Бурите глубже
После рекордов последних трех лет кривая российской нефтедобычи может вновь пойти вниз. Без продуманной налоговой политики и стимулирования инноваций падение в отрасли неизбежноКонец лета выдался на мировом рынке нефти неспокойным. Опасаясь сбоя поставок из-за эскалации конфликтов на Ближнем Востоке и продолжения роста цен, министры финансов стран G7 (США, Канады, Японии, Германии, Великобритании, Франции и Италии) обратились к производителям нефти с просьбой нарастить добычу: «Мы готовы просить Международное энергетическое агентство (МЭА) принять меры для обеспечения <...> необходимого объема сырья». К тому моменту нефть марки Brent уже стоила 112,39 доллара за баррель (на 25% больше, чем в начале июля), WTI - 95,02 доллара (на 19% больше).
Воспользоваться ситуацией уже поспешили страны ОПЕК. По мнению МЭА, рост геополитической напряженности на руку и России: нефть марки Urals выросла в цене за тот же период на 16,2% (до 111,74 доллара за баррель). Но в полной мере использовать благоприятную мировую конъюнктуру российские нефтяники не могут: страна работает на пределе добывающих возможностей. А впереди, по прогнозам Минрегионразвития РФ, падение добычи в крупнейшем нефтяном регионе - Западной Сибири. И введенные в стране за последние два года многочисленные налоговые и таможенные льготы переломить ситуацию не способны.
Вверх по лестнице...
Пока российская нефтедобыча уверенно наращивает объемы. Так, в августе 2012 года на фоне высоких мировых цен отрасль поставила абсолютный рекорд постсоветского времени - на нефтепромыслах страны качали в среднем 10,38 млн баррелей в сутки. В целом за восемь месяцев 2012 года в России получено 344,044 млн тонн нефти. Лидерами по росту добычи в первом полугодии стали, по оценкам аналитика «Номос банка» Дениса Борисова, «Газпром нефть» (плюс 4,9% к тому же периоду 2011 года), Русснефть (4,6%) и Башнефть (3,4%). Такими темпами, по прознозу Минэнерго РФ, по итогам года страна выйдет на показатели в 514 млн тонн нефти (на 0,6% выше, чем в 2011 году), экспорт нефти вырастет до 241 млн тонн (с 237 млн тонн).
Помимо высоких мировых цен называют еще две причины роста нефтедобычи: начало в 2011 году разработки новых месторождений и введение в октябре того же года новой системы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Так называемая система «60-66» введена в России, чтобы стимулировать нефтедобычу на действующих месторождениях, в том числе в Западной Сибири, а также подтолкнуть нефтяников к развитию глубокой переработки нефти (увеличению выпуска светлых нефтепродуктов). Для этого ставка пошлины на нефть снижена за счет сокращения поправочного коэффициента с 0,65 до 0,60, а ставка экспортных пошлин на темные нефтепродукты, наоборот, повышена с 47% до 66% от пошлины. В результате с середины 2011 года сразу несколько ведущих нефтяных компаний России выпустили обновленные версии своих стратегий, которые подразумевают умеренный рост добычи нефти в ближайшие 5 - 10 лет.
«Предварительный анализ за первое полугодие 2012 года показывает положительные результаты ввода системы 60-66», - заявил на сентябрьском совещании в Ханты-Мансийске министр энергетики России Александр Новак. По оценкам ведомства, инвестиции в нефтепереработку за шесть месяцев 2012 года увеличились к тому же периоду 2011 года на 24,1% (до 69,1 млрд рублей), в добычу - на 13,6% (до 387,9 млрд рублей). Капитальные вложения в бурение и извлечение нефти росли практически у всех ведущих компаний. В частности у Роснефти - с 108 до 127 млрд рублей, у ЛУКойла - с 69,5 до 108 млрд рублей, у «Газпром нефти» - с 33 до 36,7 млрд рублей. И не только на новых месторождениях Восточной Сибири, но и в традиционных регионах Западной Сибири и европейской части. Неофициально нефтяники признаются, что закрыли бы ряд проектов, если бы не система «60-66» - она позволяет продлить жизнь скважины.
График №1: Динамика добычи нефти в России и Западной Сибири
График №2: Прогноз инвестиций крупнейших нефтяных компаний в разработку и обустройство месторождений в ХМАО- Югре
...ведущей вниз
В начале сентября стали известны последние прогнозы министерства экономического развития РФ: в 2013 году ожидается падение добычи нефти в России на 0,8% - до 510 млн тонн, в ближайшие три года предпосылок для наращивания нет. «Снижение добычи на старых выработанных месторождениях Западной Сибири в полной мере не компенсируется ростом на новых месторождениях», - поясняется в уточненном прогнозе социально-экономического развития России на 2013 - 2015 годы.
Проблемы нефтедобычи в Западной Сибири не новы. Крупные месторождения этого региона прошли пик отдачи. Оставшиеся запасы относятся к трудноизвлекаемым, а вновь открываемые месторождения малы. Добыча нефти в крупнейшем пока нефтедобывающем регионе, Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), ежегодно падает на 1,3 - 1,5%. Принципиально не изменила ситуацию и новая система экспортных пошлин. По данным Минэнерго, за первую половину 2012 года добыча в этом регионе и в европейской части выросла всего на 0,3%, тогда как в Восточной Сибири, где разработка месторождений только начинается, - на 12,2%. По прогнозам департамента по недропользованию в ХМАО-Югре, в 2012 году в округе будет получено лишь 258,5 млн тонн (сокращение за год - 1,5%).
