О партнерстве с «Роснефтью», проблеме долга в Свердловской области и перспективных проектах

О партнерстве с «Роснефтью»,  проблеме долга в Свердловской области  и перспективных проектах Геннадий СкидановВ ноябре Международная группа компаний «ИТЕРА» отметит 20-летие со дня основания. За годы своей работы «ИТЕРА» выстроила широкую сбытовую сеть газа, с нуля построила собственный газодобывающий бизнес на Ямале и в Иркутской области, а в этом году завершила сделку по объединению газовых активов с государственной компанией «Роснефть». Имя «ИТЕРА» хорошо известно в Уральском федеральном округе - ее дочернее предприятие «Уралсевергаз» является основным поставщиком природного газа всем категориям потребителей Свердловской области. О том, что ждет «ИТЕРА» от совместного проекта с «Роснефтью», как после сделки изменятся отношения со Свердловской областью и удалось ли «Уралсевергазу» решить проблему огромных долгов, в интервью журналу «Эксперт-Урал» рассказал первый заместитель Председателя Правления ООО «Нефтегазовая компания «ИТЕРА» Геннадий Николаевич Скиданов.

- «ИТЕРА» и «Роснефть» объединили газовые активы. С какой целью?

- «ИТЕРА» и «Роснефть» в свое время пришли к пониманию, что объединение газовых активов позволит более эффективно реализовать общий потенциал на газовом рынке России. «ИТЕРЕ» для дальнейшего роста нужен доступ к новым ресурсам и рынкам капитала. «Роснефти», которая имеет газовые активы и намерена развивать этот сегмент, необходим соответствующий практический опыт добычи и реализации газа, а также налаженная система сбыта. Иначе говоря, у «Роснефти» есть то, чего не хватает нам, у нас - то, что необходимо партнеру. Это полностью взаимовыгодная сделка.

- Но ведь «ИТЕРА» фактически отдала «Роснефти» контроль над своим газовым бизнесом...

- Это некорректное утверждение. Создано совместное предприятие, в которое обе стороны внесли определенные активы. Система принятия решений и операционного управления будет построена на паритетной основе, компания и дальше будет работать под брендом «ИТЕРА». Глава международной группы компаний «ИТЕРА» Игорь Макаров продолжит возглавлять НГК «ИТЕРА» в качестве Председателя Совета директоров. Планы у компании серьезные, мы рассчитываем в течение 3 - 5 лет укрепить позиции в качестве одного из ведущих игроков российского газового рынка. - Изменится ли после сделки статус долгосрочного соглашения НГК «ИТЕРА» с правительством Свердловской области и роль ЗАО «Уралсевергаз»?- Для этого нет никаких оснований. «Уралсевергаз» был создан в конце 1998 года как совместное предприятие «ИТЕРЫ» и областного правительства. Соглашение предусматривает обеспечение через «Уралсевергаз» бесперебойных поставок газа всем категориям потребителей Свердловской области и действует до 2015 года включительно. Здесь «ИТЕРА» выполняет свои обязательства в полном объеме.

В рамках соглашения компания ведет активную инвестиционную деятельность, участвует в газификации области. Нами построено более 520 км газопроводов и 75 современных газовых котельных. Объем инвестиций только за последние пять лет составил более 2 млрд рублей. «Уралсевергаз» завершает создание в области автоматизированной системы коммерческого учета газа (АСКУГ) стоимостью 500 млн рублей. АСКУГ позволит с большей точностью осуществлять в реальном масштабе времени контроль за потреблением газа.

Сложность лишь в том, что источником инвестиционной программы «ИТЕРЫ» в Свердловской области являются доходы от реализации газа в регионе. А здесь масса проблем, основная - рост задолженности потребителей газа перед «Уралсевергазом».

- О какой сумме задолженности идет речь и откуда она берется?

- По состоянию на середину октября - более 4,2 млрд рублей, 80% из них - долги предприятий ЖКХ. На вторую часть вопроса однозначно ответить сложно. Это системная проблема. Простой пример: в области только на этапе транспортировки тепла потери достигают 60%. Но включить в тариф все выпадающие доходы и инвестиционную составляющую в полном объеме на замену коммуникаций теплоснабжающая организация не может - это значит перекладывать затраты непосредственно на людей, да и тарифы традиционно жестко регулируются государством.
Получается порочный круг. К сожалению, законодательство позволяет компаниям-должникам совершенно безнаказанно уклоняться от уплаты долгов через банкротство. Если бы «Уралсевергазу» вернули все долги, половину этой суммы мы бы направили на инвестиции в газификацию области. На эти деньги, например, можно было бы построить более 700 км распределительных газопроводов.

- Как «Уралсевергаз» решает проблему задолженности?

- Наиболее действенный способ стимулирования платежной дисциплины должников - ограничение поставок газа по окончании отопительного сезона. Недавно мы перешли от годовых контрактов на сезонные, которые позволяют не подписывать новый договор до начала отопительного сезона без погашения задолженности за ранее поставленный газ. Принимая во внимание социальную значимость поставок газа на нужды ЖКХ, «Уралсевергаз» в порядке исключения продолжает поставлять газ предприятиям-должникам. Но при условии предоставления со стороны муниципалитетов реальных финансовых или организационно-юридических гарантий оплаты долгов.

