В тесноте и обиде

В тесноте и обиде
В тесноте и обиде

Участники уральских выставок ютятся на нескольких квадратных метрах из-за отсутствия специализированных помещений
Фото: Андрей Порубов

Крупные уральские города не могут похвастать уникальными памятниками архитектуры, золотыми пляжами или грандиозными объектами индустрии развлечений. Будущий имидж УрФО будут определять другие объекты. К примеру, выставки. Они важны как коммуникационные площадки развития бизнеса и инструменты встраивания в глобальную экономику таких крупнейших городов, как Челябинск, Тюмень, Пермь и столица округа Екатеринбург. Пока международные экспозиции в европейском представлении (количество зарубежных участников — не менее 10%) в городах Урала практически не проводятся. Основные причины — отсутствие подходящих по качеству и площади выставочных комплексов, инфраструктурные проблемы крупных городов и несогласованность действий игроков выставочного бизнеса.

Броуновское движение

Формально по количеству проводимых выставок Екатеринбург оправдывает столичный статус: на 2006 год их, например, запланировано более двухсот. В городе 16 выставочных операторов. По словам директора екатеринбургского представительства московского выставочного оператора RTE Group Михаила Мальцева, основные игроки на екатеринбургском рынке — «Уральские выставки» и «Евроазиатский выставочный холдинг Уралэкспоцентр», их сила — в более чем десятилетнем опыте работы. Эти компании проводят по 20 и более выставок в год. А RTE Group (Екатеринбург), к примеру, всего четырепять. Такой масштаб преднамерен, объясняет Михаил Мальцев: «Наше отличие от других игроков в том, что более 50% экспонентов у нас — представители не Свердловской области и Екатеринбурга, а других регионов». По его оценкам, рынок растет на 15% в год, общий объем только в Екатеринбурге составляет 7 — 8 млн долларов. Рентабельность бизнеса, по данным игроков, достигает 20%.

Сравним: во всей Германии не проводится такого количества выставок, как в Екатеринбурге. Однако статистика обманчива, большинство экспозиций — местечковые по площади (не более 2 тыс. кв. метров) и географии участников (одна или несколько областей УрФО). Нередко разные операторы устраивают выставки с одной и той же тематикой. Это дезориентирует экспонентов. «Существует какое­то броуновское движение. Процесс никем не регулируется, — рассказывает главный редактор газеты “Выставки и ярмарки” (Екатеринбург) Владимир Зыков. — Бывают случаи, когда один из операторов специально ставит тематическую выставку на неделю раньше другого».

В начале 2005 года по инициативе городской администрации менеджмент операторов разработал кодекс профессиональной этики, призванный упорядочить выставочную деятельность и сделать конкуренцию более цивилизованной. Одно из правил, в частности, разграничивает сроки проведения выставок: тематическая экспозиция может пройти не ранее чем через три месяца после проведения аналогичной другим оператором. Кроме того, игроки обязуются не переманивать друг у друга специалистов и не принуждать клиентов отказываться от участия в мероприятиях конкурентов. На практике кодекс почти не работает.

Предполагалось, что документ «ратифицируют» если не все участники рынка, то большинство. Однако подписантов оказалось всего шестеро: «КОСК “Россия”», «Минералшоу», СоюзПромЭкспо, «Универсальные выставки», «Евроазиатский выставочный холдинг Уралэкспоцентр» и Уральская торгово­промышленная палата. Остальные игроки отказались. Михаил Мальцев: «Кодекс — всего лишь декларация о намерениях. Несколько человек подписали документ на тему “Давайте жить дружно”. Это просто бумажка, подписывать такие я не вижу смысла. Проблема ведь не только моральноэтическая, но и экономическая.

И решать ее нужно не в стенах администрации. Должны работать законы коммерции. Выживут две выставки — пусть. Проблема решится не кодексами, а самим рынком». Председатель совета директоров «Евроазиатского выставочного холдинга Уралэкспоцентр» Елена Скорикова хоть и подписала кодекс, но также считает, что недобросовестная конкуренция со временем исчезнет сама собой: «Кто сможет проводить выставку определенной тематики лучше других, тот и останется на плаву. На одну выставку будут ходить к одному оператору, на другую — к другому».

Проблема копирования выставок актуальна для высококонкурентных локальных рынков — столиц федеральных округов и Москвы. В других крупных городах Большого Урала ситуация иная. Если в Екатеринбурге действует 16 операторов, то, к примеру, в Челябинске — два («ЮжУрал­Экспо» и «Восточные ворота»), а в Перми — один («Пермская ярмарка»). Количество выставок в этих городах в несколько раз меньше (так, в 2005 году в Перми их прошло всего 25 против 147 в Екатеринбурге), соответственно и тематика не повторяется. По словам начальника отдела рекламы «ЮжУралЭкспо» Юлии Курочкиной, в Челябинске у двух операторов есть схожие темы выставок, но практики «подсиживания» нет: они проводятся в разные сроки.

