Актуальные книги
Повезет или нет?
Малкольм Гладуэлл. Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего? М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 256.
Безусловно, повезет, если вы родились в Сиэтле, попали в частную элитную школу Лейксайд, родители учеников которой сбросились на покупку компьютерного терминала - большую диковинку для 70-х. А затем по счастливой случайности вам предложили тестировать по выходным программное обеспечение фирмы Computer Center Corporation, а позже вы перебрались в компьютерный центр Вашингтонского университета, и так далее - до основания компании под названием Microsoft. Речь, как вы понимаете, о Билле Гейтсе. Историю успеха одного из самых богатых людей планеты мы привыкли связывать с его мозгами и талантами. Они сыграли роль, но далеко не решающую. Важнее оказалось стечение обстоятельств и возможность практиковаться. Неубедительно? Тогда еще пример: предположим, вы Джо Флом - сутулый с оттопыренными ушами, к тому же еврей. Ваше детство пришлось на период Великой депрессии.
Вы поступили в Гарвардскую юридическую школу. Впрочем, диплом об окончании ничего не гарантировал: крупные юридические конторы с Уолл-стрит имели специфическое представление о том, как должен выглядеть респектабельный адвокат. В 50 - 60-х годах юристы-евреи были вынуждены заниматься судебными тяжбами и враждебными поглощениями, которыми пренебрегали солидные фирмы. Кто же знал, что через несколько лет этот сегмент на рынке юриспруденции займет лидирующие позиции. Что нужно для успеха? Сущие пустяки: родиться в семье еврейских иммигрантов и получить отказ в престижных компаниях, чтобы начать свое дело. Вот только именно тогда, когда на рынке юридических услуг произошел перелом.
Временным рамкам автор вообще уделяет много внимания: в 1860 - 70-х годах американская экономика переживала наибольший подъем за всю историю. Чтобы сделать состояние в этот период, вам нужно было появиться на свет в 40-х. Чуть раньше - вы слишком стары, ваше мышление сформировалось еще до гражданской войны, чуть позже - и вы слишком молоды, чтобы воспользоваться моментом. А так - и вы наверняка стали бы Джоном Рокфеллером (1839), Эндрю Карнеги (1835) и т.д. В это время родились 14 из 75 самых богатых за всю историю человечества людей.
И еще: высокий IQ не гарантирует вам блестящего будущего. Доказано, что человек с IQ в 170 баллов соображает лучше, чем человек с 70 баллами. Но когда речь о сравнении 130 и 180 баллов, то их обладатели имею одинаковые шансы получить Нобелевскую премию. Решающая роль отводится окружающей вас среде: кругу общения, семье, национальности, воспитанию, ну и главное - везению. А талант? Это всего лишь упорный труд: 10 тыс. часов практики и вы станете профи в любой сфере. Это утверждение Гладуэлл доказывает на многочисленных примерах, в том числе и на легендарных «Биттлз».
Первое впечатление от «Гениев и аутсайдеров» - гнетущее: все происходящее запрограммировано. Шаг влево, шаг вправо - и плакала успешная карьера. Оглянитесь, вокруг нас - гении, которым не повезло... Однако книга хороша прежде всего тем, что подчиняет логике всякий успех и поощряет любое стремление к нему.
Артем Коваленко
Экономика на пальцах
Гуриев Сергей. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. М.: Юнайтед Пресс, 2009. С. 304.
В первой половине 2000-х годов глобальный кризис еще не случился, и вопросы экономической политики не обсуждали на каждой кухне. Однако определенные прения в прессе шли, причем часто большинство участников дискуссии - журналисты, чиновники, бизнесмены - демонстрировали вопиющее экономическое невежество.
Газета «Ведомости» предложила ректору Российской экономической школы Сергею Гуриеву, одному из немногих российских экономистов, публикующихся в ведущих международных научных журналах, написать серию заметок о наиболее прочно укоренившихся в российском экономическом дискурсе мифах и заблуждениях. Книга вышла в 2006 году, а в новом издании была дополнена актуальными главами об анатомии нынешнего экономического кризиса.
Виновата ли во всем Америка? А низкокачественные ипотечные кредиты? Отдельные горячие головы склонны обвинять во всем правительство США и весь мировой капитализм, но Сергей Гуриев не дает точных ответов: для него вопрос «что делать?» куда важнее популистского «кто виноват?». Большинство из 48 описанных в книге мифов так или иначе касаются государственной политики в самых различных областях - поддержки крупных предприятий, реформирования РАН и естественных монополий, регулирования трудовой миграции и так далее.
Вот, к примеру, развенчание мифа о необходимости субсидирования проблемных предприятий: ссылаясь на итальянских экономистов Альберто Алесину и Франческо Джавацци, Гуриев показывает, что поддержка профсоюзов и отечественных производителей, популярная среди политиков социального толка, на деле все равно приводит к банкротству неэффективных предприятий (Alitalia в Италии, General Motors в США). И при этом обходится налогоплательщикам гораздо дороже, нежели девальвация рубля, реструктуризация экономики и создание новых рабочих мест.
О том же миф номер 34: «Протекционизм по определению соответствует нашим интересам». Гуриев утверждает: важно не то, что от снижения импортных пошлин (к примеру, на автомобили) потеряют российские производители, - важно, что потребители выиграют гораздо больше. В долгосрочном периоде свободная торговля всегда более выгодна для страны, что подтверждается опытом развитых стран и современными исследованиями.
Рецепты, которые предлагает автор, не новы: стране срочно нужна либерализация рынков, сильные экономические институты, независимая судебная система, полноценный федерализм, реформа высшего образования и науки. Книгу Гуриева отличает здравый профессиональный взгляд на экономические реалии, подтвержденный многочисленными научными аргументами и изложенный предельно доступно.
Остается один вопрос: если помощник президента РФ Аркадий Дворкович на обратной стороне обложки высоко оценивает и рекомендует «Мифы» к прочтению, то почему нынешняя власть действует в полном соответствии со всеми опровергнутыми Гуриевым заблуждениями?
Аркадий Коновалов