Куй золото, пока востребовано
Многие женщины булочной предпочитают ювелирный магазин. Поэтому украшения можно причислить к предметам первой необходимости. Уральский регион известен в стране и мире как ювелирная мастерская России. Что ждет ее в перспективе?
Мне доводилось бывать в разных местах, где «куют золото». В цехах крупных предприятий, таких как «Ювелиры Урала», где серьги производятся большими сериями, а готовые колечки, насаженные на стержень с ветвями, выглядят наряженными золотыми елками. В тесных комнатушках, где художники-индивидуалы практически вручную (истинный hand-made) делают эксклюзивные вещи: в тесноте, да в творчестве. В Екатеринбурге действует около 70 ювелирных мастерских. Производство Владимира Пичугова выделяется среди них высоким технологическим уровнем. Просторное помещение, заполненное приборами и компьютерами, напоминает цех сборки электроники.В работах мастера ярко воплощется яркий уральский признак - любовь и к металлу, и к камню.
- Витрины с изделиями ИП «Пичугов Владимир Юрьевич» замечаешь благодаря голубому цвету. Вы любите цветные камни?
- Они нравятся и мне, и покупателям. Голубой топаз сейчас, наверное, самый модный камень. Он демократичен по цене и красив. Еще три года назад мы делали кольца и серьги с голубыми топазами просто чтобы показать, что есть такой камень. А сейчас его знают, он имеет устойчивый спрос. С фианитами многие умеют обращаться, этим не удивишь, а вот производителей, занимающихся природными топазами, гораздо меньше.
- Вы работаете с индивидуальными заказчиками?
- Нет, только с магазинами: не угадал потребности потребителя - проиграл. Пока в основном угадывали.
- Эксклюзивом заниматься опасно?
- Сама работа ювелира в эксклюзивных изделиях стоит неизмеримо дороже, чем в серии. Но и риск выше: найти хозяина для серьезного, необычного произведения непросто. Изыски не оцениваются массовым покупателем, ему важна узнаваемость и легкая оригинальность. В таком вкусовом сегменте мы и работаем: стараемся сделать красивыми изделия повседневного спроса. Непредсказуемый, но гордый эксклюзив - в дальнейших планах. А в начальный период существования компании дело тащит на себе массовка.
- Вы пришли в ювелирное дело в конце 80-х, в один из первых кооперативов. Учились у известного уральского мастера Владимира Шицалова. Собственную фирму организовали в 2004 году. Почему именно тогда?
- Когда появилась возможность платить налоги по упрощенной системе, не содержа огромную бухгалтерию. Выбора для меня не было: либо пытаться самому строить производство, либо идти в наемные работники. Хотелось самостоятельности, свободы. Теперь могу сказать: забота пуще неволи. Ювелирное дело чрезвычайно трудоемкое.
- Насколько динамично оно развивается?
- За три года объем производства у нас вырос почти четыре раза, увеличилось число сотрудников. Но суперприбыльным ювелирный бизнес назвать нельзя: он требует больших вложений. Высока стоимость сырья, и она постоянно растет - это сдерживающий фактор. Реализм страну покинул. Я имею в виду цены на продукты, на жилье, на золото. В ближайшее время оно будет стоить в магазинах от тысячи рублей за грамм. Значит, покупать изделия из драгметаллов станут меньше. К тому же, когда мы войдем в ВТО, начнется настоящая конкуренция и среди производителей ювелирных украшений. Пока ее нет, только в сфере торговли.
- Вы постоянно «общаетесь» с золотом, ставшим для человечества понятием почти сакральным. Используются ли на предприятии особые меры сохранности?
- Меня учили основываться на доверии. Нечестный человек к нам не придет: сфера узкая, «слава» распространится быстро. У ювелира отношение к золоту чисто профессиональное: он с ним работает. Никакого фетиша. Как-то раз, когда еще в кооперативе был, проходила проверка ОБЭП. Проверяющие удивлялись: золото на верстаках валом лежит, открывают сейф - а там сахар. Так что все ценности относительны.
- Что главная ценность для вас?
- Семья, хотя времени ей уделяю мало. Но если про увлечения спросите, отвечу опять же неоригинально - работа. И современные технологии. Развиваются они со страшной скоростью, а хочется применять в деле все самое передовое. Недавно появился у нас, первых среди небольших ювелирных предприятий, принтер 3D-моделирования. Модели конструируются на экране, выводятся в объеме, дорабатываются компьютерным способом - этакий современный «напильник».
- Каким будет ювелирное дело через энное количество лет?
- Работать как в прошлом веке - ни у кого не получится. Все больше функций отдается компьютерному программированию изделий. Если рассчитываешь заниматься делом не пару лет, а всю жизнь, устраиваться нужно основательно. Это и собственная торговая марка, и разные виды продукции: наряду с ширпотребом уникальные авторские вещи
Дополнительные материалы:
Плюс новые магазины
В Перми в середине декабря прошла Вторая международная выставка ювелирных изделий «Ювелирная мода-2007». Она представила как украшения, так и современные технологии для ювелирной промышленности. На выставке собрались представители производства и торговли с разных регионов России и стран ближнего Зарубежья. Как тенденцию рынка участники отметили развитие прежде всего торговли: в последний год в разных городах Урала открылось несколько ювелирных магазинов