Выщелачиваем медь на заброшенных месторождениях с коммерческой выгодой и государственной ответственностью
По мнению ученых, мировые запасы медной руды истощаются. И вопрос повышения эффективности извлечения сырья из отечественных месторождений и техногенных отвалов, по-прежнему стоит крайне остро. Деятельность ОАО «Уралгидромедь» (входит в группу Русская медная компания) - редкий пример того, когда интересы государства, ученых и бизнеса в сфере отработки заброшенного месторождения (с невысоким содержанием меди) совпали.С 2003 г. ОАО «Уралгидромедь» реанимирует заброшенное ранее Гумешевское месторождение. Инновационные технологии, которые использует предприятие, позволяют добывать медь на месторождении окисленных медных руд с низким содержанием металла.
(Интервью с генеральным директором ОАО «Уралгидромедь» Татьяной Ситниковой)
- Кому выгодно осваивать месторождения с невысоким содержанием меди?
- Выгодно всем - и предприятию, и государству, и населению. Конечно, мы коммерческая структура и вопрос экономической выгоды - первостепенный. Проект «ОАО «Уралгидромедь» был запущен в 2005 г. Сегодня «Уралгидромедь» выпускает более 2,5 тыс. тонн чистой меди в год (готовая продукция - медные катоды), полностью окупив инвестиции, вложенные в развитие предприятия. Государству выгодно, потому что, во-вторых, мы - реанимируем отработанное ранее медное месторождение, взяв на себя все риски - технологические и экономические. А во-первых, регулярно платим налоги - в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Населению выгодно, прежде всего, потому что гидрометаллургическая технология, которую мы используем, экологически безопасна. Для создания производственного комплекса ОАО «Уралгидромедь» мы специально привлекали специалистов с большим опытом организации подземного выщелачивания, а главное, с опытом обеспечения экологической безопасности. Многолетние исследования показали, что процесс подземного скважинного выщелачивания окисленных руд наиболее безвреден для окружающей среды в сравнении с традиционной добычей.
- Уралгидромедь стала первым в России предприятием, которое применяет подземное скважинное выщелачивание (ПСВ) для промышленной добычи меди. Почему для Гумешевского месторождения была выбрана именно эта технология? Рассматривались ли другие варианты и, если да, то почему они не подошли?
- Да, прежде чем внедрить ПСВ мы провели многочисленные технико-экономические расчеты и обоснования, которые показали, что при современном уровне развития техники и технологии открытые и подземные способы отработки месторождения окисленных медных руд Гумешевского месторождения нерентабельны. И приняли решение остановиться на технологии подземного скважинного выщелачивания (ПСВ) меди из окисленных медных руд с последующей экстракцией меди из продуктивных растворов, реэкстракцией и электроэкстракцией меди из обогащенного электролита (EX-EW). Процесс идет с использованием слабых растворов кислот, которые под землей вступают в реакцию с рудой и обогащаются медью. В качестве растворителя используются слабые 1-2 процентные растворы серной кислоты
- Если традиционный способ добычи заключается в извлечении руды из недр, ее дроблении и обработке для получения концентратов с дальнейшей их переработкой, то в технологиях подземного скважинного выщелачивания -это способ разработки рудных месторождений без поднятия руды на поверхность путем избирательного перевода ионов полезных компонентов в продуктивный раствор непосредственно на месте их залегания. Руда остается на месте залегания, и через нее фильтруются жидкости для выщелачивания (растворения) металлов из минералов руды.
Основное технологическое оборудование цеха переработки продуктивных растворов меди было приобретено у ведущей мировой компании в данной области - OutokumpuTechnologyOy (ныне Outotec). Была организована работа "под ключ" с обеспечением технологических гарантий поставщиками технологий и технологического оборудования.
Благодаря этому комплексу для извлечения меди на месторождении теперь не нужно строить шахты и спускаться под землю. Основные технологические процессы на территории Гумешевского месторождения происходят без участия человека.
