Опусти топор
Из-за падения спроса на европейском рынке экспорт лесоматериалов с предприятий Среднего Урала начал стремительно сокращаться. Вкупе с повышением экспортных пошлин на вывоз круглого леса это может обернуться банкротством лесозаготовителей.
Год стал для лесопереработчиков Свердловской области переломным. До сих пор экспорт их продукции только рос, причем на 20 — 30% ежегодно (так, в 2000 году регион вывез на сумму порядка 37 млн долларов, а в 2007-м — уже более 200 миллионов). Но за девять месяцев 2008 года, по предварительным данным Уральского таможенного управления, он снизился к уровню 2007 года сразу на 15 — 27%.
Во сыром лесу
Причин падения несколько. Как пояснил директор Уральского союза лесопромышленников Геннадий Гирев, из Свердловской области за границу шло 60% производимых здесь пиломатериалов и 60 — 70% фанеры, в том числе около 50% в США для строительства домов. Теперь производители стремительно теряют эти рынки сбыта. Ипотечный кризис в Америке сказался на рынке деревянного домостроения: падение на 40%. Параллельно в Европе из-за снижения темпов строительства и переизбытка сырья (страшные ураганы привели к тому, что на внутренний рынок оказалось выброшено около 20 млн кубов древесины) поползли вниз цены на пиловочник. Подпустили огня и канадские лесопереработчики (основные поставщики деревянных стройматериалов в США): они переориентировались на европейский рынок и сбросили на него продукцию по демпинговым ценам. Выдержать конкуренцию в таких условиях уральским предприятиям практически нереально. «Кубометр российской сырой доски стоит 6,5 тыс. рублей, а в Европе можно купить сухой за 140 евро. Кому нужна наша продукция?» — разводят руками лесозаготовители.
В первую очередь, отмечают в Союзе лесопромышленников, это ударило по крупным экспортно ориентированным компаниям, таким как «Лобва», Первая лесопромышленная, «Уральский лес»: они поставляли за рубеж 70 — 90% своей продукции. Внутренний спрос, росший в последние годы, также оказался не в состоянии переварить невостребованные Европой и США пиломатериалы и фанеру. В связи с этим сократить производство на 30% вынужден был и комбинат «Фанком», выпускающий исключительно фанеру, и все равно на складе постоянно находится большой остаток продукции, отмечают в компании.
Бумага против дерева
Сокращение спроса на пиломатериалы и соответственно на древесину может привести к тому, что многие малые лесозаготовительные предприятия в январе-феврале рискуют просто остановиться. Дело в том, что осенью 2009 года должны вступить в силу заградительные таможенные пошлины на экспорт круглого леса, которые составят 80% от стоимости вывозимой балансовой древесины (но не менее 50 евро) за кубометр. Это сделает убыточным заготовку и экспорт лиственных балансов — основного сырья для производства целлюлозы и бумаги: для его переработки в регионе просто нет мощностей. «Экспорт березовых балансов уже сегодня нерентабелен. Подсчитаем: покупатель из Финляндии платит 35 евро за кубометр, 28 евро из них нужно отдать за железнодорожную перевозку, остается 7 евро (200 рублей). Но у нас дрова дороже стоят! А если введут заградительные пошлины, это станет просто убийственно», — поясняет Геннадий Гирев.
По замыслу российского правительства, высвободившийся баланс должен был стать сырьем для новых ЦБК. Но за полтора года, как выяснилось, новые комбинаты построить невозможно. И в первую очередь из-за того, что правительство до сих пор не предоставило гарантий финансирования создания для них инфраструктуры.
Лесозаготовители могли бы выкрутиться, продавая лиственный пиловочник и фанерный кряж — самую дорогую часть дерева. До середины 2008 года 45% фанерного сырья, заготавливаемого в Свердловской области, шло на местные предприятия, остальное в Уфу, Пермь, Тюмень и даже в центральную часть России. С введением пошлин найти для нее сбыт будет практически нереально. Тот же «Фанком» обеспечивает себя сырьем на 70%, значит, в условиях сокращения производства он просто перестанет покупать его с рынка. «Сбыть в другие регионы России вряд ли получится, — отмечает Геннадий Гирев, — рынок европейской части России, на которую приходится сегодня значительная доля продаж свердловских лесозаготовителей, будет закрыт местными поставщиками». В результате многие малые и средние лесозаготовительные предприятия будут вынуждены просто остановиться или прекратить существование.