процесс приводит к тому, что после получения степени бакалавра или магистра многие студенты могут продолжить образование за границей. Только в 2011 году, по данным ЮНЕСКО, в зарубежные вузы поступило 47 тыс. россиян. Перед нами стоит задача не только удержать нашу молодежь, но и привлечь в вуз иностранных студентов. К 2020 году их доля в общем количестве обучающихся должна достичь 16%. Сейчас их чуть больше тысячи, а надо в пять раз больше.
— Как добиться таких показателей?
— Разработана так называемая дорожная карта — детализированный план мероприятий, который позволит УрФУ к 2020 году войти в сотню лучших университетов мира. Это очень амбициозная задача, которая потребует большого профессионализма от команды менеджеров, вовлечения в процесс изменений студенческого сообщества, повышения уровня научных сотрудников.
Мы выбрали четыре основных направления развития: информационные технологии и человек в информационном обществе; энергетика, ресурсосбережение и рациональное природопользование; гибкие технологии и новые материалы; живые системы и здоровье. В каждом из этих направлений создаются центры превосходства, на которые будет направлен основной ресурс: они должны обеспечить прорыв научных исследований, создать базу для дальнейшего развития, привлечь инвестиции.
Наш стартовый капитал — присутствие в тop-500-550 в рейтинге QS World University Ranking, в тop-10 в национальном рейтинге российских вузов «Интерфакс», четвертое место среди российских вузов по количеству публикаций в международных изданиях. Понятно, что этого пока недостаточно и надо приложить много усилий, чтобы стать университетом мирового класса.
С этой целью мы планируем увеличить долю иностранных преподавателей и сотрудников, имеющих ученую степень зарубежных вузов (до 16% к 2020 году, сегодня менее 1%), равно как и число программ, читаемых на других языках, прежде всего английском. Через шесть лет 75% преподавателей вуза должны свободно владеть английским языком. Средства, которые в ближайшее время получит университет, пойдут на приглашение авторитетных зарубежных ученых, организацию стажировок и совместных с другими университетами образовательных программ.
Объем научной и инновационной продукции на одного научно-педагогического работника должен увеличиться практически в три раза к 2020 году, доходы от выполнения проектов для предприятий реального сектора экономики — в 3,5 раза, средний показатель цитирования в базах WoS и Scopus в 17 раз, количество статей — в семь раз. Для достижения задач необходима интеграция с РАН — благодаря этому сотрудничеству мы обретем 18 новых компетенций на картах науки, признанных во всем мире. Мы имеем большой потенциал совместных публикаций и большую сеть международных партнеров.
Мы намерены систематически вовлекать в развитие академической деятельности попечителей, в том числе выпускников и представителей корпораций. На новый уровень уже в ближайшее время поднимется влияние международных партнеров и экспертов, привлекаемых к принятию и реализации решений. На первом этапе предстоит ориентироваться на университеты, которые за короткие сроки сумели добиться больших успехов — Йонсей (Южная Корея), Аальто (Финляндия), Цинхуа (Китай). Особый упор делаем и на сотрудничество с работодателями. Совместно с ними к 2020 году должно быть реализовано около 40% образовательных программ.
Будем делать ставку и на развитие открытого образования, выкладываем наши ресурсы в интернет. Успех проектов открытых университетов приводит к тому, что вузы стремятся обеспечить доступ всем желающим к большому объему знаний, дистанционному режиму обучения. Например, Массачусетский технологический институт проводит свыше двух тысяч открытых курсов, общее количество пользователей с момента создания достигло 125 млн человек, ежемесячное количество посетителей — 1 миллион.
— Сколько средств будет выделено?
— До 2020 года мы от федерального правительства запросили 11,2 млрд рублей, дав обязательство, что 8,3 миллиарда мы получим из различных источников. За счет средств федерального и регионального бюджетов будут построены кампус, технопарк, который станет частью Уральского университетского технополиса, инженерные коммуникации. Расположение технополиса на Урале очень актуально — это близость к растущим рынкам и возможность создания центра влияния на пространстве создаваемого Евразийского союза, стран ШОС, БРИКС и СНГ. Кроме того, регион — крупнейший промышленный и инновационный центр страны, здесь исторически сосредоточены умы, капиталы и технологии. Благодаря концентрации этих ресурсов наша мечта о создании университета мирового уровня становится реальностью.