Китайцы на Ямале
Китайская CNPC войдет в проект по производству на Ямале сжиженного природного газа (СПГ). Новый партнер поможет Новатэку привлечь дополнительные инвестиции и выйти на азиатский рынокРоссийская частная газовая компания Новатэк согласилась до конца 2013 года продать Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) 20% акций в ОАО «Ямал СПГ». Договор купли-продажи подписан на саммите G20 в Санкт-Петербурге в присутствии президента России Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. В результате доля Новатэка сократится до 60%. Остальные 20% еще в 2011 году проданы французской нефтегазовой компании Total за 425 млн долларов. Несмотря на равные доли, цели, под которые привлекались иностранные партнеры, принципиально различны. Главная задача французских коллег — обеспечение будущего производства новыми технологиями строительства завода и производства СПГ. Китайская сторона должна обеспечить долгосрочный сбыт, даже если на мировом рынке СПГ возникнет перепроизводство.
Третий не лишний
Переговоры о входе в проект иностранных партнеров Новатэк ведет уже несколько лет. Среди кандидатов фигурировали госкомпании Катара, испанская Repsol, англо-голландская Shell, американские ExxonMobil и ConocoPhillips, а также индийская ONGC и китайская Sinopec. Ранее председатель правления Новатэка Леонид Михельсон заявлял, что для привлечения новых инвесторов компания готова сократить пакет в «Ямал СПГ» до контрольного.Конкретики по условиям сделки с CNPC стороны не выдают. Представители Новатэка лишь отмечают, что акции будут оплачены живыми деньгами. Cовладелец российской компании Геннадий Тимченко cообщал не так давно, что CNPC входит в проект по тем же параметрам, что и Total. «Если провести аналогию, цена проданного CNPC пакета могла составить примерно 600 — 700 млн долларов. Более высокая стоимость обусловлена тем, что китайская сторона вошла в проект на более поздней стадии», — полагает аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг. Кроме того, Total и CNPC возьмут на себя часть затрат на реализацию проекта (общий объем необходимых инвестиций оценивается примерно в 20 млрд долларов).
Российская сторона рассчитывает на значительный вклад CNPC в привлечение внешнего финансирования проекта. И, похоже, не без оснований. 10 сентября Новатэк, CNPC и консорциум банков КНР (Банковская корпорация развития Китая, Промышленный и коммерческий банк Китая, Банк Китая и Китайский строительный банк) подписали меморандум о проектном финансировании «Ямала СПГ». Параметры сотрудничества будут обсуждаться позже.
Поднебесный покупатель
Интерес к проекту Китая объясняется растущими потребностями: страна активно переходит от угольной генерации к газовой. «Мы удовлетворены прогрессом нашего сотрудничества. Подписанный договор — очень важный шаг в развитии энергетических проектов двух стран, который будет способствовать надежному обеспечению быстрорастущей экономики КНР экологически чистыми ресурсами», — заявил председатель совета директоров CNPC Чжоу Цзипин. К 2020 году спрос на газ в Китае достигнет 300 — 350 млрд кубометров в год, и лишь около 50% потребности он сможет закрыть за счет собственной добычи. Согласно прогнозу МЭА, через 15 лет страна станет крупнейшим в мире покупателем СПГ. Вхождение в «Ямал СПГ» гарантирует ей устойчивые поставки.Основная цель Новатэка в партнерстве с Китаем симметрична — получить перспективного покупателя. Леонид Михельсон: «CNPC работает на активно развивающемся рынке газа и сотрудничество с ней позволит выйти на китайский рынок». Помимо приобретения акций «Ямал СПГ» китайская сторона уже выразила готовность заключить долгосрочный контракт с Новатэком на поставку СПГ в Китай в объеме не менее 3 млн тонн в год.
Ожидания Новатэка подтверждают и профильные аналитики. Практика показывает, что Китай расширяет импорт как нефти, так и сжиженного газа именно из тех стран, где есть китайские компании, напоминает эксперт фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Агибалов. Согласен с ним и аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков: при наличии доли в «Ямал СПГ» китайцы будут напрямую заинтересованы в организации эффективного маркетинга газа и улучшении экономики проекта.
Подчеркнем однако, что Китай делает ставку вовсе не на Россию. У него уже есть крупный контракт по доставке австралийского СПГ, а недавно подписан договор с Туркменией о финансировании разработки второго в мире по величине газового месторождения — Галканыш (запасы оцениваются в 26 трлн кубометров).
Конкуренция на рынке газа для Азиатско-Тихоокеанского региона стремительно растет: в США и Австралии обсуждаются проекты на сумму 50 млрд долларов, активно развивают торговлю сжиженным природным газом Катар и Индонезия. Претендуют на долю мирового пирога и российские коллеги Новатэка: Газпром и Роснефть планируют ввести в действие на Дальнем Востоке два комплекса СПГ. Видимо, поэтому раньше российские газовики искали для проектов СПГ партнеров, обладающих технологиями, а теперь стремятся договориться с крупными потребителями.
Дело за малым — в России не либерализован экспорт СПГ (с 2006 года монопольное право на зарубежные поставки газа принадлежит Газпрому). В этих условиях привлечь проектное финансирование на экономически целесообразных условиях крайне сложно. Минэнерго уже год обещает независимым производителям разрешить самостоятельно экспортировать СПГ, но законопроект до сих пор не поступил в Госдуму. Эксперты Fitch не исключают, что подписание договора между Новатэком и CNPC в присутствии глав обоих государств значительно увеличивает шансы ослабить монополию Газпрома.