Применение гидрометаллургической технологии не только позволяет осуществлять добычу из руд с низким содержанием металла (в том числе - и из отвалов), но и делает металлургическое производство наиболее экологически чистым. На Уралгидромедь нет карьеров, отвалов, хвостохранилищ, т.к. в них нет необходимости, а значит, не требуется дополнительных площадей под их размещение.
- То есть, вы подаете в подземное рудное тело раствор кислоты? А утечки в подземные или поверхностные воды? Экологическое загрязнение? Как вы это контролируете?
- Технология ПСВ на сегодняшний день уже хорошо развита и является контролируемым, безопасным и экологически приемлемым методом добычи. Эта технология позволяет создать замкнутый цикл технологическихрастворов, которые после извлечения ионов меди возвращаются в процесс подземного выщелачивания. Управление движением потока раствора осуществляется за счет создания локальных депрессионных воронок, которые создают направленное движение растворов в горнорудной массе от закачных скважин к откачным и исключают потери медьсодержащих растворов. Для справки: 1кг меди стоит сегодня более 7 долларов.
С момента создания предприятия ведется постоянный, всесторонний и тщательный экологический контроль воздействия на подземные воды, который заключается в режимных наблюдениях за их состоянием. Контроль мы ведем несколькими способами: постоянный учёт объёмов закаченных и откаченных растворов и мониторинг состояния подземных и поверхностных вод (в соответствии с программой, согласованной с «Уралнедра»). Мониторинг проводят в постоянном режиме независимые специализированные организации: ООО ММПИ (Мониторинг месторождений полезных ископаемых), НПФ «Геос», ОАО ВНИИХТ(«Ведущий научно-исследовательский институт химической технологии»), а также специалисты предприятия.
- Все-таки, каковы основные преимущества гидрометаллургической технологии по сравнению с традиционной пирометаллургией?Во-первых, гидрометаллургические способы позволяет эффективно вовлекать запасы, даже с невысоким содержанием меди.
Во-вторых, это наиболее экологически чистый способ извлечения меди.
В-третьих, еще раз хочу сказать, что при подземном выщелачивании руда остается под землей в отличие от традиционных методов добычи (шахтного и карьерного), а значит, не нужно использование мощной техники (экскаваторов, большегрузных автосамосвалов), поэтому не образуются огромные объемы отходов (пустых пород, забалансовых руд, хвостов обогащения). Исключается пылеобразование с поверхности карьеров, отвалов, хвостохранилищ, при погрузке и разгрузке, транспортировке горных пород, отсутствуют выбросы выхлопных газов при работе большого количества техники, отсутствует необходимость сброса шахтных или карьерных вод. Все это значительно снижает воздействие на атмосферный воздух.
Метод не предполагает высокотемпературных плавок и выбросов окислов серы, которые являются основными факторами экологического загрязнения. Технология ПСВ-EX-EW не дает сбросов в поверхностные водоемы, а подземные воды регулярно контролируются. Незначительна доля выбросов предприятия в атмосферный воздух. Так по итогам за 2011 г. выбросы в атмосферный воздух составляют 0.23% от общего объема выбросов всех предприятий города.
Весь процесс выщелачивания и производства медного катода ведется в замкнутом цикле и гарантирует отсутствие сбросов.
Таким образом, без перемещения и переработки огромных количеств руды, технологическая цепочка производства конечного продукта получается очень короткой. Трудовые и энергетические затраты при этом существенно снижаются.
- Говорят, подземное выщелачивание со временем может привести к непредсказуемым экологическим последствиям. Как планируете решать проблему?
Применение технологии подземного выщелачивания не может привести к непредсказуемым экологическим последствиям, так как постоянный контроль состояния поверхностных, подземных вод, почв и атмосферного воздуха в районе участка выщелачивания позволяет исключить какие-либо чрезвычайные ситуации.
