Актуальные книги

Экономическая психология

Homo Irrationalis

Предсказуемая иррациональностьАриели Дэн. Предсказуемая иррациональность. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. С. 296.

Представьте, что вы покупаете бутылку вина - причем на аукционе. Вино не слишком дорогое - не дороже 100 долларов, но претендентов хватает. Перед началом торгов распорядитель просит вас сделать нечто странное - вытащить свой паспорт и выписать последние две цифры. После чего спрашивает: готовы ли купить бутылку по этой цене (в долларах)? Если вам повезло, то цифра окажется небольшой, и вы с готовностью согласитесь. Впрочем, продавать по этой цене распорядитель не спешит и предлагает назвать каждому свою цену, вложив ее в закрытый конверт. Главный вопрос, который волнует устроителя аукциона (а это, собственно, автор - Дэн Ариели): будет ли заявленная цена связана с номером паспорта?

Удивительно, но это действительно так: эксперименты Ариели показали, что люди, которым выпали цифры от 80 до 99, в среднем готовы заплатить за бутылку около 27 долларов, тогда как «счастливчики» с цифрами 0 - 19 предлагают не более 9 долларов. С точки зрения экономического поведения это какое-то безумие: как случайное число может определять вашу денежную оценку какого-либо товара? Оказывается, может. Этот психологический трюк называется «эффектом якоря»: в своих ожиданиях и оценках люди часто склонны отталкиваться от некоторой цифры, которая попалась им на глаза или которую они могут легко себе представить. К примеру, многие потребители оценивают бытовую технику исходя из цены первого попавшегося им товара, а работники строят свои запросы исходя из текущего уровня зарплаты или доходов коллег.

Ариели - весьма плодовитый профессор университета Дюка и один из наиболее известных исследователей в области поведенческой экономики - экспериментальной области, близкой психологии. В «Предсказуемой иррациональности» он описывает множество экспериментов, проведенных совместно с коллегами из других университетов и доказывающих, что традиционные экономические модели далеко не всегда работают в реальной жизни, а психология зачастую играет весьма важную роль.

К примеру: идеальный экономический человек всегда распределяет свое время максимально эффективно и никогда не откладывает ничего на завтра. А реальные люди? Почти никогда. Ариели провел над собственными студентами следующий эксперимент. Трем учебным группам он поставил разные условия сдачи домашних заданий: первая группа могла сдать его в любой день до конца семестра, вторая должна была поставить себе любые, но жестко установленные сроки, третья не имела никакого выбора и получила три четких дедлайна. Какая группа лучше справилась с заданием? Третья - причем с большим отрывом. Отличный урок для тех, кто ищет максимально эффективный способ для мотивации своих работников.

Разумеется, не все эксперименты над студентами полезны для тех, кто работает в реальном бизнесе, но лучшее понимание психологии экономического поведения - весьма ценный багаж знаний для принятия решений и манипуляции выбором других людей.

Аркадий Коновалов

Научпоп

Голая экономика

СуперфрикономикаЛевитт Стивен, Дабнер Стивен. Суперфрикономика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. С. 288.

В 2005 году первая совместная книга профессора университета Чикаго Стивена Левитта и автора New York Times Стивена Дабнера под емким названием «Фрикономика» произвела эффект разорвавшейся бомбы: публика узнала, что экономика может быть интересной - и не обязательно занимается исследованиями опционов и фьючерсов, прибыли и издержек, мировой торговли и валютных операций. Левитт и Дабнер аргументированно рассказывали, как американская легализация абортов в 70-х годах могла повлиять на снижение уровня преступности в 90-х; как можно поймать школьных учителей на подделке результатов тестов, а борцов сумо - на организации договорных матчей; как имя человека влияет на процесс поиска работы... и многие другие весьма нетипичные для «серьезной» экономики вещи.

В «Суперфрикономике» авторы не изменили подходу. Западное издание книги снабжено довольно содержательным подзаголовком: «Глобальное потепление, патриотичные проститутки и почему террористы-самоубийцы должны страховать свою жизнь». Темы совершенно разные, но принцип один: данные - и непредсказуемые выводы.

К примеру, с помощью простейших расчетов Левитт и Дабнер показывают, что перемещаться пешком в нетрезвом виде гораздо опаснее, чем садиться пьяным за руль. Согласно статистике, на 21 млрд миль, который американские водители проезжают в год в нетрезвом виде, приходится около 14 тысяч смертей, тогда на всего лишь 307 млн миль, пройденных нетвердой походкой, - около тысячи смертельных инцидентов. Еще один необычный результат: специальные детские кресла для автомобилей ничуть не безопаснее традиционных ремней. Подтверждает гипотезу анализ американской статистики ДТП: доля смертей в обоих случаях составляет 18%. Чтобы укрепиться в своих убеждениях, Стивен Левитт устроил профессиональный краш-тест с участием детских кресел (удивительно, но до него никто не пытался эту попытку предпринять) и убедился, что ремни безопасности справляются со своей задачей ничуть не хуже. Впрочем, как выяснилось, кресла лучше защищают от мелких травм.

О недостатках «Суперфрикономики»: по сравнению с первой книгой работа гораздо более неровная. К примеру, внушительная глава о рынке проституции в Чикаго, основанная на результатах опроса более сотни «игроков рынка», не содержит никаких парадоксальных выводов и лишь подтверждает общеизвестные истины: это такой же рынок, как и любой другой, следующий привычным законам экономики.

Последняя глава посвящена вопросу, в котором авторы явно не являются специалистами, - глобальному потеплению. Левитт и Дабнер рассказывают о компании бывшего сотрудника Microsoft Натана Мирволда Intellectual Ventures, занимающейся проектом снижения парникового эффекта за счет распыления в стратосфере двуокиси серы. Попытка проникнуть на чужую территорию вызвала неприязненную реакцию профессионалов, и именно этим обусловлена достаточно резкая критика «Суперфрикономики» на Западе: пусть экономические подходы и всеядны, но естественные науки свои рубежи пока держат.

Аркадий Коновалов

Материалы по теме

Названы акулы пера

Город каналов

В условиях малой видимости

Никому не кабельность