Уж лучше вы к нам
Экономический кризис заставил государство открыть для иностранцев доступ к ямальскому газу. Взамен от них ждут инвестиций и технологий. Не обмануться бы.В конце сентября на краю света, в условиях вечной мерзлоты прошло торжественное открытие предпоследнего участка железной дороги Обская - Бованенково: моста длиной почти 4 километра. С Ямала по дороге будут возить газовый конденсат, на Ямал - технику и стройматериалы. Опоры моста держатся за счет трения с болотистым грунтом, то есть на честном слове. «Это самый сложный участок маршрута», - в один голос говорили строители.
Куда сложнее, однако, оказалось привлечь за полярный круг инвесторов, согласных на «зубастых» условиях вкладывать в разработку газовых месторождений Ямала кровные доллары. «Мы готовы к расширению партнерства и хотим, чтобы вы чувствовали себя членами нашей команды» - это обращение премьера Путина к главам мировых энергетических компаний стало лейтмотивом совещания в Салехарде 24 сентября, на котором обсуждалось освоение месторождений газа на Ямале. Здесь, в центре Ямало-Ненецкого округа, собрались руководители 14 иностранных компаний Европы, США и Азии - E.ON, Shell, Total, Statoil Hydro, ExxonMobil, ConocoPhilips, Eni и другие. Многие из них давно работают в России, однако на Ямал их пригласили впервые. Желающих взглянуть на северные богатства России оказалось более чем достаточно: по словам очевидцев, некоторым представителям иностранных компаний даже не хватило мест в самолете в салоне бизнес-класса. Инвесторам пообещали открытые и прозрачные условия работы и налоговые преференции в обмен на технологии и использование их активов. Главный вопрос - что и на каких условиях делим?
Открывай ворота
Кризис заставляет Россию искать новых инвесторов. В 2008 году премьер-министр РФ подписал закон об ограничении иностранных инвестиций в стратегических секторах, в том числе в энергетике. А на прошлой неделе министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев заявил, что инвестиционное законодательство препятствует освоению природных богатств, а Газпром и Роснефть вкладывают слишком мало.
Из-за падения цен на газ Газпром сокращает инвестиционную программу на 2009 год с 920 до 762 млрд рублей, ввод в эксплуатацию крупнейшего Бованенковского месторождения отложен до 2012 года, снижены темпы разработки Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря. Но Ямал с его запасами - важнейший проект: добыча на основной ресурсной базе, в Надым-Пур-Тазовском районе, падает. Председатель правления Газпрома Алексей Миллер заявил, что к 2030 году она не превысит 140 млрд кубов газа. На Ямале к этому времени по планам должно добываться уже 360 млрд кубов, это почти половина сегодняшнего объема добычи на территории всей России.
Объем вложений, необходимых Ямалу, огромен: еще до кризиса Газпром оценивал их не менее чем в 100 млрд долларов (для сравнения - общий объем инвестиций недропользователей и государства в освоение Ямала с 2005 года составил 152,9 млрд рублей). Без иностранных партнеров освоение газовых запасов полуострова вряд ли возможно. Стоит напомнить, что единственный в России серьезный завод сжижения природного газа (СПГ), действующий на Сахалине, построен при участии в основном иностранных инвесторов.
В этот раз зарубежные компании вновь зовут в проект производства сжиженного газа. Центром его на Ямале должна стать Тамбейская группа месторождений с суммарными объемами запасов 2,3 трлн кубометров. Лицензиями на два из них обладает Газпром, третья - у Новатэка. Сейчас монополист готовит концепцию освоения этой группы газоносных участков с учетом интересов всех недропользователей, работающих в районе. Алексей Миллер нарисовал радужные перспективы рынка СПГ. Он напомнил, что с 2000 года рынок увеличился на 70% (сегодня продается порядка 250 млрд кубов в год) и, по его прогнозам, к 2020-му году вырастет еще в два раза. Предполагается, что в будущем за счет месторождений Ямала (разведанные запасы газа здесь оцениваются в 16 трлн кубометров) Россия займет 20 - 25% мирового рынка СПГ.