В принципе на любом обводненном месторождении меди идет процесс подземного выщелачивания, только в природных условиях этот процесс длится медленно, сотни лет. В природе это выражается в выходе на поверхность подземных вод с пониженным значением рН и наличием меди в воде. (Ранее рудознатцы по этим признакам вели поиск месторождений меди). Мы же технологически ускоряем процесс подземного выщелачивания. (В данном случае можно процесс подземного выщелачивания назвать процессом рекультивации брошенного ранее Гумешевского месторождения).
После отработки месторождения, или его части, производится рекультивация подземных вод до уровня их состояния до начала добычи. В программу рекультивации входит вымывание из отработанных блоков, в которых велись работы по подземному выщелачиванию, остатков продуктивных растворов и их нейтрализация, а так же рекультивация поверхности участка подземного выщелачивания, предусматривающая посадку зелёных насаждений.
- Почему опыт «Уралгидромеди» уникален для России? Планируете ли применять подобную технологию на других месторождениях? Возможно ли ее применить без дополнительных затрат на научные исследования?
- Уникальность ОАО «Уралгидромедь» заключается, в первую очередь, в самом Гумешевском месторождении меднистых глин, образовавшихся в результате вторичного изменения руд. А первые упоминания о Гумешевском месторождении нашли своё отражение ещё в сказах Бажова - «Хозяйка медной горы».
С технической же точки зрения, месторождение отличается низкой концентрацией меди в окисленной руде - около 0,6%, а также небольшими запасами, что делает разработку месторождения традиционными способами нерентабельными.
Применение же метода подземного выщелачивания позволило, минимизировав ущерб окружающей среде (отсутствие отвалов, как при традиционных методах разработки месторождений, и больших объёмов выбросов загрязняющих веществ, как в пирометаллургии), добиться максимальных успехов в разработке месторождения.
РМК не исключает возможность применения данной технологии на других месторождениях в своей дальнейшей деятельности. При этом использование технологии подземного выщелачивания обязательно сопровождается комплексными научными исследованиями и изысканиями, включая анализ горно-геологических, гидрогеологических, экологических и других условий, носящий прикладной характер для каждого конкретного месторождения.
Опыт ОАО «Уралгидромедь» по ПСВ уникален только для добычи меди. И в России, и в мире этот метод широко применяется для добычи урана, золота и других металлов.
- Можно ли использовать гидрометаллургическую технологию для извлечения металлов из техногенных отвалов?
- Использование гидрометаллургической технологии для извлечения металлов из техногенных отвалов достаточно широко применяется в России и во всем мире - это технология кучного выщелачивания. При этом за рубежом данная технология получила широкое распространение для переработки как первичного, так и техногенного сырья для добычи золота, меди и других полезных компонентов.
- Продолжает ли РМК инвестировать в НИОКР, связанные с улучшением экологической ситуации на предприятиях компании, в каких объемах, для каких проектов?
- Понимая важность и значимость обеспечения экологической безопасности, деятельность Русской медной компании направлена на постоянную модернизацию действующих производственных мощностей, применяя передовые технологии. На данный момент идёт реализации проекта реконструкции металлургического производства и строительства нового сернокислотного цеха ЗАО «Карабашмедь» (тоже входит в группу Русская медная компания). В результате модернизации планируется увеличить объёмы производства ЗАО «Карабашмедь», при снижении негативно воздействия на окружающую среду.
Заключение.
Сегодня ОАО «Уралгидромедь» (входит в группу Русская медная компания) - современное, инновационное и финансово стабильное предприятие. Когда попадаешь в цех, то складывается впечатление, что находишься в офисе - светло, просторно, уровень шума минимальный. Процесс производства меди катодной полностью автоматизирован. В цехе безлюдно, отсутствует грязное производство, растут цветы - фикусы, плющи, диффенбахия. На предприятии, которое выпускает сегодня более 2,5 тыс. тонн чистой меди в год (готовая продукция - медные катоды), работает менее 80 человек основного технологического персонала.