Деньги в профиль
Прошедшее лето преподнесло участникам рынка строительного металлопроката нонсенс: в разгар сезона, на который приходится пик спроса, цены на арматуру снижались. Тенденция по отношению к прошлогодней развернулась на 180 градусов.
Фото: Андрей Порубов
В 2006 году дефицит сортового проката на внутреннем рынке подтолкнул металлотрейдеров к эскалации цен. В разгар строительного сезона они взлетели с 450 долларов за тонну в апреле до 1,2 тысячи к августу — сентябрю («Арматура уходит в небо»,
Летом 2007 года качели ценовой конъюнктуры устремились обратно. Но российские производители металлопроката, расширившие за 2006 год внутренние поставки на 35%, продолжали увеличивать мощности. Наиболее быстро растущим сегментом потребления плоского проката в отрасли стали заводы металлоконструкций: по итогам семи месяцев текущего года эти предприятия закупили порядка 0,45 млн тонн, что превосходит прошлогодние показатели спроса за период январь — июль на 74%.
Производители не просчитались: потребление арматурного проката в строительстве увеличивается (по итогам года прогнозируется плюс 20%). По объему потребления труб стройка практически сравнялась с нефтегазовой промышленностью. За январь — июль текущего года объем потребления труб в строительном секторе составил порядка 0,34 млн тонн, что на 61% выше уровня спроса, наблюдавшегося в то же время в 2006 году. Сегодня порядка 30% всех потребляемых в стране труб приходится на трубы строительного сортамента.
Тем не менее цены на рынке вели себя аномально: в июле — августе они начали падать, не остановились и в сентябре. Одна из основных причин — завышенные ожидания трейдеров. Учтя уроки прошлого года, они заблаговременно нарастили складские запасы. Однако надежды не оправдались. Затоваривание складов привело к переизбытку предложения на рынке, в результате цены упали на 15% к августу прошлого года. Кроме того, меткомбинаты снизили цены, что также негативно отразилось на рыночной конъюнктуре. Металлотрейдерам приходилось зачастую продавать дешево то, что было дорого куплено. Рынок строительного металлопроката стал рынком конечного покупателя, то есть строителей. Впрочем, металлоторговцы не ждут дальнейшего обвала. Они рассчитывают на стабильный спрос со стороны строителей и делают ставку на установление с ними долгосрочных отношений.
То взлет, то посадка
Производители металлопроката вынуждены были «уронить» цены: сказался переизбыток продукции на внутреннем рынке (вследствие переориентации на него металлургов) и падение цен на сталь на мировом. С 1 июля отпускная цена тонны арматуры у всех основных производителей упала с 23 до 22 тыс. рублей. В августе — сентябре тренд сохранился. Снизили цены Северсталь, «Мечел», «Евраз Груп». На меткомбинатах средняя отпускная цена металлопроката в сентябре уменьшилась по сравнению с августом на 1,7%. Сортовой прокат подешевел на 2,1%, листовой — на 1%. Все производители горячекатаного листа, кроме НЛМК, снизили цены на 1 — 2%. Цена холоднокатаного листа практически не изменилась. На 5 — 8% подешевел оцинкованный лист у ММК и Северстали.
Скорректировать цены пришлось и трубникам, хотя в начале года ситуация для них складывалась благоприятно. Как рассказал начальник отдела маркетинга ОАО «Уралтрубпром» Александр Новокрещенов, после нехарактерного для зимы подъема потребительской активности многие производители с успехом, а некоторые и неоднократно смогли увеличить отпускные цены. По оценке экспертов, в среднем цена на трубную продукцию на внутреннем рынке в I квартале 2007 года увеличилась на 8 — 10%. Однако с июня заводы начали снижать цены, в результате они упали на 12 — 15%. Вместе с тем трубники демонстрируют устойчивые годовые темпы роста. «За восемь месяцев этого года показатель реализации на заводе вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Если брать только профильные трубы, используемые в производстве металлоконструкций, то продажи увеличились более чем на 26%», — отмечает Александр Новокрещенов.
Для крупнейших трубных компаний — ТМК, ОМК и Группы ЧТПЗ — строительный сортамент не в приоритете. Но они не намерены упускать этот рынок и готовы укреплять позиции. Так, ОМК реализует проект выпуска профильных труб на Выксунском заводе. ТМК в этом году запустила новый стан на Северском трубном в рамках совместного предприятия с греческой компанией Humbel Limited, «дочкой» Corinfh Pipeworks S.A. Мощность стана составит порядка 200 тыс. тонн круглых и профильных труб в год. По словам генерального директора ОАО «ТМК» Константина Семерикова, на этом стане можно производить трубы диаметром до 530 мм и профили со стороной квадрата до 500 мм. «Это особенно крупные профили, потребность в них растет на 15 — 17% в год. Они будут вытеснять другие строительные конструкции (швеллера, балки), потому что при сохранении всех механических свойств и несущих способностей по сравнению с аналогами весят на 20% меньше», — подчеркнул он.
