Ставка больше, чем нефть
Малые нефтяные компании Урала приостанавливают работу: цены на нефть опустились ниже налога на ее добычу. Но даже когда ситуация выровняется, ждать от бизнеса инвестиций в разработку новых месторождений не стоит.
Добыча нефти в России неуклонно снижается: по итогам девяти месяцев 2008 года она упала на 0,5% до 365,479 млн тонн. На 6,4% до 152,5 млн тонн уменьшился и экспорт. Но если раньше статистику портили только крупные вертикально интегрированные компании, то теперь к ним присоединились и малые нефтяники. Причем они не просто сокращают, а замораживают добычу на малодебетных скважинах.
По данным Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций (АссоНефть), негативная тенденция охватила Пермский край, Томскую область, республики Удмуртию, Татарстан, Коми. Так, в ООО «Спецкрит» (ведет добычу на Южно-Чернушинском месторождении Пермского края) заявили, что прекратили добычу нефти еще 1 сентября и не возобновят ее до конца года. Компания уже направила уведомление в налоговую инспекцию. Около месяца назад остановили добычу и Пермоблнефть, и Уральская нефтяная компания, а удмуртская ПФК «Селена», притормозив в конце октября разработку отдельных скважин, сократила добычу почти в два раза.- Продажа нефти и на экспорт, и на внутренний рынок стала убыточна, - указывает на причину глава АссоНефти Елена Корзун. Прямые убытки в октябре для малых производителей от реализации нефти на экспорт оцениваются примерно в 82 доллара за тонну, от реализации на внутреннем рынке - более 3 тыс. рублей за тонну.
Обложили и опошлили
Дело в том, что цены на нефть снижаются быстрее, чем экспортные пошлины.
В течение 2008 года ставка пошлины упала почти в два раза, поскольку мировые цены слетели с летнего пика в 147 долларов к 66,65 доллара за баррель в середине октября. Но экспортерам начисляют платежи исходя из цены 79,4 доллара за баррель. В результате при экспортной пошлине на нефть в 372,2 доллара за тонну (примерно 50,9 доллара за баррель) и ставке НДПИ в 135 долларов за тонну (около 18,5 доллара за баррель) малым нефтяным компаниям в октябре необходимо было отдавать государству по 69,4 доллара за каждый баррель экспорта. При этом цена Urals к 17 ноября уже опустилась до 50 долларов за баррель и продолжает снижаться. «Нам не хватает денег даже на уплату экспортной пошлины.
В другое время мы бы подкредитовались, но все совпало с финансовым кризисом»,- отмечает Елена Корзун. Пошлина будет действовать до 1 декабря.
Уйти от экспортных пошлин можно было бы на внутренний рынок. Но здесь ситуация для независимых компаний еще сложнее: волна неплатежей за поставленную на НПЗ России продукцию растет, а сами цены формируются исходя из падающих мировых котировок. «Мы не можем себе позволить добывать нефть и продавать ее по цене ниже себестоимости. А сейчас стоимость нефти даже дешевле налога на ее добычу. Это просто бред», - заявила финансовый директор Пермоблнефти Светлана Чигодаева.
Налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается в начале месяца исходя из показателей цены на нефть марки Urals за прошедший. А продавать сырье компаниям приходится по текущим ценам. Если бы цены на нефть росли, это было бы интересно. Сейчас - наоборот.
Как подтвердил гендиректор пермского ООО «Энергетическая компания "Риф"» (разрабатывает четыре нефтяных месторождения) Юрий Самсонов, продавать по действующей сегодня цене на внутреннем рынке действительно невыгодно: «На одном московском нефтеперерабатывающем заводе нам предлагают по 3,5 тыс. рублей за тонну. В то же время у небольших компаний себестоимость добычи нефти составляет порядка 5,5 - 6 тыс. рублей за тонну сырья. То есть оптимальная цена, при которой компании удавалось бы работать без убытков, 6 - 7 тыс. рублей за тонну».
Меньше нефти, больше денег
В такой ситуации дальнейшее снижение уже предельно минимизированных затрат возможно только за счет полной или частичной остановки производства нефтяного сырья, отмечают эксперты. Правда, есть еще один выход. Так, компания «Риф» не заморозила добычу, но приостановила ее реализацию и сдает нефть на ответственное хранение. Это позволит придержать ее до того момента, пока цены не поднимутся до рентабельных. Но, как пояснили в АссоНефти, далеко не у всех компаний есть технологическая возможность для такого маневра: поблизости нет либо доступа к трубе, либо достаточных резервуаров.
Малые нефтяники надеются, что в декабре таможенные пошлины снизятся и цена на внутреннем рынке выровняется: так уже было, когда правительство РФ приняло постановление о снижении экспортной пошлины с 495 до 372 долларов за баррель. Как заявил заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина России Александр Сакович, ставка экспортной пошлины на нефть в РФ исходя из месячного мониторинга цен на Urals с 1 декабря 2008 года может быть установлена на уровне 192,1 доллара за тонну против действующей в 287,3 доллара.
Эксперты полагают, что при сохранении цен нефти на уровне 50 долларов это позволит малым нефтяным компаниям стать безубыточными: НДПИ за ноябрь составит около 2 тыс. рублей за тонну, значит, в декабре компании будут за баррель платить государству при экспорте 36 долларов, еще примерно в 7 долларов обойдется транспортировка до портов. «Снижение пошлины позволит компаниям частично отыграть падение»,- отметила Елена Корзун.
Формула жизни
Но проблема в том, что формула расчета пошлины не изменилась, и новое падение цен на нефть немедленно сделает экспорт нерентабельным. Уже сегодня пошлина в 192,1 доллара за тонну не отражает реальной ситуации на нефтяном рынке. Новая ставка была рассчитана исходя из цены на нефть марки Urals в 59,35 доллара за баррель. Однако 18 ноября российская нефть торговалась уже по цене около 49 долларов за баррель. «При этом падение цен продолжается, и если тенденция не изменится, то к 1 декабря, когда начнет действовать новая экспортная ставка, нефть может еще подешеветь», - отмечает директор департамента инвестиционного проектирования НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Светлана Савченко.
Но даже если нефтяным компаниям удастся избежать убытка, средства на инвестиции в добычу у них вряд ли останутся. В результате некоторые малые компании, отмечает глава Пермьнедр Андрей Белоконь, в 2009 году могут либо значительно сократить объемы бурения, либо просто прекратить геологоразведочные работы. При цене на нефть ниже 60 долларов за баррель у них просто не остается для этого ресурсов.