Железно: марганец
Саткинские металлурги решили модернизировать ферросплавные мощности, сместив акцент на производство дорогих видов ферромарганца. Но без собственной сырьевой базы компании сложно будет конкурировать на внутреннем рынкеРеализация масштабного инвестпроекта в ферросплавной отрасли начинается на Урале. Один из крупнейших в стране производителей ферромарганца Саткинский чугуноплавильный завод (СЧПЗ; подконтролен московским предпринимателям Виталию и Алексею Ивановым) намерен почти в 1,5 раза увеличить мощности, построив к 2015 году новый комплекс для выпуска 65 — 70 тыс. тонн средне- и низкоуглеродистого ферромарганца. На мировом рынке он почти в два раза дороже, чем высокоуглеродистые сплавы, которые делают сегодня в Сатке. Инвестиции в проект, предусматривающий также создание аглофабрики и собственного коксового производства, оцениваются в 200 млн долларов.
Перспективы начинания, однако, неоднозначны. Металлургическая промышленность как в России, так и за рубежом переживает не лучшие времена, в условиях стагнации стальных рынков цены на крупнотоннажные ферросплавы падают. В то же время появление нового производства позволит металлургической отрасли снизить зависимость от импорта.
Меньше углерода — больше прибыль
О планах создать в Сатке новое ферросплавное производство заговорили еще в середине 2010 года: тогда объемы мировой торговли средне- и высокоуглеродистым ферромарганцем выросли по сравнению с 2009 годом на 49% (до 1,3 млн тонн), а низкоуглеродистым — на 67% (до 623,3 тыс. тонн). Но чтобы реализовать новый проект, необходимо было снизить производственные риски предприятия — реконструировать старое гидротехническое сооружение на городском пруду. Сделать это удалось только в августе 2012 года: Сатка была включена в федеральную программу поддержки и развития моногородов и получила из федерального бюджета на гидрореконструкцию 250 млн рублей. Еще 20 млн рублей добавил областной бюджет, 6 млн рублей изыскал сам СЧПЗ.Сегодня, по словам главного инженера завода Александра Баландина, все проектные и изыскательские работы по новому ферросплавному производству практически выполнены, проект готовится для сдачи Госэкспертизе, и в 2013 году, при положительном заключении, начнется строительство. В основе производственного комплекса — новая доменная печь мощностью около 5,5 тыс. тонн высокоуглеродистого ферромарганца в месяц и конвертер, на котором этот сплав будет перерабатываться в низко- и среднеуглеродистый. Только на эту часть проекта, по словам генерального директора завода Алексея Иванова, потребуется свыше 1,5 млрд рублей.
Еще 25 млн долларов планируется инвестировать в строительство мини-фабрики годовой мощностью 165 тыс. тонн марганцевого агломерата для доменного производства. Срок ее окупаемости — почти семь лет, и потребности в сырье она закроет лишь частично. «Сырьем для аглофабрики будет мелочь марганцевых руд, которая гораздо дешевле, чем марганцевая руда. Закупать ее мы скорее всего будем, как и руду сегодня, в ЮАР. Но в любом случае сможем снизить затраты на производство продукции», — поясняет Александр Баландин.
Есть в планах акционеров СЧПЗ и строительство в непосредственной близости от предприятия собственного коксового завода мощностью до 400 тыс. тонн в год и стоимостью 100 млн долларов. В первую очередь — для обеспечения собственных нужд СЧПЗ, чтобы не зависеть от рыночных колебаний цен.
Масштабная реконструкция пойдет без остановки основного производства. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 200 млн долларов, из которых только 30% — собственные средства СЧПЗ. На предприятии уверены в успехе: «Низкоуглеродистый ферромарганец в 1,5 раза дороже, чем высокоуглеродистый, и более востребован на рынке». По данным ресурса Металлторг.ру, тонна марганцевого сплава с содержанием углерода 7,5% стоит на рынке США максимум 1,18 тыс. долларов, а с содержанием 1,5% — в два раза дороже (2,08 тыс. долларов).