Меньшее количество выставок идет на пользу качеству. «В Перми нет ненужного дублирования выставочных тем, — говорит директор компании “Пермские выставки” Михаил Давыдов. — Наверное, поэтому отдельные знаковые пермские выставки получаются масштабнее екатеринбургских. Например, в Екатеринбурге в течение года проводится пятьшесть строительных выставок. В Перми — одна. Зато самая крупная строительная выставка в Екатеринбурге в этом году занимала примерно 1600 кв. метров, а в Перми — 5600».

Шаг вперед, шаг назад

Объединяет областные уральские центры другая проблема — недостаток специализированных выставочных площадей. В Екатеринбурге операторы ютятся в небольших (от нескольких сотен до 5 тыс. кв. метров) помещениях самой разной направленности, вплоть до Театра юного зрителя. Ключевые площадки, которые используют большинство операторов, — КОСК «Россия» и «ИнЭкспо». Оба объекта имеют недостатки. В силу ограниченного количества площадей в них невозможно проводить крупные экспозиции. КОСК не предоставляет помещение в субботу, самый посещаемый для многих выставок день. «ИнЭкспо» удален от центра города.

В октябре 2005 года в Екатеринбурге появился новый объект — выставочный комплекс Центра международной торговли Екатеринбурга (ЦМТЕ). Он включает два выставочных зала (всего 5 тыс. кв. метров), киноконференц­зал на 350 мест, комнаты для переговоров (от 50 до 200 кв. метров). Участники рынка отмечают, что по общему уровню с ЦМТЕ пока не способна тягаться ни одна из существующих в городе площадок: «Комплекс вне конкуренции, — говорит Владимир Зыков. — Он больше и современнее всех. У него шикарное нутро.

К тому же он находится в центре города и имеет гостиничную инфраструктуру». Однако… «ЦМТЕ нельзя назвать полноценным выставочным центром, его можно рассматривать скорее не как выставочный, а как презентационноконгрессный комплекс, — считает Михаил Мальцев. — Среди минусов: отсутствие парковки, а для выставочного объекта это большая проблема; высота потолков всего 3,8 метра — при таких параметрах нельзя построить двухэтажные стенды. Шаг колонн в 6 метров также ограничивает размер стенда». Заместитель генерального директора ЦМТЕ Светлана Шипкова говорит, что первый вопрос уже решается: рядом с комплексом будет построен паркинг на 400 мест.

На февраль 2006 года намечен пуск еще одного объекта — Делового информационно­выставочного центра (ДИВЦ). Первая очередь выставочных помещений — 2 тыс. кв. метров, кроме того, здесь будет зал торжественных акций и презентаций, а также конференц­зал общей площадью около 400 кв. метров. Главным минусом ДИВЦ игроки называют расположение выставочных площадей на втором и третьем этажах здания. При этом большинство считает, что дополнительные 7 тыс. кв. метров выставочных площадей не облегчат жизнь операторам: этого слишком мало. Нужны десятки тысяч метров.

Между тем выбывают действующие площадки. Прекратил выставочную деятельность екатеринбургский Дворец игровых видов спорта (ДИВС). Официальная причина: окончился срок договора на аренду помещений у компании «Уральские выставки — 2000». Но этому предшествовали некоторые события.

15 августа 2005 года на оперативном заседании кабинета министров председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев дал указание резко сократить число непрофильных, неспортивных мероприятий в ДИВС. Часть участников рынка связывает это распоряжение с конкурентной борьбой на рынке.

В частности, высказывались мнения о причастности к уходу «Уральских выставок — 2000» из ДИВС компании «ИнЭкспо». Фирма «ИнЭкспо»задумывалась как проект, позиционирующий Свердловскую область на региональном, федеральном и международном уровнях. Возглавил ее бывший правительственный чиновник Александр Рыжков. Для начала «ИнЭкспо» не без использования административного ресурса добилась освобождения компанией «Урал­экспоцентр» выставочного центра, что в Екатеринбурге на ул. Громова, 145. Теперь, по мнению игроков, теснит «Уральские выставки — 2000». Сам Александр Рыжков ограничивается таким комментарием: «ДИВС — это уникальное спортивное сооружение, которое находится в ведении исполнительных органов государственной власти».

