«Про Грузию забыв неосторожно…»
Нико Кобаидзе |
Я понятия не имею, что делала в начале XIX века в городе Березовском (Свердловская область) семья князя Эристави, отпрыска одного из старейших княжеских родов Грузии. Род, известный с X века, дал миру несколько поколений военных — офицеров русской армии, поэта и драматурга уже советского периода. Я знаю только, что грузинский князь из Березовского был русским генералом.
В 1830 — 1832 годах он похоронил тут свою жену, дочь и внука: их могилы находятся на городском кладбище. Может, это был первый из грузин на Среднем Урале?
Когда я читаю в газетах или слышу о враждебности Грузии и России, у меня возникает ощущение нереальности происходящего. Исторический вывих. Русские и грузины никогда не проливали кровь друг друга на полях сражений. Наоборот, русские штыки защитили Грузию от посягательств Персии и Турции. Многие грузины считают, что только благодаря России удалось сохранить грузинскую культуру и православие от натиска османов и персов. Грузины в свою очередь дрались под русскими знаменами с турками, французами, немцами, чиновничали на госслужбе.
Грузин к России притягивали не рынки — единоверие. Христиане в мусульманском окружении, они хорошо чувствовали связь между религией и самобытностью этноса.
Впрочем, любовь к России долгие годы оставалась платонической: переезжали не слишком охотно. Грузины плохо сохраняют этническую идентичность за пределами родины: в третьем-четвертом поколении переселенцы ассимилируются. Возможно, поэтому грузины предпочитали оставаться на своей земле. В 1989 году вне Грузии проживало лишь 4% грузин. Миграция усилилась в эпоху экономических неурядиц 90х годов. Плюс — в Россию перебралась часть беженцев из Абхазии. Но поток приезжих уже сходит на нет. Да, экономика Грузии демонстрирует неплохие темпы роста, до 8% ВВП в год. Но главное — в России стало неуютно. Начинается обратный отток. Уезжают даже те, кто родился в России или прожил тут несколько десятков лет.
И это тоже нелепость: совсем недавно была и обратная тяга — русских к Грузии.
Я почувствовал ее на себе. Приехав на Урал в 1983 году, я был ошеломлен тем, что многие русские, особенно интеллигенция, относились к грузинам с пиететом как к некоему эталону культурной нации. Разумеется, это сразу ставило приезжих в определенные рамки: приходилось соответствовать.
Еще сильнее взаимное притяжение культур ощущается в Грузии. Русскоязычное население республики насчитывает полмиллиона человек. В Тбилиси до сих пор работает известнейший русский театр имени Грибоедова. Правда, исчезают русскоязычные школы, лишенные финансовой подпитки из России (в отличие от англоязычных учебных заведений, поддерживаемых изза рубежа). Да и перспектив у их выпускников все меньше: попасть в российские вузы сложно изза дороговизны образования и визового режима. Пока русские школы считаются престижными. Но рискуют вскоре попросту исчезнуть.
Если, конечно, им не помогут Россия и русский бизнес. Коммерсанты из России контролируют ряд крупных грузинских компаний, электросетевые активы, несколько винных заводов, машиностроительные предприятия, крупный банк и т.д. Тбилисская пресса утверждает, что у русского бизнеса есть очень мощный лоббист в лице Кахи Бендукидзе, которого хорошо помнят на Урале. В исторической перспективе экономика всегда берет верх над политикой. Многие ли российские туристы, отдыхая в Турции, вспоминают о столетиях вооруженного противостояния этой страны с Россией?
Экономическое продвижение российских бизнесменов в Закавказье должно стать объединяющим фактором: нашим странам не уйти друг от друга. Сегодня много говорят о стремлении Грузии в НАТО, к США. Тому есть причины. Но американцы далеко, а Россия в районе Черноморья была и останется главной политической фигурой. И я возьму на себя смелость утверждать, что Грузия кровно заинтересована в том, чтобы Россия была сильным игроком на международной арене: хотя бы как противовес исламским государствам.
Сейчас Россию и Грузию разделяют серьезные политические разногласия. Как найти выход из тупиковой ситуации вокруг непризнанных республик на территории Грузии? Депортация людей по этническому признаку, попытки сформировать образ врага из русских или грузин в равной степени отвратительны. Но историческое единство наших народов все равно возьмет свое.