Мы гоним
Базовый вопрос - можно ли создать в России наноиндустрию - задается до сих пор, хотя по факту она работает уже пять лет. Начиналось все в 2007 году с президентской инициативы реализовать стратегию развития наноиндустрии, создать для этого Госкорпорацию Роснано. Это был ответ на вопрос о том, как относиться к наноиндустрии: считать ее стратегией для страны или оценивать как модное и преходящее явление. К тому времени уже полтора десятка экономически продвинутых стран в мире его для себя решили. Они раньше поняли, что борьба за лидерство на мировом рынке, за обеспечение национальной безопасности и обороноспособности страны вскоре будет немыслима без использования нанотехнологий. Россия тоже решила участвовать в «нанотехнологической гонке».И тогда же, когда была принята стратегия, случились базовые решения по конфигурации российской наноиндустрии. Для нее полагались две точки опоры. Одна - наука, институты, которые отвечают за координацию фундаментальных и прикладных исследований в этой сфере. Другая - госкорпорация Роснано: в ее сфере бизнес, создание новых производств, строительство заводов, то есть создание российской наноиндустрии в полном смысле этого слова.
Через некоторое время госкорпорация преобразовалась в акционерное общество и параллельно с этим возникла вторая структура - Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Тогда объясняли: это не формальное изменение вывески, а содержательные шаги, настала пора отделить коммерческую часть деятельности от некоммерческой, они живут по разным законам и неправильно их смешивать в одном флаконе. ОАО «Роснано» позиционируется в качестве коммерческой организации, оно должно создавать бизнес и получать прибыль. А Фонд как некоммерческая организация ориентирован на поддержку отрасли в части строительства инфраструктуры, стимулирования спроса, решение вопросов стандартизации, сертификации, метрологии, на форсайт дорожной карты, на популяризацию и содействие развитию кадрового потенциала. В целом на поддержку наноиндустрии в 2012 - 2015 годах планируется выделить более 28 млрд рублей - вполне серьезные деньги на те цели, которые названы.
Поскольку младенческий возраст у наноиндустрии завершается, то вопрос, есть ли в России наноиндустрия, предлагается не задавать: как бы само собой разумеется, что есть. Полезнее говорить о том, как ее развивать. Об этом Роснано и Фонд предлагают думать вместе, всем рынком. Но поскольку через пять лет жизни нанотеха у проектов Роснано всего лишь десятая часть российского рынка, а интересы девяти десятых никем не представлены, хотя опекаемы Фондом, пора создать межотраслевое объединение. Пусть оно и говорит, как развивать.