Дитя без газу
То, чего зарубежные инвесторы ждали последние полтора года, свершилось: рынок акций главной монополии страны ОАО «Газпром» в 2006 году будет окончательно либерализован. Поправки в закон «О газоснабжении РФ» закрепили контроль государства (не менее 50% плюс одна акция) над Газпромом. В итоге 20процентное ограничение на операции с бумагами этой компании со стороны нерезидентов снято. Ожидается, что до конца этого года будут подписаны указ президента РФ и постановление правительства, регулирующие обращение акций Газпрома в новых условиях. По замыслу концерна и близких к нему разработчиков поправок, либерализация приведет к выводу акций Газпрома из «серых схем», повысит капитализацию компании (с сегодняшних 120 — 130 млрд долларов до 600 миллиардов), позволит ей привлекать более дешевые кредиты на западном рынке. Это одно из главных событий в газовой отрасли, которое вдохновляет участников рынка. Между тем решения проблем, накапливающихся в российской газовой промышленности, либерализация рынка акций Газпрома не принесет.
Курс на глобализацию
Лейтмотив деятельности Газпрома в 2005 году — превратиться из российского газового монополиста в глобального игрока на мировом энергетическом рынке и составить конкуренцию таким транснациональным корпорациям, как Exxon Mobil, ChevronTexaco, Royal Dutch/Shell, BP. Для этого у Газпрома есть все предпосылки.
Вопервых, на долю концерна приходится четверть мирового экспорта газа. Вовторых, он расширяет географию присутствия. Один из последних примеров: Газпром получил разрешение на освоение месторождений в Венесуэле. Кроме того, он приступил к строительству СевероЕвропейского газопровода, который укрепит позиции монополиста при транзите газа в Европу. Втретьих, он активно занимается диверсификацией бизнеса. Как рассказал на III Международном форуме «Газ России — 2005» в конце ноября заместитель председателя правления компании Александр Рязанов, Газпром старается работать в тех сегментах, которые могут повысить его капитализацию, в том числе электроэнергетическом, нефтяном, нефте и газохимическом.
Еще в прошлом году Газпром стал владельцем более 10% акций РАО ЕЭС. По словам Рязанова, концерн ежегодно поставляет предприятиям российской электроэнергетики более 148 млрд кубометров газа, а также является крупным потребителем электроэнергии. Поэтому он заинтересован в том, чтобы участвовать в реформе электроэнергетики и получить за счет доли в уставном капитале РАО доступ к газогенерирующим активам. Однако пока полноценно распоряжаться этим активом не получается. Зампред правления Газпрома заявил: «На наш взгляд, реформа РАО ЕЭС остановилась. Мы не видим движения вперед и не понимаем, как это будет происходить».
Другой актив Газпрома — нефтегазохимический концерн
СИБУР, имущество которого в этом году было передано в новый, не обремененный долгами СИБУРхолдинг. На его базе планируется и дальше развивать глубокую переработку углеводородов. Кроме того, как рассказал заместитель начальника финансовоэкономического департамента Газпрома Игорь Шаталов, компания намерена реанимировать проект строительства Новоуренгойского газохимического комплекса (НГХК). Он напомнил, что строительство комбината заморожено с конца 80х годов, оборудование для него закуплено, но срок гарантий истек. Собственных средств на достройку у Газпрома нет. По словам Шаталова, принято решение завершить ее на условиях проектного финансирования. Общая стоимость проекта оценивается в 740 млн долларов, из них 200 миллионов планируется привлечь от стратегического инвестора (с продажей ему доли), оставшееся — кредиты. Контроль предполагается сохранить за Газпромом. Как сообщил Игорь Шаталов, в список претендентов на партнерство вошли ОАО «Новатэк», а также компании Dow Chemical и Bateman. Сроки достройки НГХК не обозначены.
Наиболее масштабные планы у Газпрома в нефтяной отрасли. Несмотря на неудачу в аукционе по продаже бывшей «дочки» ЮКОСа ОАО «Юганскнефтегаз» (декабрь 2004 года) и несостоявшееся слияние с государственной Роснефтью, концерн не оставил надежд. К октябрю этого года решение было найдено: за 13,09 млрд долларов Газпром купил 72,7% акций компании «Сибнефть» (ожидаемая консолидированная добыча по итогам 2005 года — 45,2 млн тонн нефти). Пока монополист «переваривает» новый актив и анализирует его деятельность. В будущем, как заявлено топменеджерами концерна, Газпром не исключает приобретения других нефтяных активов, в том числе за рубежом. Монополист ставит перед собой задачу увеличить добычу жидких углеводородов до 100 млн тонн в год.
Конгломеративный тип развития Газпрома уже получил неоднозначную оценку со стороны экспертов и чиновников. «Газпром на наших глазах превращается в энергетического гиганта. Без участия государства это было бы невозможно. За рубежом звучит лозунг — быть глобальными. И мы тоже должны стать глобальными», — говорил на форуме «Газ России — 2005» вицепрезидент ТНКВР Александр Березиков. А управляющий партнер консалтинговой компании «Аксенчер» Александр Ландиа приводил в пример международный опыт: «Exxon Mobil, Shell, BP — все эти компании развивались по пути интеграции, входили в новые сферы деятельности. Однако присутствие в этих сегментах не вечно, оно определяется прибыльностью бизнеса: сегодня ВР, к примеру, думает о том, чтобы выйти из химической промышленности, а компания Shell продала часть генерирующих активов».
