Залп в воздух

Залп в воздух Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отхоядщих от стационарных источниковПервый обзор экологических проектов крупных промышленных компаний Урала и Западной Сибири показал: они направлены в основном на сокращение выбросов в атмосферу, снижению воздействия на водные объекты и почву уделено меньшее внимание.

Аналитический центр «Эксперт-Урал» провел первое исследование в области промышленной экологии. Мы проанализировали текущее состояние окружающей среды в макрорегионе и вложения компаний в экологические проекты. Анализ проведен на основе данных Росстата и анкетного опроса компаний.

Грязный рейтинг

Уральский регион принято считать одним из наиболее загрязненных из-за доминирования на его территории предприятий добычи и тяжелой промышленности. Действительно, его доля в загрязнении воздуха выбросами от стационарных источников достигла по итогами 2012 года 35,9% (более 7 млн тонн) от общего объема выбросов в атмосферу в стране, результат следующего за ним Сибирского федерального округа — 30,8% (5,9 млн тонн). Однако доля Большого Урала в структуре промышленности России — около 24%, а той же Сибири — 12%. Так что удельный вес промышленных выбросов в атмосферу на 1 млн рублей отгруженной продукции составляет 274 тыс. тонн, в Сибири — 501 тыс. тонн.

По абсолютным показателям самым грязным внутри макрорегиона в 2012 году оказался Ханты-Мансийский автономный округ с его нефтедобывающими предприятиями — 34% всех выбросов в атмосферу (2,4 млн тонн), при этом процент улавливания вредных веществ для последующей очистки близок к нулю. За ним следует Свердловская область — 16% (1,1 млн тонн выбросов), но доля улавливания здесь самая высокая — 89%. Третье место по объемам выбросов занимает Ямало-Ненецкий автономный округ — 13% (около 1 млн тонн), однако улавливание почти отсутствует. Наименьший объем выбросов в атмосферу в Курганской области — 0,6% (0,04 млн тонн).

Приоритетные экологические проекты промышленных предприятий Урала и Западной Сибири

По относительным показателям тройка лидеров выглядит иначе: Оренбургская область — 1,3 тонны выбросов на 1 млн рублей производимой продукции, ЯНАО и ХМАО — по 0,9 тонны. Результат Свердловской области — 0,8 тонны.

Прирост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в субъектах Большого Урала с 2007 по 2012 годыБольшинство рассматриваемых нами компаний связывают проекты в области снижения негативного воздействия на окружающую среду прежде всего с модернизацией основного производства. Обновление технологий — процесс длительный, многие проекты долгосрочны. Поэтому динамику выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (по форме «2-ТП воздух») мы анализировали за период с 2002 по 2012 год. Итак, на фоне роста ВРП  макрорегиона на 60% выбросы в нем снизились на 351 тыс. тонн — это 4,7%. Такая динамика наблюдается в семи субъектах из десяти. Выделяются юг Тюменской области (с приростом почти 38%), ЯНАО (35%), Оренбургская область (30%). Хотя тренд неоднороден: до 2008 года — спад объемов выбросов, с 2009 года — постепенный рост. За 2011 и 2012 годы прирост объема загрязняющих веществ более чем на 10% показали ЯНАО и Оренбургская область, а явный всплеск продемонстрировала Удмуртия — плюс 66%.

Кто гадит, тот и тратит

Распределение субъектов Большого Урала по объемам затрат в 2012 году на охрану атмосферного воздуха в целом близко к распределению по объемам его загрязнения. Так, на лидера Ханты-Мансийский автономный округ пришлось 5,4 млрд рублей — это треть всех средств, выделяемых в макрорегионе на охрану окружающей среды. Свердловская область вложила 2,86 млрд рублей. В целом по Уралу затраты на охрану воздушной среды росли весь посткризисный период, падение впервые произошло в 2012 году — более чем на 13% (на 3 млрд рублей) по сравнению с 2011-м. Но некоторые субъекты сохранили положительные темпы прироста экологических инвестиций, например, ЯНАО увеличил их в шесть раз, Тюменская область — в пять, Курганская — в два раза, при этом только ей удалось сократить выбросы на 13%.

Сумма экологических платежей (выплат в соответствии с действующим законодательством за выброс загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, штрафы за нарушение природоохранного законодательства. — Ред.) в целом по Большому Уралу в 2012 году по сравнению с 2011-м выросла почти в 2,5 раза. Более всего — в нефте- и газодобывающих регионах:
в Удмуртии — в шесть раз (до 461,5 млн рублей), в Оренбургской области — в пять (1,5 млрд рублей), в ХМАО — в четыре (3,9 млрд рублей) и ЯНАО — втрое (1,2 млрд рублей). По всей видимости, это эффект введения с 2012 года штрафов за сжигание попутного нефтяного газа в факелах.

