За морем полушка
У российских металлургов есть шанс потеснить привозной металлопрокат на внутреннем рынке. Исключение — сегмент продукции с высокой добавленной стоимостью: импорт будет превалировать в силу технической отсталости отечественных компаний.
«Если наши металлурги продолжат поднимать цены на продукцию, нам придется переориентироваться на более дешевый металл из Китая», — так рассуждал один из машиностроителей весной этого года, когда российские цены на сталь взлетели на 70 — 80%. До этого, правда, не дошло. В ситуацию вмешалось государство: оно посоветовало металлургам, чтобы сдержать рост цен, переходить на долгосрочные контракты. До конца года стоимость стали может снизиться на 5 — 10%. Сыграет роль и сезонный фактор — осенью традиционно падает спрос со стороны строителей: по прогнозу аналитиков, на горячекатаный и сортовой прокат цены могут снизиться на 10% по сравнению с летним уровнем в 1,2 тыс. долларов за тонну.
Вместе с тем уже можно предположить, что ввоз металла в Россию в этом году будет несколько ниже, чем в прошлом. По данным федеральной таможенной службы, в первом полугодии доля импорта металлопродукции составила 4,9% против 5,8% за аналогичный период 2007 года. При этом физические объемы закупок черных металлов и изделий из них сократились на 13%, а стоимостные — увеличились на 15,7%. Основной причиной спада импорта стало вытеснение зарубежных поставщиков российскими производителями за счет выравнивания внутренних и мировых цен.
В условиях наращивания отечественными меткомпаниями отгрузок на внутренний рынок плавное снижение импорта по ряду позиций будет продолжаться. Однако это произойдет далеко не во всех сегментах.
Наши начинают...
Поток импортного металла в Россию можно условно разделить на две части: первая — относительно дешевая продукция, закупаемая в странах СНГ и Китае (оцинковка, листовой и сортовой прокат, арматура, трубы), вторая — дорогой сортамент из нержавеющих и специальных сталей, поставляемая из европейских стран (Германия, Финляндия) и Японии.
В 2006 — 2007 годах импорт продукции черной металлургии на российский рынок устойчиво рос. Так, в 2007-м ввоз сортового проката составил порядка 2,15 млн тонн, что вдвое выше уровня 2004 года. Это связано с бурным развитием строительства в стране и реализацией крупных инфраструктурных проектов. Поставки длинномерного и сортового проката из-за рубежа составляют около 40% в структуре импорта, остальное — прокат плоский.
Большая часть металлопродукции ввозится из стран СНГ (Украины, Казахстана, Беларуси, Молдовы): в 2007 году импорт вырос на 17% до 4,3 млн тонн. Долгое время лидирующие позиции по поставкам листового, сортового проката и труб из-за рубежа занимала Украина, однако в последние годы серьезную конкуренцию ей начал составлять Китай, в результате в суммарном импорте доля Поднебесной существенно выросла. «Если по каждому из видов проката в 2006 году она составляла менее 1%, то по итогам первого полугодия-2008 достигла 15% по плоскому прокату, 8% по сортовому прокату, 14,7% по стальным трубам», — отмечает начальник аналитического отдела Rusmet.ru Сергей Марков.
Основное конкурентное преимущество китайских и украинских производителей — цены. Наличие собственной сырьевой базы, относительно дешевая рабочая сила и низкие затраты на передел позволяют им добиваться лучшей себестоимости продукции, чем в России. «Российские меткомпании поддерживают довольно высокий уровень рентабельности. Китайские, продавая продукцию на нашем рынке по более низким ценам, имеют меньшую. Однако даже с учетом транспортных и таможенных затрат она делает поставки экономически выгодными, обеспечивая достаточный уровень прибыли», — отмечает Сергей Марков. Зафиксированы со стороны Китая и случаи демпинга (когда металлопрокат поставлялся по ценам не просто ниже рыночных, но явно ниже себестоимости), однако они не носили системного характера и были скорее исключением из правил.
Для потребителей цена — аргумент весомый, однако он постепенно начинает нивелироваться мировым ростом цен. Кроме того, металлотрейдеры подтверждают: если сравнивать качество китайской и российской продукции, то последняя выигрывает. «Строительные компании готовы закупать металлопрокат иностранного производства, но недоверие к китайскому прокату у них остается. Он не всегда согласуется с ГОСТами РФ, поэтому приходится проводить анализ на соответствие. Так, по отзывам потребителей, китайская балка не очень высокого качества», — отмечает генеральный директор Уральской промышленной компании Владимир Сотонин. А с учетом транспортных расходов цены начинают выравниваться. По словам Сотонина, в результате китайская балка часто оказывается не дешевле, чем аналогичная производства НТМК.
Это увеличивает шансы отечественных металлургов потеснить импорт в относительно дешевых сегментах. Евраз Групп, Мечел, ММК и НЛМК начинают наращивать поставки на внутренний рынок, делая акцент на арматуру и оцинкованный прокат для строительства.