Участники трубного рынка не прогнозируют дефицита по основным видам труб строительного сортамента. Вместе с тем они обеспокоены увеличением предложения со стороны китайских производителей. «Российским заводам все труднее будет конкурировать с импортом, если не принять в ближайшем будущем кардинальных мер по защите отечественных производителей. Субсидирование и значительная поддержка иностранными государствами своих производителей серьезно влияют на ситуацию на российском трубном рынке», — считает Александр Новокрещенов.
Помимо внешних факторов есть и внутренние. По словам директора Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Александра Дейнеко, российским трубникам закрыт доступ на рынок высотного строительства: «К сожалению, в России нет нормативнотехнической документации для строительства сооружений выше 23 этажей. То есть все небоскребы, которые сейчас возводятся, строятся с использованием иностранных стандартов под ответственность иностранного проектанта, соответственно и трубы поставляют иностранные производители. Нам очень трудно пробиться в этот сегмент рынка». ФРТП уже предложило Госстрою адаптировать существующие нормы для строительства 50этажных сооружений, но ответа пока не получил.
Между молотом и наковальней
В наименее благоприятной ситуации оказались металлотрейдеры. В июле — августе цены на арматуру, которая составляет в торговой линейке порядка 25 — 30%, снизились на 4,2%. Средняя составила 22,4 тыс. рублей за тонну. За аналогичный период цена катанки упала на 2,7% до 20,4 тыс. рублей за тонну. «Снижение цен на строительный прокат связано с несколькими факторами, в том числе с такими, как политика крупных меткомбинатов, уменьшение экспорта и увеличение доли продукции Китая и Турции на внутреннем рынке», — отмечает аналитик ИК «Финам» Денис Горев. По итогам первого полугодия импорт арматуры на российский рынок вырос на 65% к аналогичному периоду прошлого года.
Есть еще одна негативная для трейдеров тенденция — производители активно развивают собственные дистрибьюторские сети. В середине августа группа «Мечел» объявила об открытии новых складских баз ООО «МечелСервис», в том числе в Екатеринбурге. Компания занимается реализацией металлургической продукции «Мечела» и других производителей. Таким образом, группа решила расширить присутствие на рынке конечного потребителя, минуя посредников. В результате трейдерам, работавшим с «Мечелом», пришлось переориентироваться на другие каналы.
Кроме того, в первой половине года повышение цен проходило на фоне одновременного формирования запасов продукции в ожидании летнего дефицита, что в совокупности привело к росту предложения над спросом и снижению цен. И хотя в целом, по оценке металлотрейдеров, спрос строительной отрасли вырос на 25%, некоторые игроки отмечали спад потребления в разгар сезона. «Объективных причин для него я не вижу, — говорит директор по маркетингу и продажам “Уральской промышленной компании” Юлия Распутина. — Спад спроса ведет за собой спад продаж, за которым следует спад рентабельности предприятий. Возможно, некоторые малые металлотрейдеры не устоят. Но те, кто на рынке давно, кто расширяет ассортимент и повышает качество услуг, выживут».
Между тем директор дивизиона Свердловской области ЗАО «Сталепромышленная компания» Константин Кислых уменьшения спроса не заметил. Причина временной стагнации рынка, по его мнению, в затоваривании складов:
— Я бы не назвал август провальным в плане спроса. В плане доходности, возможно, он был не очень удачным. Все участники рынка подготовились к прошлогодней ситуации, естественно, в какойто момент на рынке образовался переизбыток товара, что привело к снижению цен. В прошлом году цены были искусственно нагружены ситуацией дефицита. За сколько купить — так вопрос не звучал, надо было просто покупать, и для металлоторговцев стояла задача наличия металла на складах. Подъем цен был единственным способом както ограничить потребление. Мы тогда повысили цены, сохранили товарные запасы и позволили строителям выполнять свои программы, хотя была масса предложений продать металл в Москву или в центральные регионы.
Металлотрейдеры сходятся во мнении, что низкие цены — явление временное: оно исчерпает себя после того, как излишки, накопленные на складах, будут реализованы. Стремясь оградить себя от таких ситуаций в перспективе, крупнейшие металлотрейдеры, обладающие собственными производственными мощностями, нацелились на долгосрочные отношения со строителями.
Ненасытная стройка
По прогнозам экспертов, к 2010 году потребление арматурного проката вырастет до 10 млн тонн. Как отмечает заведующий лабораторией арматуры НИИЖБ Сергей Мадатян, рост потребления обеспечит национальная жилищная программа (сейчас возводится порядка 50 млн кв. метров в год, к 2010 году — будет 80 млн кв. метров), транспортное строительство, энергетические, в том числе атомные, проекты.