Пока дышу, надеюсь

Затраты на охрану атмосферного воздуха и предоствращения изменения климатаСпециальный раздел по экологии мы предложили заполнить участникам регулярно составляемого нами рейтинга крупнейших компаний Урала и Западной Сибири. Откликнулась 31 компания сфер машиностроения, черной и цветной металлургии, химии, нефтянки и производства стройматериалов.

Всего на реализацию проектов улучшения экологической обстановки участники нашего исследования планируют до 2020 года направить более 44 млрд рублей (из них 4,7 миллиарда — это завершенные в 2011 — 2012 годах проекты). Около 45% этой суммы пойдет на сокращение выбросов в атмосферу. Проекты в этой сфере реализуют предприятия практически всех отраслей, наиболее распространены замена или модернизация системы фильтрации (см. таблицу). Активно обновляются на уральских предприятиях пылегазоочистные и аспирационно-технические установки. Если раньше речь шла лишь о снижении выбросов, то сегодня начинают внедрять технологии, позволяющие улавливать все 100% производственных пылей. На втором месте — инвестиции, связанные со снижением выбросов в водоемы (19%). Здесь речь идет главным образом о реконструкции систем водоочистки и внедрении систем оборотного водоснабжения, возвращающих использованную воду на производство и сводящих к минимуму промышленные стоки. Расчет прост: повторное использование воды на производственные нужды позволит снизить объемы водопотребления и сброса.

Многие промышленные предприятия инициируют проекты, позволяющие решать проблемы комплексно: сокращать образование вредных летучих примесей и складируемых отходов, уменьшать или полностью исключать стоки. Как правило, такой эффект дает не внедрение отдельных очистных установок, а модернизация основного производства. В первую очередь это относится к предприятиям черной металлургии, химической промышленности и машиностроения. Так, ликвидация мартеновских производств сократила выбросы в сталеплавильном секторе. Энергетики, используя менее отходное и более эффективное сырье, также добиваются снижения воздействия на окружающую среду.

Общий размер экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду и атмосферного воздуха предприятий Урала и Западной СибириС помощью природоохранных проектов промышленники находят способы извлечения прибыли. Так, Тюменьэнерго направляет во вторичный оборот образованные филиалами отходы производства (черные металлы, алюминий и медь, полученные в процессе ремонта и реконструкции подстанций и линий электропередачи). В результате компании удалось добиться снижения объема отходов на 20% и получить прибыль от реализации вторичных ресурсов в 2012 году в 14,9 млн рублей. Пока подобных примеров немного. Но такой подход должен быть интересен. И прежде всего металлургическим компаниям, которые могли бы разрабатывать новые технологии для того, чтобы обеспечить себя ресурсной базой за счет собственных отходов. Среди ожидаемых эффектов — сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, снижение водопотребления и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, утилизация промышленных отходов.

Бизнес говорит, что к природоохранным действиям его подталкивают не только надзорный орган, но и партнеры: у многих есть проекты с участием иностранных компаний. А те трепетно относятся к вопросам экологии и требуют от российской стороны демонстрации экологической ответственности.

Дополнительная информация.


Экологичность заложена в проект

Евгений БрагинОпределить точную долю инвестиций компаний в экологию и их окупаемость почти невозможно, поскольку она стала неотъемлемой частью развития производства, убежден заместитель генерального директора УГМК Евгений Брагин:

— Сложно говорить о том, окупаются ли инвестиции в экологические проекты. Любая модернизация производства ведет к повышению его эффективности, в том числе к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Выделение в этой модернизации точной доли инвестиций «в экологию», как правило, невозможно, поэтому такие цифры всегда условны. Важно понимать, что экологичность, то есть уровень воздействия предприятия на окружающую среду, — сегодня один из обязательных показателей уровня развития производства, такой же как, например, энергоэффективность. Для существующей технологической культуры эти требования естественны, они находят отражение как в текущей деятельности, так и в инвестиционном планировании.

На промышленных предприятиях идет каждодневная работа по изысканию возможностей для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Итоги ее лучше всего иллюстрируют многолетние графики выбросов, демонстрирующие постепенное снижение, весьма значительное на длинных временных промежутках. Быстрый эффект дает реализация крупных инвестиционных проектов просто потому, что любое более современное производство по умолчанию является более чистым. Такой результат получен нами на СУМЗе, выбросы которого сокращены до лучших европейских показателей. Следующий крупнейший инвестиционный проект — модернизация ОАО «Святогор» в Красноуральске — также приведет к существенному снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Партнер проекта экология. экологические проекты. защита окружающей среды

Материалы по теме

Прочь из усталых городов

Фарс-мажор

Заводы уступают место

Выгодная экология

Великое переселение

На Урал везут уран