А вот министр экономического развития РФ Герман Греф категоричен. В ноябре этого года, комментируя покупку Сибнефти, он заявил: «С точки зрения инвестиций в актив на фондовом рынке, это выгодное вложение. Но по всем остальным аспектам я не считаю эту сделку правильной. Мы расширяем присутствие государства в экономике, и за это экономика нам заплатит». По его словам, «Газпром, приобретая Сибнефть, не тратит ресурс на собственную инженерную составляющую, не занимается своим прямым делом — не наращивает транспортные сети, набирая западные кредиты (более 10 млрд долларов для покупки Сибнефти) только на увеличение нефтеактивов».
В контексте глобальной конкуренции России, безусловно, нужна энергетическая суперкомпания. Однако в сумасшедшей скупке предприятий и акций (а Газпром купил еще и активы машиностроительные — ОМЗ, а также медийные — «Известия») российский газовый монополист забывает о профильном секторе газодобычи и геологоразведки.
Вводные от Газпрома
Сам Газпром в этом никогда не признается. Александр Рязанов рапортовал на газовом форуме: «Заканчивающийся год станет рекордным для ОАО „Газпром“ по объемам добычи газа. Планируется, что по итогам года они составят 547 млрд кубометров. В 2004 году Газпром добыл 545 млрд кубометров. В долгосрочных планах компании добыча прогнозируется на уровне 580 — 590 млрд кубометров в 2020 году и 610 — 630 млрд кубометров к 2030му».
Каковы планируемые источники роста газодобычи? Вопервых, увеличение суммарных объемов будет обеспечено за счет возврата активов, утерянных Газпромом в годы правления Рема Вяхирева. Контроль над последним из них, компанией «Нортгаз» (возможная ежегодная добыча 5 млрд кубометров), концерну удалось получить в июне этого года. Вовторых, еще в 2004 году на проектную мощность выведено Заполярное месторождение, а также запущены в эксплуатацию месторождениясателлиты: ЕтыПуровское газовое, Песцовая площадь Уренгойского и Анерьяхинская площадь Ямбургского на Ямале.
Однако совокупные объемы, которые будут давать эти площади, смогут компенсировать падающую добычу на «старых» Уренгойском, Ямбургском и Медвежьем месторождениях в НадымПурТазовской провинции ЯНАО лишь до 2010 года. По прогнозам администрации округа, добыча газа «дочками» Газпрома в этом регионе к 2010 году уменьшится до 497 млрд кубометров. По словам Александра Рязанова, концерн будет наращивать добычу за счет выхода на новые, труднодоступные месторождения, в том числе на арктическом шельфе (включая Штокмановское месторождение в Баренцевом море), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также на полуострове Ямал и его акваториях.
Предполагается, что добыча газа на Штокмановском месторождении (запасы 3,2 трлн кубометров) начнется в 2010 году, а к 2011 — 2012му выйдет на полную мощность. На базе Штокмана планируется построить производство сжиженного природного газа (СПГ), который будет экспортироваться в США (25% поставок) и Европу. Проект разработки этого месторождения и создания завода СПГ оценивается примерно в 20 млрд долларов. У Газпрома нет ни финансовых, ни технических возможностей для его осуществления. Без привлечения иностранных компаний ему не справиться. В сентябре глава концерна Алексей Миллер озвучил предварительный список потенциальных зарубежных участников. В него вошли французская Total, американские Chevron и ConocoPhillips, а также норвежские Hydro и Statoil. Газпром обещает, что в первом квартале 2006 года определится с партнерами.
Планы относительно Ямала еще туманнее. Заместитель губернатора ЯНАО Анатолий Острягин, выступая на форуме «Газ России — 2005», пытался убедить газовиков, что альтернативы полуострову, где на относительно небольшой территории сосредоточены огромные запасы газа (прогноз — 22 трлн кубометров), нет. Однако очевидно: в ближайшей перспективе подвижек по этому проекту не будет. Его реализация не пошла дальше декларации о намерениях, которую Газпром и администрация округа подписали еще в конце 2004 года (см. «Ой, не проспать бы», «Э-У» 1 — 2 от 17.01.05). Александр Рязанов лишь отметил, что в течение 20 лет концерн приступит к освоению этих территорий. По оценке Газпрома, газ полуострова — дорогостоящий: при транспортировке его в Центральную Россию цена будет достигать 60 — 70 долларов за тысячу кубометров. Нерентабельным считают в концерне и строитель
ство на полуострове Ямал завода СПГ. По словам начальника управления системного анализа и экспертизы проектов департамента стратегического развития Газпрома Игоря Мещерина, изза сложных ледовых условий региона и при существующих и прогнозных ценах на газ транспортировка СПГ с полуострова экономически невыгодна.