В 2011 году в округе был принят закон «О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа». Он предложил механизм стимулирования предприятий, инвестирующих в проекты, направленные на поддержание объемов добычи нефти, и при этом снижающих нагрузку на окружающую среду. В частности ввел пониженную ставку налога на прибыль, что позволяет вкладывать дополнительные средства в развитие производства и заниматься разработкой скважин с низкой рентабельностью. Не помогло.
По всей видимости, нефтяникам этого недостаточно, и они все активнее смещают приоритеты в другие регионы России и мира. По данным правительства округа, компании прогнозируют снижение инвестиций в разработку и обустройство месторождений здесь с 402 млрд рублей в 2010 году до 350 млрд рублей в 2020 году, хотя на протяжении всего прогнозного периода удельные операционные и капитальные затраты на добычу нефти должны расти. Снижение инвестиционной активности означает прежде всего сокращение геологоразведочных работ и работ по обустройству месторождений.
Нефтяники утверждают, что современные технологии увеличивают себестоимость добычи, а существующая налоговая система в нефтегазовой сфере не стимулирует их к внедрению.
И еще ниже
Переломить ситуацию в главном нефтяном регионе страны власти хотят за счет новых налоговых преференций. Еще в мае Владимир Путин, тогда премьер правительства РФ, подписал распоряжение о введении дифференцированного НДПИ для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. К ним относятся высоковязкие, высокообводненные нефти и низкопроницаемые коллекторы, а также нефтяные месторождения с газовой шапкой. Распоряжение вводит деление месторождений на три категории по уровню проницаемости коллекторов. НДПИ предполагается тоже поделить на категории: 0 - 10% от стандартной ставки для наиболее сложных проектов, 10 - 30% - для средних, 30 - 50% - для более легких. Срок - десять, семь и пять лет соответственно. Льгота будет предоставляться только с началом промышленной добычи нефти и коснется месторождений с суммарными ресурсами 25 - 50 млрд тонн. Сейчас в стране около сотни подобных «трудных» месторождений. Дают они, по предварительным оценкам, около 4% от общего производства нефти в стране, хотя их запасы сопоставимы со всеми разрабатываемыми сейчас участками Западной Сибири. Чтобы расширить список льготников, в августе Минэнерго предложило применять пониженные ставки не к месторождениям в целом, а к отдельным залежам, в том числе и на уже разрабатываемых месторождениях. По замыслу Минэнерго, критическим условием предоставления льготы является организация раздельного учета добычи с каждой скважины. Предлагать перечень таких залежей будут сами нефтяники, утверждать - совместная комиссия Минприроды и Минэнерго.
- В России налоговая нагрузка на нефтяные компании значительно выше, чем в остальных странах, где мы работаем. Изменения, которые сегодня готовятся в правительстве РФ относительно нефтяной отрасли, в частности для территории ХМАО, позволят сделать нашу работу более рентабельной, - заявил президент НК «ЛУКойл» Вагит Алекперов на заседании Совета директоров Югры.
Действительно, о необходимости дифференциации НДПИ на нефть для трудноизвлекаемых запасов не первый год говорят не только нефтяники, но и независимые эксперты в этой области. Но у научного сообщества предложенная схема вызвала недоумение. Как отмечают представители Энергетического центра бизнес-школы Сколково, показатель проницаемости в принципе плохо измерим. При этом проницаемость меняется и от скважины к скважине, и по глубине и площади пласта, к тому же существуют разные методы ее измерения. А в некоторых случаях ее просто невозможно измерить с точностью, необходимой для налогового администрирования. Специалисты также указывают, что под определение трудноизвлекаемых ресурсов в трактовке Минэнерго РФ подпадают скважины с высокой производительностью, где преференции не нужны.
В результате изначально благая идея может привести к серьезным злоупотреблениям. Мы уже неоднократно писали о том, что не резон считать нефтяной бизнес убыточным и давать компаниям необоснованные льготы - доходы нефтяных компаний и так высоки.
Наиболее рациональной в данном случае представляется дифференциация НДПИ по дебитам скважин. Так, кандидат геолого-минералогических наук Александр Шпильман предлагает ввести нулевой НДПИ для скважин с дебитом меньше 5 тонн в сутки, «если же у скважины очень высокий дебит, скажем, 100 тонн, можно брать и двойной НДПИ, и не важно, насколько трудноизвлекаемая это нефть». Только в этом случае, по его мнению, государство решит вопрос рациональности разработки месторождений (подробнее см. «Индустрия извлечения» в «Э-У» № 34 от 27.08.12 ).
Дополнительный источник нефтяных денег специалисты видят в увеличении среднего коэффициента извлечения нефти, внедрения инновационных решений для разработки, поиска и разведки более глубоких залежей нефти в Западной Сибири, в том числе залежей баженовской и абалакской свиты, ресурсы которых уже при современных технологиях нефтедобычи могут составлять несколько миллиардов тонн.