Негде пробу ставить
Фото: Константин Зубов
Сильная ювелирная промышленность Свердловской области — миф. Поддерживают его лишь традиционно бытующее мнение об Урале как о «каменном поясе России» да выставочные презентации дизайнерских украшений: так, в начале сентября свердловские мастера увезли с очередной международной выставки «Ювелир» в Москве две золотые медали из девяти. На самом деле ситуация далека от блестящей. Свердловский ювелирный рынок, по оценкам как местных, так и московских производителей, мал и тенист.
«Выходя с розничной сетью на Урал, местных производителей как серьезных конкурентов мы даже в расчет не принимали, — рассказывает екатеринбургский представитель Московского ювелирного завода Юлия Герц. — Условия для развития ювелирной промышленности в Екатеринбурге и Свердловской области не самые лучшие: рабочая сила дорогая, арендная плата высокая, кадров не хватает. Мы открываем заводы там, где себестоимость ниже, например в Армении». Поэтому сети ювелирных салонов федералы расширяют, но с организацией собственного производства не спешат: рентабельность розничной торговли ювелирной продукцией в несколько раз выше, чем их производства. Исключение — московская компания «Адамас», открывшая в апреле завод в Екатеринбурге.
По официальным данным, предоставленным комитетом по бытовому обслуживанию населения администрации Екатеринбурга, в городе зарегистрировано 50 производств и мастерских, причем половина из них занимается только ремонтом или производством из лома. Среди тех, кто специализируется на крупном производстве, участники рынка выделяют четыре компании: «Ювелиры Урала», «Эрми», «Ювелирный дом» и холдинг «Рифеста». Кроме того, в столице Среднего Урала действуют около десятка небольших производств, а также художники, работающие «штучно»,
От эскиза до прилавка
На вопрос, как выстроен производственный процесс на ювелирном заводе, как правило, получаешь один ответ: дизайнеры готовят эскиз, он утверждается, запускается в работу, затем образец дорабатывается и уходит в производство. Часть украшений делают методом отливки или штамповки, часть — вручную. После выпуска партию отправляют в пробирную мастерскую, а после получения пробы — в продажу. Весь цикл занимает от 2 до 4 месяцев. Именно
Местные официальные производители предпочитают ориентироваться на состоятельного покупателя и производят, как правило, эксклюзивную или мелкосерийную продукцию — от нескольких десятков
С сырьем — тоже без затей. Официальные производители покупают его в банках (золото и другие драгметаллы) и у компаний, специализирующихся на продаже драгоценных камней.
А вот по поводу совмещения производственного и розничного секторов в рамках одной компании ведутся споры. «Розница — это совершенно другой бизнес, — уверена коммерческий директор компании “Ювелиры Урала” Светлана Храмова, — поэтому у нас открыт только один салон при заводе, но он выполняет роль скорее “выставочного стенда”, чем источника дохода». Другие компании, напротив, открывают сеть ювелирных магазинов, в которых реализуют как собственную продукцию, так и изделия других производителей. Например, в холдинг «Рифеста» входит сеть одноименных бутиков и ювелирных магазинов «Алмаз клуб», компания «Ювелирный дом» также владеет сетью ювелирных салонов в Екатеринбурге и Свердловской области.
Хранить в темном месте
В отличие от официальных производителей, схемы работы теневиков гораздо более разнообразны. Самую простую описал ювелир, работающий на одном из подпольных производств Екатеринбурга:
— Открывается ювелирный магазин, при нем — мастерская по починке изделий и ломбард. Официально все разрешения есть: на скупку лома драгметаллов, на работу с ним, на продажу ювелирных изделий. И никто особенно не вникает в то, что мастерская по большей части не ремонтирует, а производит собственную продукцию. А даже если кто и заинтересуется, договориться можно всегда. Сырье на таких предприятиях, понятно, никто не покупает официально в банках, как это делают крупные заводы. Существует стройная цепочка — от ломбарда и вокзальных парней
|
Еще проще с производителями из Турции, Египта, стран Азии: привозишь партию украшений, перебиваешь клейма или приделываешь к цепочкам и браслетам уже имеющиеся колечки с проставленными пробами от российских украшений. Себестоимость производства там ниже, чем у российских ювелиров:
— Теневой сектор очень мешает работать, — говорит Андрей Ялунин. — «Серые» ювелиры подделывают продукцию местных производителей, в том числе и нашу, продают украшения по более низким ценам, потому что не тратятся на налоги, могут позволить себе выдавать дешевые драгоценные камни за более дорогие: потребитель все равно разбирается в этом слабо.
