Кляксы роста

Кляксы роста

Cкорость принятия в России того или иного законопроекта определяется степенью заинтересованности в нем первого лица государства. Показательным в этом плане стало принятие закона, предполагающего создание в нашей стране особых экономических зон (ОЭЗ). С момента посещения в декабре 2004 года Владимиром Путиным Индии (там ОЭЗ давно и успешно практикуются) и его февральского заявления в Новосибирске о том, что «России такие зоны нужны», прошло менее года. За это время МЭРТ РФ внесло в Госдуму законопроект «Об особых экономических зонах». Благо, писать его с нуля не пришлось: документ пылился на полках ведомства Германа Грефа три года. Не подвели и российские парламентарии, рассмотревшие и одобрившие проект за рекордные полгода. Уже в конце июля закон «Об ОЭЗ» завизировал президент. А в сентябре регионы начали высылать в Москву заявки.

Особые зоны в мировом разрезе

Принцип «президент сказал, чиновник сделал» сработал на 100%. Власти (а именно они должны выступать в качестве подателя заявки) Урала и Западной Сибири ни на йоту не усомнились в целесообразности создания ОЭЗ на своих территориях. Так, вице-губернатор Пермской области Михаил Антонов считает, что вступление в силу закона «Об ОЭЗ» существенно изменит инвестиционную карту страны, а крупнейшие инвестпроекты, особенно с участием иностранного капитала, будут реализовываться именно в зонах: «Иметь такую на территории субъекта — значит на ближайшие 20 лет создать у себя привлекательный центр для иностранных и отечественных инвестиций. Это будут не „точки“, а целые „кляксы роста“». В том же духе высказались чиновники других уральских субъектов.

Между тем в 90-х годах в России уже были территории с особыми экономическими условиями: 18 свободных экономических зон (СЭЗ) и 43 закрытых территориально-административных образования (ЗАТО). Опыт оказался печальным: они фактически превратились в офшоры, а бюджет страны ежегодно лишался десятков миллиардов рублей. В результате СЭЗ ликвидировали. Исключением стали зоны в Калининградской и Магаданской областях. ЗАТО пока не тронули. Но многие мэры уже поплатились за неправомочное зачисление в доходы городского бюджета всех налоговых льгот, федеральных налогов и сборов. Череде судебных разбирательств над чиновниками ЗАТО конец не виден.

Но кто старое помянет… По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрия Жданова, повторения ситуации с офшорами не будет. Особые экономические зоны с ЗАТО и СЭЗ ничего общего не имеют: и цели их различны, и функционируют они по-разному. Кроме того, «точки роста» будут создаваться по подобию западных аналогов. Правда, из мировой практики разработчики закона взяли за основу только два из четырех типов зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие.

На первый взгляд может показаться, что российские власти наконец-то нашли способ преодоления зависимости экономики страны от добычи нефти и других природных ископаемых. Увы, не все так оптимистично. По словам директора Института экономики УрО РАН Александра Татаркина, создание особых экономических зон — в большей степени политическое решение, чем экономический расчет. Да и вряд ли шести недель, что были даны регионам на подготовку проектов, хватило для принятия взвешенных решений.

В ходе проведенного нами опроса администраций субъектов Урало-Западносибирского региона в официальном порядке удалось получить лишь однообразно положительную оценку создания ОЭЗ. Никакой конкретики. Сначала пришла в голову мысль: регионы боятся шпионажа и плагиата со стороны конкурентов. Однако по мере поступления информации из различных источников стало понятно: во многих субъектах РФ или попросту нет интересных идей, или к разработке проектов даже не приступали, или борьба чиновников за сферы влияния выше экономических интересов региона.

В спешке истина не рождается. Она рождается в спорах. Но после отмены прямых выборов глав субъектов о «губернаторской вольнице» пришлось забыть. Вот и получилось, что идея создания в России ОЭЗ принята региональными властями на «ура». И не потому, что Герман Греф вдруг создал шедевр (закон требует качественной доработки). Не смутило губернаторов и то, что центр поставил их в жесткие условия. Между тем в случае провала спрашивать президент будет не с Германа Грефа и даже не с Юрия Жданова. Держать ответ придется губернаторам. Будут ли они к нему готовы?


Материалы по теме

Затишье в промышленности и торговле, снижение доходов населения

Объем рынка инвестиционных услуг в России на конец 2006 года составил почти 90 трлн рублей

К европейской самобытности

Страховка для Европы

Самая мечтающая страна