Мы продолжаем предоставлять потребителям, которые не имеют задолженности за газ и оплачивают его на условиях предоплаты, скидки к цене. Таким образом, мы создаем максимально комфортные условия для потребителей.

На законодательном уровне необходимо закрепить возможность заключения договоров на поставку газа только с теми предприятиями ЖКХ, которые являются собственниками газопотребляющего оборудования или владеют им на правах хозяйственного ведения. Зачастую, накопив долги, предприятие банкротится. Взять с него нечего, потому что все оборудование арендованное. На месте банкрота создается новое предприятие с тем же оборудованием и менеджментом. И такие цепочки мы проходим по многу раз, каждый год. Пришло время решать проблему кардинально!

- Поэтому «Уралсевергаз» строит собственные котельные?

- Не совсем. Исторически так сложилось, что в Свердловской области есть моногорода, которые отапливаются от котельных крупного предприятия. Многие из производств закрылись, а котельные остались. Это мощное оборудование, использовать которое только для отопления населения и горячего водоснабжения крайне неэффективно из-за большого расхода газа. Мы прежде всего закрываем старые котельные, а на их месте строим небольшие современные, мощностей которых достаточно для теплоснабжения населения. Этим мы преследуем только одну цель - уменьшить потери газа и его бессмысленное потребление. Газ оплачивается по объему выработанного тепла, потери тут не учитываются. Новые котельные, которые мы строим, как минимум вдвое снижают потери газа.

- Странная логика для коммерческой компании...

- В свое время мы объявили должникам о готовности переоборудовать их котельные на уголь, мазут и т.д. за свой счет. Лишь бы они вообще газ не потребляли. Нам дешевле поступать так, чем поставлять газ, за который нам не платят.

- Государство помогает «Уралсевергазу» решать проблемы задолженности?

- В последние годы как на федеральном, так и на областном уровне наконец-то стали понимать причины неплатежей в реализации топливно-энергетических ресурсов, в том числе газа. Началось реформирование системы ЖКХ, стали заводиться уголовные дела по факту преднамеренных банкротств и так далее. Буквально в начале октября прокуратура Свердловской области объявила о начале программы по восстановлению законности в ЖКХ, потребовала от областных властей предусмотреть в бюджете средства на компенсацию расходов организаций ЖКХ, которые не покрываются платежами потребителей. Речь о тех самых потерях - одной из главных причин формирования задолженности перед «Уралсевергазом». Это очень позитивная тенденция. До сих пор правоохранительные органы, как правило, не воспринимали должным образом проблемы поставщиков топливно-энергетических ресурсов.

- Активность прокуратуры и сделка с «Роснефтью» как-то связаны?

- Не вижу никакой связи.

- Какой объем газа «ИТЕРА» планирует реализовать в этом году? Какая часть общего объема придется на Свердловскую область?

- Думаю, в этом году мы выйдем на 24 млрд куб. м, в прошлом было 23,4 млрд куб. м, рост - на 2 - 2,5%. Традиционно на Свердловскую область приходится около двух третей общего объема продаж газа «ИТЕРЫ».

- Назовите основные будущие точки роста «ИТЕРЫ».

- В настоящее время идет подготовка к освоению нижележащих газоконденсатных пластов Берегового месторождения. Начало эксплуатации пластов ожидается в 2014 году. В 2015 году запланировано начало добычи на Хадырьяхинском месторождении «Сибнефтегаза». С учетом проектной мощности этих проектов суммарное увеличение добычи планируется в объеме 2,7 млрд куб. м газа. Начало добычи на месторождениях Кынско-Часельской группы планируем также в 2015 году. Совокупные запасы этих активов составляют 263 млрд куб. м газа, 14,1 млн куб. м конденсата и 26 млн тонн нефти.

Ну и, конечно же, большое внимание мы будем уделять освоению ресурсов 21 Блока туркменской части шельфа Каспийского моря. Там завершена предварительная интерпретация результатов геологоразведки, в ближайшее время объявим итоги.

- Какие в целом задачи ставит перед собой НГК «ИТЕРА»?

- Прежде всего - это увеличение собственной ресурсной базы. Мы рассчитываем расширить наше присутствие в ЯНАО, и намерены как участвовать в конкурсах, так и рассматриваем возможность приобретения компаний с лицензиями.

Важнейшая задача - расширение рынка сбыта при безусловном сохранении поставок всем категориям потребителей Свердловской области, повышение экономической эффективности газовой программы за счет роста уровня расчетности потребителей газа и сокращения собственных затрат.

Материалы по теме

Переработаем сами

ТНК­ВР инвестирует в разработку месторождений Уватской группы

Сургутнефтегаз (СНГ) и Трубная металлургическая компания (ТМК) подписали трехлетний контракт

«Итера» пошла в рост

«Страшилка» для конкурента

Газпром и «Итера» не спросили третьего