Однако попытки выяснить, как следует бороться с теневым сектором на ювелирном рынке, наткнулись на полное непонимание со стороны официальных производителей. «Если нелегальные украшения производятся и привозятся, значит, этот сектор
Почему у них дешевле
Однако, как считают местные производители, постепенно доля теневого сектора на рынке будет снижаться. «В последние несколько лет заметно выросла как покупательная способность, так и культура потребителя, — рассказывает генеральный директор группы компаний “Ювелирный дом” Виктор Тулупов, — раньше людям было все равно, где и как сделано украшение: главное — купить подешевле и навесить на себя побольше. Теперь стараются выбирать более качественные и интересные изделия».
А вот бороться с легальными произведениями европейских мастеров, конкурентоспособными и качественными, местные ювелиры не смогут. «Получается забавная вещь: Италия практически не добывает собственного золота, но производит огромный объем ювелирной продукции, и она зачастую дешевле, чем у местных производителей», — сокрушается Андрей Ялунин.
Объяснение простое.
Таблица. Затраты на сырье для производства украшений у российских ювелиров значительно выше
Наименование затрат |
Российское предприятие |
Европейское предприятие |
---|---|---|
Покупка золота | Цена лондонской биржи + 1-3% банковская маржа + 18% НДС | Цена Лондонской биржи + 0,2-0,5% банковская маржа. НДС не взимается |
НДС на готовую продукцию | 18% | 15% |
Оплата процентов по кредитам | 15-20% годовых | 2-3% годовых |
Источник: Гильдия ювелиров России |
Лучше не будет
Местные игроки уверены: несмотря на существующие проблемы, ювелирный рынок будет расти. «Развитие ювелирной промышленности наблюдается, когда в стране кризис и люди вкладывают деньги в золото. Или когда экономика на подъеме — и население может тратиться на предметы роскоши. Пока покупательная способность растет, вместе с ней растет спрос на драгоценности», — считает Светлана Храмова.
Правда, как считают эксперты Гильдии ювелиров России, увеличиваться рынок будет за счет легальных иностранных производителей, а после вступления России в ВТО при сохранении существующей законодательной базы, неконкурентоспособность российских игроков приведет к значительному их сокращению.
Мода на искусство не проходит, но и массовой не бывает
Промышленное, мелкосерийное и индивидуальное производство — такова структура ювелирной отрасли. Два ее полюса — массовка и эксклюзив. Эксклюзивными изделиями из драгоценных камней и металлов занимаются несколько десятков признанных в столице Урала мастеров.
Фото: Андрей Порубов |
…Это, скорее, небольшой цех: здесь масса станков и инструментов — для пайки, полировки, литья и прочего. Результат, конечно, будет блестеть, а процесс выглядит вполне
Член Союза художников России Александра Бельская занимается ювелирным делом больше 20 лет, «ювелирный роман» начался чисто
О большинстве своих произведений Александра рассказывает, демонстрируя фотографии: почти все ее работы, представляемые на выставках, тут же расходятся. Часть приобретена музеями (Екатеринбургским музеем изобразительных искусств и областным музеем истории камнерезного и ювелирного искусства), часть хранится в личных коллекциях. Многие произведения выполняются по конкретному заказу. Есть и постоянные клиенты. Например, француз Жак Бонвале начал с того, что приобрел у Бельской подарок на рождество для супруги, а затем одарил изделиями уральского мастера и близких друзей.
Александра отмечает растущий спрос на эксклюзивные ювелирные изделия как тенденцию. Ситуация развивается циклично: когда ювелирка была отпущена в свободное плавание отменой государственной монополии на драгметаллы, начался период расцвета. «Славным времечком» называют индивидуалы середину 90-х годов, когда у людей появилось желание жить красиво и быть не как все, причем для многих такие желания совпали с возможностями. Кризис 1998 года вынудил немалую часть мастеров перейти к мелкосерийному производству. И лишь несколько лет назад люди расслабились и вновь смогли позволить себе приобретение авторских работ.
По мнению Александры Бельской, индивидуальное и поточное производства не конкурируют между собой. Один и тот же человек может приобретать как изделия массовки, отечественной либо зарубежной, так и эксклюзивные работы. Потребителями авторских колец, браслетов и брошей становятся не только богатые, но и представители среднего класса.