Скорость передвижения линейки

Скорость передвижения линейки

Скорость передвижения линейки
Фото: Андрей Порубов
Рынок банковских услуг Свердловской области — третий по объему после Москвы и Санкт-Петербурга. Во многом такому результату способствует высокий уровень конкуренции. Причем борьба за клиента, как показывают регулярные исследования, проводимые Управлением федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области, с каждым годом становится все жестче. Очередной мониторинг финансово-экономических показателей, характеризующих концентрацию капитала на рынке банковских услуг на 1 января 2007 года, УФАС представило на круглом столе, организованном журналом «Эксперт-Урал» и Уральским банковским союзом.

Предел или передел?

Заместитель руководителя УФАС по Свердловской области Марина Анисимова считает, что основным фактором, влияющим на конкурентную среду, остается экспансия иногородних банков прежде всего московского региона. В результате и Сбербанк, и самостоятельные кредитные учреждения вынуждены сдавать позиции. Особенно это заметно в секторе кредитования (см. «Степень концентрации»). По ее словам, «стремление банков к расширению работы в таком промышленно развитом регионе, как Свердловская область, несет немало угроз для местных кредитных организаций: чтобы удерживать долю на рынке, они должны постоянно разрабатывать новые стратегии».

Владимир Пухов

Владимир Пухов: «Места на рынке хватит всем»
Фото: Андрей Порубов

Руководители уральских банков, собравшиеся за круглым столом, с этим выводом не согласились. «Никакого передела клиентской базы не было и нет. Рынок расширяется настолько быстро, что любому вновь приходящему игроку хватает места. Да, некоторые банки снижают свои доли, однако в абсолютном выражении их бизнес продолжает расти. Возможно, мы когда-нибудь и доживем до того времени, когда новых клиентов будет недостаточно, но сегодня этот фактор обеспечивает возможности роста для всех типов кредитных организаций, присутствующих в области», — убежден председатель правления СКБ-банка Владимир Пухов.

Именно растущие рынки привлекают в регион новую группу игроков — дочерние иностранные банки. Для них понятия «занято» не существует. В банковских кругах шутят: иностранцы определяют стратегию присутствия в России просто — берут линейку и отчерчивают линию от Москвы до Санкт-Петербурга, затем до Волги и Урала. Скорость передвижения линейки зависит от развития экономики территории. Проникновение этой группы банков серьезно влияет на качественные характеристики конкурентной среды. Когда три года назад Райффайзенбанк вывел на рынок области автокредиты по ставке 9% годовых при среднем уровне 12 — 14%, многие региональные банки просто не стали формировать новые программы в этом сегменте, потому что не могли предложить условия лучше. В результате Райффайзенбанк начал быстро завоевывать рынок. Однако доля его монопольной не стала. Причина все та же — большое количество игроков.

В рамках поля

Вторжение на рынок Свердловской области игроков с других территорий сопровождается естественным процессом сокращения числа самостоятельных банков в результате сделок слияний и поглощений. Однако по количеству региональных банков Свердловская область продолжает лидировать в России. По мнению заместителя генерального директора УРСА Банка Светланы Мироновой, это обстоятельство накладывает отпечаток на характер конкурентной среды: «Банковский рынок Свердловской области очень емкий. Я бы отметила такую особенность, как наличие среди самостоятельных банков значительного числа кэптивных, созданных при финансово-промышленных группах. Они работают в нише, на которую рыночные банки не смогут зайти по объективным причинам. Поэтому новые участники, которые приходят в область не за материнской компанией, играют на четко очерченном поле».

Андрей Золотухин

Андрей Золотухин: «Нужно оценить долю банков с государственным участием»
Фото: Андрей Порубов

В отличие от сектора кредитования, на рынке привлечения ресурсов по-прежнему доминируют самостоятельные учреждения, для которых средства граждан и предприятий всегда были основным источником пополнения ресурсной базы. Как считает директор по маркетингу Банка24.ру Ирина Буянова, каждый банк определяет приемлемую стоимость привлеченных ресурсов и исходя из этого строит стратегию продвижения вкладов для частных лиц. Однако общая закономерность, по ее мнению, все же существует: «Чем меньше банк, тем меньше у него доступ к дешевым ресурсам, соответственно ему сложнее конкурировать с гигантами, значит, он вынужден предлагать более высокие ставки. В то же время основной конкурент региональных банков на этом поле — Сбербанк — может позволить себе держать ставки на средней и даже нижней границе».