В компании «Уральские выставки — 2000» причастность «ИнЭкспо» к прекращению выставочной деятельности ДИВС отрицают. «Смена площадки вполне предсказуема, — объясняет генеральный директор “Уральские выставки — 2000” Вадим Завьялов. — Мы проводим широкомасштабные выставочные проекты, и нам не всегда хватало площадей ДИВС. В процессе работы мы сталкивались с тем, что международные соревнования, запланировать которые заранее невозможно, совпадали по срокам с проведением выставок. Это вынуждало нас в экстренном порядке переносить мероприятия, что не удобно ни нам, ни нашим деловым партнерам». Сейчас «Уральские выставки — 2000» работают в ЦМТЕ.

Участники рынка считают, что ДИВС экономически проиграет. «Во­первых, деньги за аренду ему платили сами выставочники, — говорит Владимир Зыков. — Во­вторых, благодаря выставкам насыщалась инфраструктура ДИВС, были заполнены все кафе». В ДИВС, как и в «Уральских выставках — 2000», с таким мнением не согласны. «Финансовый ущерб мы не понесем, — уверяет специалист по связям с общественностью ДИВС Светлана Чукалова. — У нас очень плотный график мероприятий. В большом количестве будут проводиться спортивные соревнования, фестивали, концерты. Закуплена концертная аппаратура, начинается ее монтаж».

В других городах специализированных помещений тоже не хватает. «Пермская ярмарка» располагает двумя выставочными павильонами общей площадью 6,8 тыс. кв. метров, а также открытой выставочной площадью более чем в 3 тыс. кв. метров. «В 2005 году “Пермская ярмарка” на отдельных, наиболее крупных проектах стала ощущать нехватку выставочных площадей, — рассказывает Михаил Давыдов. — Ситуация, по нашим оценкам, будет только усугубляться. Выход я вижу в расширении материальной базы выставочного центра».

В Челябинске до конца 2005 года выставки проводились на двух площадках — в Легкоатлетическом манеже и во дворце спорта «Юность». В декабре 2005 года на территории завода «Строммашина», в здании бывшего цеха открылся первый на Южном Урале специализированный выставочный комплекс «ЮжУралЭкспо» общей площадью около 5 тыс. кв. метров, площадь выставочного зала — более 3 тыс. кв. метров. Комплекс передан в управление компании «ЮжУралЭкспо». Подробности соглашения не сообщаются. Объем инвестиций в реконструкцию цеха превысил 100 млн рублей. Деньги взяты заводом в кредит. Площади нового комплекса в компании намерены заполнять самостоятельно и сдавать иногородним операторам. Участники рынка считают, что появление новой площадки приведет к выходу на рынок Челябинска новых игроков и обострению конкуренции.

Под одной крышей

Надежды на решение проблемы дефицита выставочных площадей в Екатеринбурге игроки связывают со строительством нового Международного выставочного центра (МВЦ) общей площадью порядка 100 тыс. кв. метров. Осуществлять проект будет екатеринбургская холдинговая компания «Лидер», владеющая ТЦ «Екатерининский» и ТРЦ «Екатерининский». Строительство объекта должно начаться в марте 2006 года, завершиться в 2007м. В состав комплекса помимо выставочных павильонов войдут культурно­развлекательные заведения, офисные помещения, гостиницы, предприятия общественного питания, пресс­центры и конгрессцентр. Сколько места будет отведено под проведение экспозиций, пока не известно. В любом случае появление нескольких десятков тысяч квадратных метров специализированных выставочных площадей позволит операторам рынка развернуться. Вопрос — каким именно операторам. Пока не ясно, как игроки будут делить МВЦ и договариваться между собой о выставках на едином пространстве. Если механизм полюбовного решения вопроса будет найден, у операторов появится возможность совместными усилиями проводить масштабные выставки по одной тематике, а не устраивать, как сейчас, по пять похожих в течение года.

Игроки рынка, однако, считают, что строительство гигантского выставочного комплекса не решит всех проблем этого бизнеса в Екатеринбурге и УрФО. К решению вопроса нужно подходить комплексно. Кроме собственно МВЦ необходимо создание полноценной инфраструктуры. «Когда мы проводим крупную выставку, возникают проблемы с расселением участников, — рассказывает Михаил Мальцев. — Иногда иногородние экспоненты отказываются от участия изза отсутствия мест для сотрудников в гостиницах. Нередко количество людей за стендом меньше, чем предполагалось, просто потому, что их некуда селить».

В наборе проблем и малая пропускная способность екатеринбургского аэропорта Кольцово, и отсутствие достаточного количества учреждений системы питания, современных гостиниц, парковок, неудобная схема движения городского общественного транспорта.

