Фонтан заткнут
Нефтяные компании рассчитывали стабилизировать добычу за счет снижения налогового бремени и разработки новых месторождений. Но падение мировых цен на нефть заставило их пересмотреть планы.
Предприятия топливно-энергетического комплекса существенно сократили долю в рейтинге крупнейших компаний Урала и Западной Сибири. По итогам 2007 года в совокупной выручке на нефтегазовый сегмент пришлось 43,5%, на химию и нефтехимию — 6,1%. Однако нефтегаз уже не демонстрирует безудержных темпов: прирост составил только 8,7% против 26,5% по итогам 2006-го. В итоге доля сектора в топ-400 снизилась на 3 процентных пункта.
Все в порядке: падаем
Темпы добычи нефти в России давно далеки от рекордов советского времени: если в 2004 году прирост превышал 11%, то в 2007-м он не достиг и 2,1%. В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, на который приходится порядка 56% общероссийской добычи нефти, пока удалось избежать абсолютного падения показателей. Но равновесие весьма неустойчивое. Основной объем добычи обеспечивают восемь вертикально интегрированных нефтяных компаний. Из них в 2007 году прирост показали только НК «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть»: плюс 9,05 млн тонн на двоих. Остальные шесть уменьшили объем суммарно на 5,87 млн тонн. Баланс по крупнейшим компаниям ХМАО близится, таким образом, к отрицательному. Худшие показатели у НГК «Славнефть» (на паритетных началах принадлежит Газпром нефти и ТНК-ВР): потеряно 10,3% добычи за год.
2008-й принес новую тенденцию — впервые за последние десять лет объем добычи упал. По данным Росстата, за январь — август добыча нефти в стране уменьшилась на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение на территории ХМАО продемонстрировали Лукойл, Славнефть, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР и АНК «Башнефть». Выйти на положительные показатели смогли только Роснефть, РуссНефть и Газпром нефть.
Выправить ситуацию в 2007 году, отмечают в департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО, удалось исключительно за счет ввода четырех новых месторождений. Но проблема в том, что их запасы невелики, а добыча на старых продолжает уменьшаться. Согласно решению правительства от 2002 года, недропользователи должны сами восполнять то, что добыли. Однако нефтяники практически не ведут геологоразведку: в 2007 году реальное приращение запасов составило лишь 40% (тогда как в 2002 году прирост чуть не превысил добычу).
Не впечатляют и финансовые показатели нефтяных компаний. По мнению аналитика ИК Financial Bridge Дмитрия Александрова, во многом это связано с провальным первым кварталом минувшего года. Если в первом квартале 2006-го цены на нефть были высокими, а пошлины низкими, то в начале 2007 года — наоборот. Работали «ножницы Кудрина», цены на нефть в январе падали, а пошлины никто не понижал. «Выправить ситуацию не смогла даже благоприятная конъюнктура на рынке нефти в конце года, поскольку рост нефтяных цен сопровождался резким удорожанием сервисных и сопутствующих услуг»,— говорит Александров. Рост стоимости услуг сервисных компаний опережал темпы инфляции. Причина этого в недостаточном количестве сервисных предприятий, а также высоком спросе на их услуги.
Чтобы поддержать нефтяную отрасль, в этом году правительство ввело ряд налоговых послаблений: изменен порядок взимания НДПИ на нефть и введены налоговые каникулы для компаний, работающих на сложных месторождениях. Однако стремительное подешевление нефти существенно смазало положительный эффект от действий властей.
Дешево и сердито
Тенденции 2008 года оставляют все меньше шансов на то, что добыча нефти в ХМАО будет поддерживаться на прежнем уровне. Первое полугодие для нефтяных компаний было крайне благоприятным благодаря рекордным ценам на нефть (в январе — июне средние цены на экспортируемую российскую нефть поднялись на 76,5% и достигли 105,43 долл./баррель). А второе практически не оставило надежд на новые ценовые рекорды: вместо взлета до 200 долларов за баррель цена упала ниже психологической отметки в 70. И теперь подавляющее большинство специалистов ожидает, что в среднесрочной перспективе нефтяные цены будут колебаться в пределах 70 — 90 долларов.
Это заставляет нефтяные холдинги задуматься о пересмотре инвестпрограмм, сверстанных в расчете на более высокие цены. Так, ТНК-BP может отложить на год реализацию проектов в Красноярском крае и на Ямале. «Все будет зависеть от инвестиций, которые компания сумеет выделить на эти новые проекты. Однако если макроэкономическая ситуация позволит, то мы можем приблизить ввод этих месторождений», — добавил главный управляющий директор по производству и технологиям Тим Самерс. Лукойл также пересмотрел свои прогнозы нефтедобычи по итогам этого года в сторону уменьшения на 1,14% по сравнению с 2007-м до 95,5 млн тонн. Но как пояснили в компании, в отличие от ТНК-ВР, она готова пожертвовать «истощенными месторождениями с низкой экономической эффективностью», не откладывая при этом реализацию стратегических проектов.