... и проигрывают
В дорогом сегменте ситуация не столь радужная: доля импорта во внутреннем потреблении проката из нержавеющих сталей достигает 70%, а проката с полимерным покрытием — 40%. По данным Минпромэнерго, в 2007 году производство нержавейки в России составило 106 тыс. тонн, внутренние потребности — 226 тыс. тонн. По прогнозам, к 2015 году объем потребления этой продукции вырастет до 600 тыс. тонн.
По словам президента компании УТК-Сталь Виктора Селиванова, ежемесячно компания продает по 300 тонн нержавеющего импортного проката, основные покупатели — предприятия химической и горно-металлургической отраслей, специального и пищевого машиностроения. При этом металлотрейдер отмечает рост спроса в строительстве (лифтовые группы, входные группы в основном производятся из качественных нержавеющих сталей. — Ред.) и пищевой отрасли. «Отечественным производителям пока сложно конкурировать с зарубежными. Нужна серьезная реконструкция и модернизация производства. Наши заводы работают на оборудовании, выпущенном в 40 — 60-х годах прошлого века, оно технически изношено и морально устарело, вследствие чего продукция, выпущенная на нем, не отвечает современным стандартам качества и имеет высокую себестоимость. Кроме того, ряд востребованных рынком продуктов, таких как нержавеющие трубы большого диаметра, толстые «гостовские» листы и листы полированные, российские заводы вообще не производят», — отмечает Виктор Селиванов.
Ввоз дорогой продукции будет нарастать. Недавно стало известно о том, что дальневосточный трейдер компания «Рустил-Трейд» ведет переговоры об аренде складских площадей логистического металлоцентра «Урал», расположенного в поселке Исеть (около 20 км от Екатеринбурга). В компании подтвердили желание выйти на уральский рынок и сообщили, что будут поставлять сюда качественную японскую оцинковку.
По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, ожидать увеличения присутствия отечественных производителей в дорогих сегментах можно только по окончании модернизации: «После 2013 года, когда многие меткомпании подойдут к завершению реконструкции мощностей, они смогут закрыть рынок от импорта по некоторым позициям. Хорошие перспективы есть у Магнитки, которая строит стан 5000, а также новый агрегат для нанесения полимерных покрытий».
Занять доминирующее положение на рынке — вполне нормальное желание российских меткомпаний. Но приходится признать, что доля импорта отдельных видов продукции с высокой добавленной стоимостью останется высокой, во всяком случае, до тех пор, пока наши металлурги не преодолеют техническую отсталость.
Благодарим отдел по связям с общественностью Уральского таможенного управления за участие в подготовке публикации.
График. Доля стран-импортеров в структуре ввоза металлопродукции в УрФО
Дополнительные материалы:
Как по-китайски «невыездной»
Китай не хочет быть сырьевым придатком мира. Таможенная политика страны направлена на снижение вывоза полуфабрикатов и сырья. Цель — экспортировать продукцию высоких переделов и сконцентрировать стратегические запасы металла внутри страны.
В 2007 году Китай понизил ввозные пошлины на первичный алюминий до 5,5% и повысил вывозные — с 5 до 15%, при этом экспортеры алюминиевой фольги и полосового алюминия пользуются пока 11-процентной льготой по НДС. Результат — снижение экспорта первичного алюминия в минувшем году на 55%.
Что касается меди, то заградительные меры на вывоз появились еще весной 2006 года: тогда пошлины на экспорт рафинированной меди выросли с 5 до 10%. С 1 января 2008 года отменены пошлины на импортируемую медь (раньше ее возмещали тем производителям, которые использовали медь в выпуске технологически сложных продуктов).
Начало текущего года также ознаменовалось вводом 10-процентной экспортной пошлины на олово (такие же меры приняты в отношении свинца шестью месяцами ранее) и 5 — 15% (в зависимости от чистоты металла) на цинк. Подобная таможенная политика направлена на препятствие снижению профицита. На сдерживание внутреннего производства власти Китая пока не решились.
Неясной пока остается ситуация со стальной продукцией. Планируется отменить экспортные барьеры на нержавейку, катанку и ряд других продуктов. Если это произойдет, цены на сталь рухнут: КНР производит 36% мирового объема. Негативная тенденция снижения цен обозначилась еще летом этого года: крупнейшая китайская сталелитейная компания Shanghai Baosteel снизила цены на 5%, за ней последовал ArcelorMittal, объявив о снижении цен на некоторые виды продукции впервые за свою историю.
В августе уже этого года КНР объявила об увеличении экспортной пошлины на кокс с 25 до 40%, чтобы сократить энергетически затратное и неэкологичное производство: на долю этой страны приходится 60% мирового рынка кокса.
Подготовила Екатерина Конюшенко по материала infogeo.ru, metallinfo.ru, ugmk.info, sogra.ru, rosinvest.com
Партнер проекта: |