Споткнуться о сырье
Акцент СЧПЗ на производство низкоуглеродистого ферромарганца вполне обоснован. Как отмечают в ЦНИИчермет им. И.П. Бардина, в последние годы структура потребности в марганцевых сплавах в связи с освоением новых классов сталей со сверхнизким содержанием углерода меняется в сторону низкоуглеродистых сплавов и металлического марганца. В частности, новые требования к ферросплавам предъявляются при выплавке трубных и автомобильных сталей, имеющих содержание углерода от нескольких сотых до нескольких тысячных долей процента. Это приводит к явному тренду в сторону роста потребления низкоуглеродистых ферросплавов.Вот только расширять мощности саткинские металлурги начинают не в лучшие времена. «Из-за падения мирового спроса на сталь вследствие долгового кризиса в Европе и замедления темпов экономического роста в Китае металлурги пытаются снизить цены на ферросплавы, чтобы сократить издержки производства. Их собственная маржа постепенно уменьшается: цены на сталь упали в среднем на 10 — 15% с начала года, а издержки растут, в том числе из-за высоких тарифов на электроэнергию», — поясняет аналитик ИФК «Метрополь» Анна Антонова. Цены быстро пошли вниз с начала лета 2012 года, следуя общемировым тенденциям в металлургическом секторе. По данным Bloomberg, это коснулось и крупнотоннажных, и малотоннажных сплавов: феррохром (содержание легирующего компонента 60%) и ферромарганец (75 — 78%) подешевели в Китае и Европе на 9 — 15%, ферросилиций (75%) — на 4 — 7%, ферромолибден (65 — 70%) в Европе и США — на 16 — 21%. И процесс продолжится. По оценкам ИФК «Метрополь», до второго полугодия 2013 года рынок стальной продукции, на который завязаны заказы ферросплавщиков, восстановлен не будет.
В результате по итогам 2012 года ожидается снижение выручки и чистой прибыли российских ферросплавщиков. Значительные объемы инвестиций могут существенно увеличить долговую нагрузку СЧПЗ (на конец 2011 года общий долг предприятия составлял 179 млн рублей). Хотя, как считает Анна Антонова, «с учетом отдаленных сроков ввода новых мощностей инвестпрограмма окажет положительное влияние на компанию, упрочит ее позиции на внутреннем рынке по отношению к конкурентам. Проект поможет выйти СЧПЗ на удовлетворительный уровень рентабельности, так как именно с 2014 года, по нашим оценкам, ожидается уверенное восстановление мировых стальных рынков и, как следствие — рынка ферросплавов». А без легирования и раскисления ферро- и силикомарганцем выплавка качественных сталей принципиально невозможна: эти добавки повышают твердость стали, ее антикоррозийные свойства и устойчивость к разрыву.
По всей видимости, СЧПЗ, увеличивая мощности, рассчитывает на частичное вытеснение импорта с рынков стран СНГ. По оценкам аналитиков Косогорского металлургического завода (КМЗ), потребление ферромарганца в РФ и странах содружества в 2011 году составило 260,7 тыс. тонн, из них 60% — иностранного производства. Аналитики не исключают, что СЧПЗ удастся расти также за счет постепенного увеличения емкости как отечественного, так и зарубежного рынков.
Но к 2015 году конкуренцию СЧПЗ могут составить не только импортеры. Кемеровское ЗАО «Чек-Су.ВК» планирует на 2014 — 2015 годы запуск в пригороде Красноярска Енисейского ферросплавного завода (ЕФЗ), мощность только первой очереди которого должна составить 250 тыс. тонн марганцевых сплавов в год, из них на ферромарганец будет приходиться 120 тыс. тонн. Правда, категорически против выступают местные жители. Если ЗАО «Чек-Су.ВК» удастся отстоять право построить завод, его позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынках окажутся сильнее, чем у СЧПЗ. Основное преимущество ЕФЗ заключается в том, что он будет в значительной степени обеспечен собственным сырьем. Инициаторы строительства завода под Красноярском владеют лицензией на разработку Усинского марганцевого месторождения, крупнейшего из разведанных на территории России (оценочно не менее 65 — 70% запасов марганца в стране). СЧПЗ и КМЗ работают исключительно на импортном сырье из Казахстана и ЮАР. Собственные марганцевые месторождения в стране до сих пор не разрабатывались: после распада СССР вся находившаяся в разработке марганцевая сырьевая база (месторождения и ГОКи) оказалась за пределами России.
Не исключено, что в результате саткинским металлургам придется снизить объемы производства высокоуглеродистого ферромарганца, чтобы удержать позиции на рынке и окупить проект выпуска более дорогого марганцевого сплава. Если, конечно, СЧПЗ не изыщет финансовые возможности и не последует примеру других уральских ферросплавных компаний, которые последние несколько лет активно расширяют сырьевую базу за счет покупки активов как в России, так и за рубежом.