В целом итоги исследования не оказались неожиданными для банковского сообщества. «В принципе каждый из банков отслеживает свою долю рынка и знает свое место», — констатирует заместитель управляющего банка «Драгоценности Урала» Галина Мальцева. По мнению заместителя председателя Уралтрансбанка Андрея Кремнева, чтобы подобные исследования приносили пользу участникам рынка, нужно проводить анализ не в целом по рынку, а в разрезе более узких сегментов. Светлана Миронова замечает, что для полноты объективной картины следует учитывать не только долю конкретных участников, но и динамику изменений присутствия банка на рынке в абсолютных показателях. Это характеризует активность игрока, его поступательное движение. Председатель правления ВУЗ-банка Андрей Золотухин считает, что важным показателем является вклад каждого банка в общий прирост рынка. Кроме того, по его мнению, было бы целесообразно оценить долю банков с государственным участием: «Роль этой группы в экономике растет, и важно понимать, как именно меняется их присутствие».

Иногородние банки, безусловно, будут продолжать экспансию в область. Однако пока существует региональный костяк, способный эффективно бороться за своего клиента, банковская система области останется на лидирующих позициях.

таблица 1. Динамика долей наиболее крупных кредитных организаций на рынке кредитов Свердловской области

таблица 2. Соотношение долей самостоятельных кредитных организаций и филиалов, представительств кредитных организаций других субъектов Российской Федерации

таблица 3. Доли кредитных организаций на рынке депозитов и кредитов Свкрдловской области

таблица 4. Динамика долей наиболее крупных кредитных организаций на рынке депозитов Свердловской области

Дополнительные материалы:

Степень концентрации

Марина Анисимова

Марина Анисимова

На банковском рынке Свердловской области происходят позитивные изменения, делает вывод по итогам исследования заместитель руководителя УФАС по Свердловской области Марина Анисимова

— Информационной базой нашего исследования служат отчеты кредитных организаций, предоставляемые в УФАС по Свердловской области. Результаты обобщения первичной информации позволили сформулировать ряд выводов о состоянии конкуренции на рынке банковских услуг.

Если на 1 марта 2001 года в Cвердловской области функционировало 46 учреждений (28 региональных банков и 18 филиалов банков других субъектов), то на 1 января 2007 года банковские услуги оказывали уже в общей сложности 62 кредитные организации. При этом число региональных банков сократилось до 24, а количество филиалов и представительств банков других территорий увеличилось более чем вдвое и составило 38. Несмотря на рост количества банков других территорий, доминирующее положение в секторе привлеченных ресурсов по-прежнему занимают самостоятельные банки: по состоянию на 1 января 2007 года на их долю приходилось 57,34% депозитов предприятий и частных вкладов. Если не брать в расчет Сбербанк, то получается, что региональные банки по сравнению с банками других территорий привлекли втрое больше средств физических лиц и более чем в два раза — средств предприятий и организаций. Основная доля банковских вкладов — 51,45% — приходится на тройку крупнейших участников: Уральский банк Сбербанка России, УБРиР и «Северную казну». Три года назад на долю тройки лидеров приходилось 55,8%, что свидетельствует о возрастании уровня конкуренции на рынке привлеченных средств. Абсолютный лидер рынка частных вкладов Уральский банк Сбербанка России за последние три года снизил долю с 37 до 29,5%. УБРиР, наоборот, увеличил ее с 8,3% до 12,4%. Доля банка «Северная казна» существенно не изменилась и находится на уровне 9,55%. Среди иногородних банков значительной долей в секторе привлеченных средств от населения (6,04%) и предприятий (20,4%) обладает екатеринбургский филиал УРСА Банка.

В секторе кредитования лидирующие позиции, наоборот, все больше отходят представительствам и филиалам инорегиональных банков. На 1 января этого года их доля на рынке корпоративного кредитования составила 50,99% (без Сбербанка России), кредитования физических лиц — 37,22%. Доля трех самых крупных игроков на этом рынке снизилась с 50,9% до 41,7%, что также свидетельствует о возрастающем уровне конкуренции. Среди иногородних банков значительную долю имеет филиал Газпромбанка (11,7%).

При этом, как показывают расчеты, в секторе кредитования снижается доля крупных региональных кредитных организаций (УБРиРа, «Северной казны», Уралтрансбанка), а также лидера — Уральского банка Сбербанка России (с 35% до 24,3%). В целом на рынке кредитов происходят позитивные изменения: в 2006 году этот сектор перешел от умеренно до низко концентрированного состояния.

