Промышленный дендрарий
Промышленность стране не нужна — от этого мифа отказались, пожалуй, все продвинутые экономики мира. Постиндустриальность осталась чем-то вроде наряда haute couture, рожденного безумной фантазией модельера и не приспособленного для повседневной жизни. Такой способ хозяйствования, вероятно, возможен только в рамках глобальных городов (и мы об этом писали, см. «Введение в глобализацию» и «Стать сложным» , «Э-У» № 34 от 26.08.2013), но никак не в масштабах государства.Для развития промышленности, на наш взгляд, принципиальное значение имеет формирование зон ее компактного размещения. Логический ряд очевиден: концентрация — кооперация — выгода (в виде инвестиций, новых рабочих мест, налоговых поступлений, минимизации издержек, льгот и т.д.). Ключевой элемент этой системы — индустриальные парки (ИП).
Разговоры о необходимости создания ИП начались еще в середине 2000-х. Но только к 2010-му этот сектор формализовался — была создана профессиональная ассоциация. Тогда же сформулировали понятие индустриального парка — это управляемый единым оператором комплекс объектов недвижимости, обеспеченный инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств. Для России это был прорыв: несмотря на то, что в Европе ИП существуют уже сотню лет (в Азии — полвека), в нашем отечестве понятие каждый трактовал в меру испорченности. Впрочем, примерно та же ситуация с бизнес-инкубаторами и технопарками.
Следующим шагом ассоциации стала разработка стандарта ИП. Он помог отделить индустриальные парки от тысяч промплощадок с подведенной инфраструктурой. Главный отличительный фактор — наличие сервисов, способствующих локализации и развитию производств.
На наших ежегодных конференциях «Точки роста» мы каждый раз слышим: экспортно-сырьевая модель себя исчерпала. На смену ей должна прийти модель, основанная на развитии обрабатывающих отраслей. И без индустриальных парков здесь не обойтись.
Конечно, инвестиции в обработку — путь куда более рискованный, чем продажа нефти и газа: почти половина проектов в области создания ИП на Западе провалилась. Но профит — несравнимо бо?льшая добавленная стоимость и решение социальных проблем — с лихвой перекрывает угрозы.
Отечественная система госуправления пока не научилась разумно рисковать, она с великим скрипом переходит от отраслевых к секторальным приоритетам. Но позитив имеется: видные чиновники Минпромторга и Минэкономразвития уже без особого стеснения бичуют себя и на различных форумах придумывают, как обойти кривость российского законодательства и неповоротливость государственной машины.
Партнер проекта ТРУБНАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