Правда, он предупредил, что заработает завод не раньше 2015 - 2017 года. Да и какие инвестиции потребуются в проект, пока не ясно: общий план освоения Ямала будет готов лишь в первом квартале 2010 года. Ориентир: сахалинский завод СПГ с учетом инвестиций на разработку месторождения обошелся в сумму более 20 млрд долларов.
Пряники
Чтобы привлечь иностранных инвесторов к разработке газовых запасов Ямала, государство готово ввести льготы по НДПИ и экспортной пошлине. «Считаю возможным рассмотреть вопрос о создании льготного периода налогообложения на период окупаемости инвестиций, вкладываемых в новые газовые месторождения, - заявил Владимир Путин. - Не исключаю принятия положительного решения по этой проблеме». Речь идет в первую очередь об обнулении ставки налога на добычу полезных ископаемых (сейчас ставка НДПИ составляет 147 рублей за 1 тыс. кубометров газа). Эта мера должна облегчить работу Газпрома и привлечь иностранцев.
Но иностранцам этого показалось мало. Исполнительный гендиректор концерна Total Кристоф де Маржери предложил создать особую экономическую зону (ОЭЗ), аналогичную действующей в Мурманском регионе. А это льготы по налогам, таможенным пошлинам, по предоставлению земли и прочее.
Долго ждать ответа не пришлось. По словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, введение на Ямале режима ОЭЗ вполне возможно. Она сообщила, что Минэкономразвития уже работает над расширением возможностей использования механизма особых экономических зон, в частности в направлении создания производств и оборудования для газовых проектов. По всей видимости, решение было принято на месте: раньше об ОЭЗ на Ямале никто ничего не слышал.
Кнуты
Но все не так сладко. К иностранным партнерам, выразившим желание работать на Ямале, российская сторона предъявляет внушительный список требований. Премьер Путин дал понять: в обмен на доступ к богатствам Ямала Россия надеется на новые технологии и заказы отечественным предприятиям. По словам главы Минэкономразвития, доминирующий объем заказов для газовых проектов, в которых будут участвовать иностранцы, должен размещаться у российских компаний. «Заказы нужны на российские предприятия - от металлургии до судостроения», - перечислила пожелания к иностранцам Эльвира Набиуллина. Кроме того, иностранные партнеры должны будут обучить российских специалистов, в частности технологиям освоения континентального шельфа и транспортировки СПГ. Также желающие работать на Ямале должны предоставить свою маркетинговую и логистическую инфраструктуру для вывода сырья на мировой рынок.
Позже выяснилось, что российским компаниям нужны не только деньги и технологии, но и доступ к активам партнеров за рубежом. Это принципиальная позиция Минэнерго. Владимир Путин подчеркнул, что считает «правильным направлением сотрудничества» обмен активами между компаниями, предложенный французской Total, которая выставила на продажу свои НПЗ в Европе.
Осторожность не помешает
Ключевой для выступления иностранного блока стала фраза главного исполнительного директора Shell Питера Возера:
«У нас очень хорошие аппетиты». В каких объемах иностранцы будут тратить деньги на Ямале, они говорить не стали, но отметили, что посотрудничать очень даже не против. Так, англо-голландская Royal Dutch Shell сообщила, что готова выполнить ТЭО для проекта СПГ на Ямале. ExxonMobil также выразил заинтересованность.
По мнению аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина, желающие найдутся, особенно среди европейских компаний, так как их собственные активы с основной сырьевой базой на Северном море перешли в режим падающей добычи. Поэтому учет на балансе даже незначительного процента газовых ресурсов Ямала - для них серьезная удача.
