За и против
Комитет по законодательству Госдумы РФ разработал законопроект о госрегулировании цен на горючесмазочные материалы. Ожидается, что он будет рассмотрен депутатами уже в следующем году. Правильно ли передавать государству еще одну рыночную функцию?
За
Дмитрий Еремин |
И главное, что она сводит на нет все усилия в борьбе с инфляцией. Мы планируем инфляцию на уровне 7 — 8%, а бензин у нас дорожает на 15 — 16%. В результате цены вырастают на все товары.
Законопроект о госрегулировании цен на ГСМ разработан по аналогии с законом о регулировании энерготарифов. Он позволит предприятиям стабильно работать. В определенной части регулировать цены на бензин смогут и региональные законодательные собрания: страна у нас большая, для доставки топлива в одни субъекты РФ необходимы затраты на транспортировку, а в других нефть добывается на месте. Относительно пределов, в которых регион сможет варьировать тариф, идут дискуссии, пока мы закладываем его на уровне 5%.
Сейчас документ практически готов. После того, как он пройдет экспертизу в комитетах, его можно будет выносить на рассмотрение парламента. Вероятность принятия его Госдумой достаточно высока: у нас появляется все больше сторонников. Но не обойдется и без противодействия: у «нефтяных королей» тоже есть лобби в Госдуме и правительстве. Позицию они аргументируют тем, что у нас страна с рыночной экономикой. Я полностью с этим согласен. Мы не собираемся закладывать заведомо убыточные тарифы, просто они должны быть экономически обоснованы.
Дмитрий Еремин (депутат Госдумы от Челябинской области, один из авторов законопроекта)
Против
Владимир Сальников |
Мировой опыт свидетельствует: механизм прямого регулирования цен на нефтепродукты с точки зрения долгосрочной перспективы работает не слишком эффективно. Если есть желание приостановить рост цен, определить «справедливую цену» достаточно сложно. Высоки риски установления заниженной цены, которая обеспечивает лишь текущее функционирование отрасли, но не инвестиционную привлекательность. В результате через какое-то время возникает дефицит товара, чреватый сильным ростом цен.
В течение последних 20 лет нефтепереработка в России не модернизировалась, так что дефицит топлива, особенно качественных марок, у нас не за горами. Отрасли предстоит масштабная модернизация, а для этого требуются серьезные инвестиции.
Как ни раздражающе это прозвучит для многих автомобилистов, наш уровень цен на топливо не так уж высок. Расчеты, проведенные «Экспертом» («Грезим о бензиновом рае», № 35, 2006), показали, что в советские времена бензин нашим гражданам обходился не менее чем на 10 — 20% дороже. Даже в малоразвитых странах бензин дороже на 30 — 50%, а в ряде европейских государств — вообще в разы. Лишь в США цена бензина сопоставима с российской. Этот пример и любят приводить. Но дело здесь в налогах: в США их доля чуть ли не рекордно низкая среди всех стран мира.
Для нас единственный конструктивный путь возможного снижения цен на нефтепродукты — уменьшение налогов на нефтепереработку. Причем оно должно быть не фронтальным, а с выраженным структурным эффектом, стимулирующее инвестиции в улучшение качества бензина. Это создаст фундамент для поддержания низких темпов цен в долгосрочной перспективе, а также для улучшения экологической обстановки в крупных городах.
Владимир Сальников (руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и прогнозирования)