Региональный рынок банковских услуг становится привлекательным и для иностранных финансовых учреждений. В частности Уральский филиал ЗАО «Раффайзенбанк Австрия», который пришел на рынок всего два с половиной года назад, уже сегодня занимает долю в 3,45% в секторе кредитования населения и 4,28% — в секторе кредитования предприятий и организаций.

Подготовила Ирина Перечнева

Комплексный расчет

Людмила Малых

Людмила Малых

Качество конкурентной среды в банковском бизнесе напрямую связано с развитием экономики, убеждена первый заместитель начальника главного управления Банка России по Свердловской области Людмила Малых

— Банковский бизнес — это бизнес услуг, а значит, зависит он в первую очередь от уровня производственного потенциала, потребительских рынков, доходов населения региона. Высокие темпы роста экономики Свердловской области определяют и задачи перед банковским сектором. Показатели деятельности кредитных организаций территории указывают на целенаправленное решение вопросов обслуживания предприятий, организаций и населения. К примеру, сегодня в целом по стране соотношение банковских активов к ВВП составляет 52%, а по Свердловской области — 57%; соотношение кредитов реальному сектору и ВВП — 30% и 47% соответственно. И неслучайно банки Свердловской области, обладая мощным накопленным потенциалом, все активнее выходят в другие регионы: нашими кредитными организациями открыто уже 32 филиала за ее пределами. География распространения самая широкая — Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Пермь, Волгоград, Иркутск, многие другие территории. Это важный показатель развития банковской системы.

Конечно, региональные банки активно борются за каждый процент своей доли рынка. Если борьба идет цивилизованно, это — нормальное явление: такая конкуренция способствует повышению качества услуг. Хорошо, если вопросы конкуренции решаются с позиций повышения конкурентоспособности каждого банка: это дает рост капитализации, совершенствование банковских технологий, повышение качества управления и квалификации персонала.

На мой взгляд, качественный и цивилизованный уровень развития конкуренции во многом определяет и грамотная политика по отношению к банковскому сектору региональной власти, в первую очередь губернатора Эдуарда Росселя. Главу области отличает широта видения вопросов развития банковского сектора как активной составляющей экономики региона, ему удается решать проблемы комплексно, объективно, а главное — с расчетом на перспективу.

Подготовила Ирина Перечнева

Встать на весы

Валентина Муранова

Валентина Муранова

Уровень цивилизованной конкуренции в банковском секторе зависит не только от участников рынка, но и от взвешенной позиции государственных органов, считает председатель Уральского Банковского союза Валентина Муранова

— Федеральным органам власти необходимо понимать, что, публикуя негативную, притом еще и неподтвержденную информацию об одном участнике рынка, они тем самым создают почву для нездоровой конкуренции. Когда Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор или прокуратура предоставляют средствам массовой информации какие-то данные, они должны понимать, что эти данные желательно сначала проверить и доказать наличие нарушений законодательства. На мой взгляд, недопустимо сообщать общественности, к примеру, о начале проверки в каком-то банке, если еще нет официальных результатов этой проверки. Банковский бизнес очень раним, за каждой кредитной организацией стоят финансовые интересы конкретных людей — вкладчиков, предприятий, организаций. А так получается: «Смотрите, ФАС пришел в ваш банк, наверное, оштрафует, так что успевайте, запрыгивайте на подножку к нам».

К сожалению, мы сегодня вынуждены констатировать, что федеральные органы власти в этом плане не всегда ведут себя корректно. Красноречивый пример — публичные заявления прокураторы о массовой проверке банков на предмет установления ставок по потребительскому кредитованию. Дойдет дело до применения санкций, пожалуйста, доводите эту информацию до людей. Или взять расследование ФАС в отношении банков, имеющих соглашения о сотрудничестве со страховыми компаниями: ФАС, как известно, усматривает в некоторых договорах элементы сговора, при этом сообщая о каждом подозрении в СМИ. Дело доходит до того, что руководители некоторых кредитных организаций узнают о возбуждении в отношении них дела через средства массовой информации.

Высокий уровень конкуренции в банковской системе Свердловской области — это по-настоящему хорошее достижение. И если мы хотим сохранить качественную конкурентную среду, нужно научиться действовать грамотно, согласованно и корректно.

Подготовила Ирина Перечнева