Однако представители зарубежных компаний напомнили о том, что не мешало бы установить равноправие между местными компаниями и иностранными. «Мы хотели бы владеть ситуацией, если уж мы строим»,- заявил глава компании Eni господин Паоло Скарони.
Аналитики полагают, что иностранцев могут привлечь в некоторые добывающие проекты путем продажи доли от 25 до 50%, в частности в принадлежащем Новатэку Южно-Тамбейском месторождении. Новатэк уже заявил, что 24% в этом проекте, скорее всего, будут приобретены иностранными инвесторами, которых на Ямале интересуют прежде всего запасы.
А вот льготами по НДПИ инвесторов не притянуть. Как отмечает старший аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров, отмена НДПИ вряд ли окажет существенное влияние на прибыльность газовой добычи: скромные 147 рублей за тысячу кубов установлены еще в 2006 году. В результате НДПИ на газ составляет сейчас около 7% от домашней цены на него, в то время как в домашней цене на нефть налог достигает 35%. Поэтому отмена НДПИ будет небольшой потерей для бюджета, равно как и не слишком привлекательным бонусом для потенциальных партнеров Газпрома. Она может сработать только в том случае, если обсуждаемый в последнее время вопрос о повышении ставки газового НДПИ до 600 - 700 рублей за 1 тыс. кубометров будет одобрен правительством.
Гораздо эффективнее, считает он, было бы быстрое введение других налоговых льгот, например, аналогичных тем, которые получила Роснефть на Ванкорском месторождении: отменить экспортную пошлину на газ, ввести льготы по налогу на имущество и специальные инвестиционные вычеты по налогу на прибыль.
В целом, как отметил одни из тюменских политологов, прошедшее совещание очень напоминало историю с разработкой сахалинских месторождений. Когда тяжело, нужны деньги и технологии, Россия зовет иностранцев. А когда проект будет готов, инвесторов поставят в такие условия, что они сами захотят отказаться от своих долей. Так, в 2007 году ту же Royal Dutch Shell буквально вынудили уступить контроль в проекте «Сахалин-2» Газпрому, а ExxonMobil и сейчас спорит с монополией о рынках сбыта газа с «Сахалина-1».
Добавим, что и сам проект строительства завода по производству СПГ выглядит чересчур оптимистично.
«Во-первых, теоретически к 2020 году Газпром сможет выйти на уровень продаж 50 млрд кубов СПГ в год, однако к тому времени это будет уже не 20 - 25%, а 7 - 11% рынка», - считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. И Газпрому вряд ли удастся выйти на большие объемы, ведь в отличие от прежних лет, следующее десятилетие будет характеризоваться острой конкуренцией экспортеров на газовых рынках. Российская газовая монополия пока не собирается изменять ценовую политику, значит, будет проигрывать конкурентам.
А во-вторых, природа и история распорядились так, что России достались самые сложные месторождения газа с высокой себестоимостью добычи. Между тем в мире известно немало месторождений, инвестиции в которые принесут более высокую прибыль, чем российский СПГ.
Ямальский газ
На полуострове Ямал открыто 11 газовых и 15 газоконденсатных месторождений, еще пять - на шельфе Карского моря. Разведанные и предварительно оцененные запасы - 16 трлн кубометров, перспективные и прогнозные ресурсы газа - около 22 трлн кубометров. Это равно запасам газа на двух американских континентах и больше, чем во всей Европе. Такие объемы позволят России оставаться на протяжении десятилетий абсолютным лидером в сфере экспорта газа.
Мегапроект «Ямал»
предполагает на первом этапе создание трех промышленных зон (групп месторождений) - Бованенковской (на базе крупнейшего месторождения полуострова), Тамбейской и Южной. Первоочередной объект освоения - сеноман-аптские залежи крупнейшего месторождения полуострова - Бованенковского. Проектный объем добычи газа - 115 млрд кубометров в год, в долгосрочной перспективе - 140 млн кубометров.