Часть вопросов решается. В декабре 2005 года открылся международный терминал в Кольцово. В городе ведется активное строительство гостиниц. До 2015 года планируется ввести в строй 55 новых объектов. Рост числа гостиниц и развитие аэропорта — это прежде всего заслуга бизнеса. Улучшение схемы движения городского общественного транспорта и строительство парковок — задача городской администрации.

Опыт ведущих европейских городов показывает: в рамках муниципального образования с населением около 1 млн человек должен быть только один большой выставочный центр, и городская инфраструктура обязана на него работать. В случае с Екатеринбургом таким центром призван стать МВЦ. И число выставок должно исчисляться не сотнями мелких, а десяткомдвумя знаковых — общероссийских и международных. Эти планы осуществятся при трех условиях: цивилизованном механизме взаимоотношений между игроками выставочного бизнеса, наличии МВЦ и обеспечении его деятельности городской инфраструктурой.

Дополнительные материалы:

Рынок покажет, у кого галстук краснее

Дмитрий БугровПоявление Международного выставочного центра станет событием, сопоставимым по масштабу со строительством Уралмаша, считает директор Центра информационного обеспечения сервиса Уральского государственного университета Дмитрий Бугров.

— Дмитрий Витальевич, каким образом можно решить проблему нецивилизованной конкурентной борьбы на выставочном рынке Екатеринбурга?

— Эта проблема обсуждается в деловых кругах Екатеринбурга в течение как минимум трех лет, но практика рождает все новые факты недобросовестной конкуренции. Уверен, что когда на рынке утвердятся крупные выставочники, способные лоббировать свои интересы в верхних этажах общероссийского политического и экономического здания, настанет иное время. Крупные игроки распределят роли, хором выступят за регулируемую тематическую специализацию выставочных мероприятий, пропишут и примут всю необходимую корпоративную документацию, «закажут музыку» на медиарынке и призовут мелких операторов к честной конкуренции и прозрачности.

— Какое значение для Екатеринбурга будет иметь Международный выставочный центр?

— По степени воздействия на экономику города и региона появление МВЦ будет сопоставимо с Уралмашем 30-х годов прошедшего столетия. Если, конечно, не торопиться и не пытаться сдать этот комплекс к некой особой дате. Например, к 4 ноября. Или к очередным выборам.

— Смогут ли, по вашему мнению, участники рынка договариваться о деятельности в МВЦ?

— Думаю, к 2008 году по известным причинам бизнес-сообщество и административные структуры окажутся настолько консолидированными, что устраивать бурю в стакане никто не будет. Не то что не решится — просто не будет. Это как во время пионерского парада отважиться на публичную драку по поводу того, у кого галстук краснее. А позднее драка уже не понадобится — роли и ответственность выставочных операторов будут окончательно распределены.

Подготовил Сергей Суворов

Придется договориться

Виктор КокшаровДля работы в Международном выставочном центре (МВЦ) операторы должны будут сесть за стол переговоров, считает министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров.

— Виктор Анатольевич, какое значение для развития делового туризма в Екатеринбурге и на Урале будет иметь МВЦ?

— Выставки играют очень важную роль для развития международного сотрудничества. Во время их проведения заключается до 25% контрактов. Конечно, сегодня мы можем проводить в Екатеринбурге специализированные экспозиции. Проблема в том, что масштабные организовать сложно. А именно они дают максимальный экономический эффект и работают на имидж территории. К примеру, выставки по металлургии или машиностроению, нашим стратегическим отраслям, устраиваются чаще в Москве.

А екатеринбургские предприятия не могут везти туда крупные выставочные образцы. Поэтому нам нужно показывать свои возможности здесь.

И МВЦ позволит в постоянном режиме проводить международные выставки и привлекать клиентов не только из России, но и из стран СНГ и со всего мира.

— На екатеринбургском выставочном рынке сегодня идет острая конкурентная борьба, не всегда честная, выражающаяся в копировании тематики и даже названий экспозиций. Как вы думаете, смогут ли операторы цивилизованно договариваться о работе в МВЦ?

— Игрокам придется договариваться и находить компромиссы. Иначе они просто прогорят. Я думаю, что, появление МВЦ упорядочит и структурирует рынок. Разные выставочные операторы смогут проводить выставки одновременно.

— Какую роль в договорном процессе будет играть ваше министерство?

— Мы всегда помогали операторам, усаживали их за стол переговоров. Если понадобится — будем делать это и в будущем.

Подготовил Сергей Суворов