Наш национальный проект
Вот уже несколько лет «Эксперт-Урал» исследует черты конкурентоспособности Урала и Западной Сибири. Это богатые природные ресурсы, выгодное транспортное расположение, развитая промышленность, огромный человеческий капитал, приличные научно-технические заделы, растущий платежеспособный спрос населения.
Грядущее присоединение России к ВТО, намеченное правительством уже на следующий год, по нашему мнению, ставит эти преимущества под удар. Бороться за выживание с Америкой и Китаем куда тяжелее, чем с Поволжьем или Красноярским краем. Между тем участие в открытой планетарной системе разделения труда — перспектива, к которой надо привыкать и готовиться. Китай вел переговоры о вступлении в ВТО около 15 лет. До недавних пор в Южной Корее рыночная доля импортных автомобилей составляла всего 2%. Почему бы нам не взять на вооружение их пример? «Не ныряйте в неизвестных водоемах», — учат нас с детства. А мы все туда же.
Итак, окружить всемерной заботой (переоснащение, кадры) производства — в первую голову глобально конкурентоспособные по естественным страновым особенностям (навскидку: генерацию и экспорт электроэнергии; переработку газа, нефти, леса; логистику и транспорт; туризм). Провести ревизию наших научнотехнических заделов, всерьез вложиться в образование и науку. Организовать революцию в жизненно важных наукоемких отраслях (генетике, фармацевтике, материаловедении, энергетике, экологии и т.д.), сделав ставку на уникальное, но доступное качество. Да, всемирно признанные центры образования и медицины — США, Великобритания, Германия. Но у нас есть пока главное, чтобы оспорить эту пальму первенства, — спецы. Но нет воли. Еще: реанимировать оборонные НИИ, КБ и заводы, обеспечив перенос продвинутых военных разработок в гражданскую сферу. Не жалея фантазии и средств, раскручивать неповторимые бренды, прививать планете моду на российское.
Явить миру чудеса толерантного и взаимно ответственного сотрудничества общества, бизнеса и государства. Насколько целесообразно, вывести государство из экономики, в разы сократив чиновничество, а оставшимся положить достойное жалование, чтоб не вымогали взятки. Вместе с тем ввести грозные наказания за злоупотребления и применять их, невзирая на звания и чины. Сделав госслужбу престижной, привлечь во власть молодых современно образованных менеджеров (как минимум говорящих поанглийски: русский язык, конечно, великий, но не международный). Бюрократии — прекратить нахально угрожать малому и среднему предпринимательству, прессе, общественным организациям. А им — перестать бояться, объединяться в партии и парламентским способом добиваться публичности судов.
Еще нам надобен вождь, способный одной только интонацией оживить веру в Россию, сплотить и возвысить народ. Кто он, имяфамилия? Не знаем, не видим такого. Но знаем, что раз есть нестерпимая потребность, он обязательно возникнет. И видим — это не вицепремьеры Медведев и Иванов, но и не прекраснодушный Касьянов.
Вот как, понашему, должен выглядеть (в набросках) национальный проект, нацеленный на обеспечение выживаемости нации и государства. А строительство, ЖКХ и сельское хозяйство, знаете ли, частности.
Предвидим упреки в идеализме. Но мы твердо останемся на своих позициях: только соборность спасет страну. Ведь как хочется думать, как когдато в детстве: «Какое счастье — жить в России, стране самых здоровых, талантливых, справедливых людей». Чем не национальная идея?
Нам надо скинуть омертвевшую под хлыстом неправедности кожу усталости и равнодушия, порождающих лень и пораженчество. Договориться о цели хотя бы на ближайшие полвека. Меньше гадить друг другу, выпячиваться, «якать» и суетиться. Больше — думать. И в последнюю очередь о том, как «попилить бабло». В первую — о Родине.
В противном случае правда за участником этого номера Борисом Кагарлицким: российская власть на стороне корпораций и под управлением мирового правительства ведет классовую борьбу за сохранение капиталистической системы. И революция среднего класса неизбежна.