Белоруссия пришла за нефтью
Белоруссия входит в российскую нефтедобычу через Западную Сибирь. Республиканское ПО «Белоруснефть» купило производственный комплекс и 100% акций нефтяной компании «Янгпур» (ЯНАО), имеющей лицензию на Известинский участок углеводородов (запасы оцениваются в 4,7 млн тонн нефти и 1 млрд кубометров газа). За право добывать российские углеводороды Белоруссия заплатила 3,575 млрд рублей.Активы «Янгпура» единым лотом проданы в рамках аукциона на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ». Начальная цена составила 2,8 млрд рублей. Кроме белорусов в аукционе участвовала только российская компания «АРТО». Сделка оформлена на российскую «дочку» — «Белоруснефть-Сибирь» (ЯНАО). Процесс передачи актива новому собственнику должен завершиться до конца октября.
Прежний собственник «Янгпура» — группа «Технефтьинвест» (Москва) — уже почти год искал покупателя на этот и еще ряд активов (на тот момент группе принадлежали лицензии на разработку семи участков недр с общими запасами 180 млн тонн нефти и 20 млрд кубометров газа в ЯНАО и ХМАО). Причина — странное банкротство самой нефтяной группы: после кризиса 2008 года она перестала платить по долгам (якобы из-за кризиса) и к 2012 году накопила кредиторскую задолженность в 44,8 млрд рублей.
Переговоры о продаже вел ВТБ как один из главных кредиторов «Технефтьинвест». Целиком группу пытались продать как российским, так и зарубежным компаниям. Интерес проявляла даже Rockefeller Oil Company (под управлением Стивена Кларка Рокфеллера), которая весной 2013 года предложила за нее 1 млрд долларов. Но, похоже, стороны не сошлись в цене. Поэтому банк решил распродать «Технефтьинвест» по частям.
С приобретением «Янгпура» Белоруссия получила возможность самостоятельно вести добычу нефти в России. Прежде в нашей стране она оказывала только нефтесервисные услуги через «Белоруснефть-Сибирь». Президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно выдвигал претензии российской стороне — она якобы препятствует доступу белорусских компаний к российским углеводородам: «Почему у вас англичане, американцы качают нефть, природный газ, продают на рынке, а белорусов вы туда не пускаете?». В ответ посол РФ в Белоруссии Александр Сурков напоминал, что никто не мешает белорусской стороне участвовать в открытых конкурсах на право нефтедобычи наравне с другими зарубежными компаниями или приобретать российские компании, обладающие доступом к российским недрам.
Купленный актив невелик. За весь 2013 год «Янгпур» планирует получить 67 тыс. тонн нефти, 6,9 тыс. тонн газового конденсата и 63,9 млн кубометров газа. Это около 0,06% в общем объеме добычи нефти и газового конденсата в Тюменском регионе (Тюменской области, ЯНАО и ХМАО).
Однако в «Белоруснефти» считают актив вполне привлекательным: общий объем ресурсов и извлекаемых запасов углеводородов здесь оценивают в 40 млн тонн, потенциал ежегодной добычи — 140 тыс. тонн нефти и газового конденсата. Новый владелец сообщил, что цель покупки — получение суммарного эффекта от интеграции добывающего и нефтесервисного предприятий, расположенных в одном регионе. Что планирует делать компания с добываемые углеводородами — продавать, перерабатывать внутри страны или поставлять в Белоруссию, пока не сообщается. «Минск больше заинтересован в добыче нефти и рассчитывает на ее перекачку в Белоруссию», — полагает директора East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Запаса газа для перекачки немного.
По всей видимости, «Белоруснефть» продолжит поглощать небольшие нефтегазовые активы в Западной Сибири. Известно, что сегодня она активно рассматривает различные формы сотрудничества в проектах по добыче нефти на территории России: как приобретение эксплуатируемых месторождений нефти с доказанными извлекаемыми запасами нефти от 5 до 50 млн тонн, так и покупку доли участия в разработке крупных месторождений.