Не такие уж независимые
Полуостров Ямал — не единственный крупномасштабный проект, отложенный в долгий ящик. Газпром тормозит освоение Ковыктинского месторождения в Восточной Сибири (запасы — 1,9 трлн кубометров газа), оператором которого является «Русиа Петролеум», подконтрольная ТНКВР. Проблема в том, что ТНКВР хотела бы экспортировать газ с Ковыкты в Китай и Корею, и поскольку в России только Газпром обладает правом экспорта газа, ему предложили долю в проекте. Но у монополиста нет средств, чтобы оплатить ее. Поэтому представители Газпрома уже не раз заявляли, что сначала поставки газа должны осуществляться с шельфа острова Сахалин, где уже началась промышленная добыча углеводородов. В лучшем случае, говорят в Газпроме, поставки ковыктинского газа начнутся в начале следующего десятилетия.
Газпрому невыгодна конкуренция со стороны частных газодобывающих компаний, усиление их позиций, хотя представители концерна и декларируют лояльное к ним отношение. Парадоксален пример, который на газовом форуме привел первый заместитель начальника департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов Газпрома Александр Михеев: «Например, возьмем сентябрь — октябрь этого года, когда изза теплых погодных условий и ограничений по сбыту предприятия Газпрома добыли на 0,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А независимым производителям газа была предоставлена возможность наращивать добычу, и прирост за тот же период составил свыше 400 млн кубометров газа, на 3% больше». По словам Михеева, это стало возможно благодаря либеральному доступу компаний к газотранспортной системе Газпрома, а не сезонным особенностям рынка.
В прогнозном балансе газа до 2008 года, утвержденном в Газпроме, говорится, что независимые производители и нефтяные компании увеличат объемы добычи в 2006 году до 95 млрд кубометров, в 2007м — до 96,6, в 2008м — до 100,9 млрд кубометров. При этом поставки независимых компаний российским потребителям по единой системе газоснабжения (ЕСГ) в будущем году составят 47,6 млрд кубометров, в 2007м — 48,7, а в 2008м — до 49,2 млрд кубометров. Между тем независимые производители имеют гораздо больший потенциал. «Только мы с „Новатэком“ могли бы добывать на Ямале более 50 млрд кубометров газа. Но ограниченные мощности газотранспортной системы (ГТС) Газпрома не позволяют нам этого делать. Поэтому мы готовы участвовать в расширении ГТС на условиях частногосударственного партнерства», — заявил вицепрезидент ТНКВР Александр Березиков.
Возможность привлечения частных инвесторов к строительству газопроводов обсуждается не первый год. Глава, посвященная этому, прописана в доработанном законопроекте «О магистральном трубопроводном транспорте»: его обещали принять до конца этого года, но он так и лежит в Госдуме. Повидимому, Газпром вполне устраивает нынешнее положение вещей.
Монополист, распоряжаясь транспортными мощностями и в то же время испытывая дефицит газа, может манипулировать независимыми производителями: склонять их к продаже газа на скважине по приемлемой для концерна цене, а затем перепродавать его по рыночной. Подобные соглашения уже подписаны с «Новатэком», Лукойлом и другими производителями.
Еще один резерв для покрытия дефицита газа — закупки среднеазиатских энергоносителей. Если в прошлом году Газпром купил 13,34 млрд кубометров газа, то в 2006 году планирует нарастить объемы почти вдвое, до 25,8 млрд кубов, а с 2007 года, с поставками газа из Туркмении, и до 80 — 90 млрд кубометров. Такие объемы могут еще больше усугубить положение независимых производителей и поставить под угрозу их планы добычи.
Наконец, в Газпроме второй год твердят о программах газосбережения. Главный двигатель, который приведет к экономии газа, — повышение цен на него на внутреннем рынке. В текущем году пожелания Газпрома приобрели конкретные очертания: глава компании Алексей Миллер весной предложил отменить с 2006 года государственное регулирование цен на газ для промышленников (см. «Инертный газ», «Э-У» 14 от 11.04.05). На форуме «Газ России — 2005» Александр Рязанов заявил, что Газпром считает необходимым перевести промышленность на рыночные цены в течение трех лет. По его словам, такой период необходим прежде всего для адаптации российской промышленности, предприятия которой нужно переоснащать энергосберегающими технологиями. А Александр Михеев уточнил, что Газпром считает целесообразным ввести на это время повышающие коэффициенты по штрафным санкциям за перерасход газа потребителями сверх нормативов.
Если решение о либерализации цен на газ для промышленности всетаки примут, это будет крайне выгодно Газ
прому, так как позволит сделать внутрироссийский рынок прибыльным. Однако такое развитие событий наряду с сохранением транспортной монополии несет негатив частным газодобывающим компаниям: возникнет опасность того, что монополист перекроет им и этот рынок сбыта. В итоге все сливки будет снимать Газпром, а отсутствие хотя бы минимальной конкуренции приведет к стагнации разведки месторождений и газодобычи.