Однако этим, видимо, компании не ограничатся. Так, ТНК-ВР сообщила, что намерена уменьшить расходы на управленческий аппарат и сервисные услуги. В результате негативные тенденции в нефтянке спроецируются и на нефтесервисные компании. Эксперты ожидают снижение нефтесервисного рынка примерно на 20 — 25%. Поэтому, по мнению президента группы «Интегра» Феликса Любашевского, «предстоящий год станет тяжелым для нефтесервисных компаний, выживут только сильные, крупные игроки рынка, способные вкладываться в развитие».
Особо сильно снижение мировых цен может ударить по малым нефтяным компаниям, а надежды в деле удержания уровня добычи нефти до последнего времени в ХМАО возлагали именно на них. Малые подсчитали: при пошлине на нефть в 372,2 доллара за тонну (примерно 50,9 доллара за баррель; действует до 1 декабря) и ставке НДПИ в 135 долларов за тонну (около 18,5 доллара за баррель) им придется отдавать государству по 69,4 доллара за каждый баррель экспорта.
При этом цена Urals к 17 октября уже опустилась до 66,65 доллара за баррель и продолжает снижаться. «Нам не хватает денег даже на уплату экспортной пошлины. Останавливать скважины? В другое время мы бы подкредитовались, но все совпало с финансовым кризисом»,— заявила глава ассоциации малых и средних нефтяных компаний «Ассонефть» Елена Корзун. «Сейчас очищенная экспортная цена нефти в Западной Сибири составляет около 76 долларов за тонну. Этого не хватит даже для уплаты НДПИ, а на нулевую рентабельность разные компании выйдут при ценах 190 — 260 долларов за тонну»,— пояснил директор по развитию бизнеса ценового агентства Argus Михаил Перфилов. «Ассонефть» уже обратилась в правительство с просьбой снизить экспортную пошлину как минимум на 110 долларов: отказаться от экспорта в пользу внутреннего рынка малые компании не могут — их кредиты взяты под экспортную выручку.
При нынешней пошлине на нефть, даже если нефтяным компаниям удается избежать убытка, средств на инвестиции в добычу у них не остается, считает старший аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин. А малым предприятиям (на них приходится до 5% добычи), операционные издержки которых выше, вообще грозит закрытие.
Нефтяные компании всегда выручала переработка нефти: экспортные пошлины на сырую нефть примерно на 30% выше пошлины на нефтепродукты. В прошлом году в целом по России объемы производства нефтепродуктов и нефтехимии выросли больше, чем добычи. В 2007 году на российских НПЗ было переработано 229 млн тонн нефтяного сырья — 103,8% по отношению к 2006 году. Доля переработки нефти увеличилась до 46,6% (в 2006 году — 45,8%). Производство автомобильного бензина выросло до 35,1 млн тонн (+2,1%), дизельного топлива — до 66,4 млн тонн (+3,4%), топочного мазута — до 62,4 млн тонн (+5,2%). Аналитики считают, что при существующей экспортной пошлине на нефть выгоднее производить нефтепродукты. Доходы от экспорта нефтепродуктов и продаж на внутреннем рынке в 2008 году могли бы позволить компаниям выйти в ноль, говорит аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. Но нефтяные компании могут лишиться этой возможности. Вслед за падением мировых цен на нефть Федеральная антимонопольная служба потребовала от нефтяных компаний снизить и цены на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Надежда, похоже, остается только на новый подъем мировых цен на нефть. Согласно пессимистичным прогнозам, это произойдет не раньше чем через два года. Эксперты сходятся во мнении, что цены могут снова поползти вверх в случае, если до конца 2008 года будет принято еще одно решение о сокращении объемов добычи нефти странами ОПЕК. При этом должно произойти реальное снижение, поскольку «страны ОПЕК часто не выполняют решения, которые принимает организация». Создавшийся дефицит сможет вызвать искусственное повышение уровня цен, правда, ненамного — максимум до 70 — 75 долларов за баррель. Но этого уже будет достаточно, чтобы нефтяники смогли вздохнуть немного свободнее.
В любом случае финансовое положение нефтяной отрасли, на которую приходится практически половина суммарного дохода уральских компаний, по итогам 2008 года ухудшится. Это негативно отразится и на смежных с ней отраслях, в первую очередь нефтесервисе.
Партнер проекта: |