Ad astra, только Ad astra

Ad astra, только Ad astra
 Виктор Архипов
 Виктор Архипов

…Счастья для всех, даром…
Редрих Шухарт (Сталкер)

Демократия + рынок + свободы — это триада, эффективней которой человечество не придумало. Но эта триада не гарантирует «ни света, ни покоя», она гарантирует только наиболее эффективный прогресс.
Б.Н. Стругацкий


В сказках герой, побеждая зло, становится «самым главным»: царем, императором, правителем, главой. Как правило, в этом месте ставится точка. Читателю, вероятно, и так должно быть понятно: главный герой собирается «сделать хорошо» вверенному ему судьбой народу. Но что именно — хорошо? И как именно — сделать?
Не только в сказочной, но и в самой обычной реальности улучшение жизни подавляющее большинство граждан ассоциирует с увеличением материального достатка. Повысить благосостояние народа по большому счету можно двумя путями: увеличить оплату труда или снизить налоги. Поскольку рост оплаты труда влечет за собой рост налогов, а прослойка бюджетников значительна (чиновники, армия, милиция, врачи, учителя), существенно повысить благосостояние среднего человека не очень-то получается. Конечно, можно торговать природными богатствами (газом и нефтью или водой и пряностями), но они не бесконечны.

Есть и альтернативные способы: например, привлечение внешних инвестиций или увеличение производства на территории товаров и услуг. И тот, и другой способы хороши, но — в определенном масштабе и на ограниченном отрезке времени. Если переборщить, внешние инвестиции обернутся потерей суверенитета, а товары и услуги — инфляцией.

Эти негативные последствия можно если не нейтрализовать, то серьезно ослабить, вкладывая все «лишние» деньги в науку, наукоемкие производства, короче — в технический прогресс. Это помогает бороться с инфляцией с одной стороны и улучшает условия труда с помощью автоматизации и роботизации с другой. Даже если среднее количество товаров и услуг, приходящееся на одного человека, останется прежним, он сможет получить их, работая условно не 40, а 20 часов в неделю. Значит — станет жить лучше.

Но и тут есть изъяны. Чересчур эффективная экономика потенциально не менее опасна. Даже если оставить в стороне откровения футурологов о «машинном джихаде» и о том, что человечество быстро скатится до уровня придатка машинно-электронного общества (к слову, мне они не кажутся совсем уж беспочвенными пугалками), можно сделать минимум два неутешительных вывода. Первый: по мере повышения эффективности экономики человеческий труд будет востребован все меньше, и излишки рабочей силы начнут высвобождаться. То есть жить будут лучше не все, а только те, в чьих руках экономика до сих пор нуждается. Второй: производить товары и блага из воздуха получалось только у старика Хоттабыча, да и то посредством бороды. Значит, повышение эффективности производства ускорит освоение ресурсов, в том числе невосполнимых. Круг замкнулся.  

Очевидно: чтобы построить хотя бы теоретическую модель «всеобщего благоденствия» не хватает еще одного балансирующего элемента — дополнительных источников ресурсов. Их можно найти на новых территориях при условии, что они ничьи (иначе их освоение чревато конфликтами вплоть до военных, которые сведут на нет пользу от всего мероприятия). По этому пути шла наша цивилизация долгие тысячелетия. Но сейчас мы уперлись в потолок: ничьих земель и ресурсов не осталось.

Тупик? Нет. Человечество будет развиваться за счет освоения космического пространства. Новыми территориями и источниками ресурсов в первую очередь станут ближайшие спутники и планеты, а по мере совершенствования технологий — другие планетарные системы.

Чтобы понастоящему выйти в космос, необходим грандиозный рывок в науке, который даст нам пресловутую «гравицапу». Добравшись с ее помощью до ресурсов, нужно построить инфраструктуру для их извлечения и обработки: это опять же даст толчок развитию науки. Соответственно подтянется и уровень производства. Освоение космоса попутно решит экологические проблемы: вредные и опасные производства могут быть вынесены в разумно отдаленное пространство. Снизится демографическое давление на «исконных» территориях. Произойдет качественное оздоровление общества за счет появления новых героевпервопроходцев и отправки сверхактивных граждан-авантюристов за приключениями «на фронтир». Милитаристам также найдется полезное применение: охранять поселенцев. Деятели искусства получат новый источник вдохновения, руководители — вселенский размах деятельности.

Освоение космоса в силу экономической объективности должно стать «национальным проектом». Конечно, это дело опасное, непростое и дорогое, но именно эти трудности, а также грандиозность задачи и возникающие перспективы позволят сплотить разнородное общество.

Даже если космическим перспективам не суждено сбыться в обозримом будущем, работа общества на выполнение этой сверхзадачи сама по себе будет полезной. Больше половины открытий, оказавших влияние на развитие цивилизации, сделаны случайно. Разрабатывая космическую тему, наша наука, безусловно, принесет пользу и другим отраслям. Престиж научной работы повысится, средний уровень зарплаты в науке вырастет, фундаментальное образование снова станет востребованным, молодые ученые превратятся в полноценных представителей среднего класса.

Усилия и средства общества необходимо вкладывать в науку, образование и прогресс. Давно забытый лозунг «Вперед к звездам!» не потерял актуальности. Более того — это единственная альтернатива стагнации общества и экономики.