Вместе с тем на рынке сохраняются проблемы. Как отмечают в Российском союзе поставщиков металлопродукции, прежде всего это опережение роста спроса на внутреннем рынке по сравнению с производством. По оценкам участников рынка, дефицит отечественного арматурного проката в этом году оценивается в 1 — 1,5 млн тонн при общем уровне потребления свыше 5 млн тонн в год. Дисбаланс спроса и предложения нивелирует импорт арматурного проката из Турции, Китая, Египта, Украины и других стран.
По словам Дениса Горева, увеличение импорта со стороны Китая и Турции нельзя не учитывать.
Правда, этот фактор доминирующим не станет. «В ближайшей перспективе ожидается стабильный рост потребления строительного проката, в среднем порядка 10 — 15%, что связано с активным подъемом строительной отрасли. Поэтому зарубежная продукция серьезно диктовать условия не сможет, однако локально ее влияние будет заметно», — отмечает аналитик.
По результатам летнего сезона металлотрейдеры должны скорректировать планы на будущее. Есть все предпосылки для того, чтобы отношения на рынке строительного металлопроката начали меняться: от спотовых поставок участники постепенно будут переходить к долгосрочным контрактам. Это позволит сделать рынок более стабильным. Однако при таких условиях рассчитывать на сверхприбыли трейдерам уже не придется.
Дополнительные материалы:
Каждому свое
Алексей Букреев |
— Алексей Вячеславович, почему вы пришли к выводу, что строителям будет выгоднее отказаться от производства металлоконструкций?
— Оснащать площадку собственным производственным оборудованием строителям имеет смысл, если компания перерабатывает минимум 1200 — 1500 тонн арматуры ежемесячно и осваивает такие объемы круглый год без простоя. В ином случае это будет экономически неоправданно и приведет к удорожанию готовой продукции.
Сегодня меткомбинаты поставляют строителям арматуру в основном в виде стержней длиной 11,7 метра. Но в строительстве используют уже переработанные изделия, имеющие нужную длину и определенные загибы. Стержни изгибают на собственной производственной базе, зачастую прямо на стройке, неся при этом неоправданные и непрофильные затраты. Расчет непрофильных затрат, которые несут строители, самостоятельно перерабатывающие металлопродукцию, таков: при средней стоимости сырья, например, 24 тыс. рублей за тонну при потреблении арматуры в районе 250 тонн в месяц строительная организация теряет 800 — 900 тыс. рублей. В годовых расходах эта сумма уже кажется заоблачной — порядка 10 млн рублей.
Но строители должны строить, а не заниматься переделом. Себестоимость металлоконструкций можно снизить при изготовлении в заводских условиях: мощности в нашем городе имеют несколько компаний. Металлотрейдеры могут сократить эти затраты минимум на 40% и позволить строительной организации освободить стройплощадку от отходов.
— Что сдерживает строителей?
— На мой взгляд, не столько технические, сколько организационные моменты. Детально отходы и непрофильные затраты в строительстве практически никто не считает, их обычно перекладывают на инвестора. Например, руководители, которые занимаются организацией производства на объекте, получают бюджеты на организацию переработки арматуры и некоторые просто боятся, что лишатся возможности распоряжаться таким бюджетом. Сопротивление идет на личностном уровне: если мы предоставляем комплексное решение по поставкам металлопроката и полуфабрикатов, то дополнительный бюджет не требуется.
— А в чем ваш интерес?
— Прежде всего в плановости. Любая спланированная заранее деятельность ведет к снижению себестоимости и увеличению скорости работы. Для нас очень выгодно взаимодействовать в таком режиме со строителями: мы планово закупаем металл, загружаем оборудование на 100%, соответственно существенно снижаем себестоимость продукции. Мы понимаем, сколько и какого металла может потребоваться на тот или иной объект, остается только согласовать детали и сроки.
— На рынке есть и другие игроки, например завод «Берит» (входит в «Атомстройкомплекс»). Насколько сильна конкуренция?
— Я не стал бы говорить о конкуренции: предложения, существующие на рынке, всю потребность не закрывают. Выигрывает тот, кто оперативно реагирует на запросы потребителей, выдерживая при этом соответствующее качество.
— Насколько может подешеветь квадратный метр, если строители будут покупать готовую металлопродукцию?
— В среднем на квадратном метре можно сэкономить 3 — 5%. Все зависит от того, какой дом строится, и какой процент застройщик закладывает на манипуляции с металлопрокатом. Есть монолитные дома, где доля металла выше, там экономия на одном метре может достигать 7%. Конечно, стоимость металла не является определяющей в цене квадратного метра, но если умножить количество строящихся метров на рубли, то цифра получится впечатляющая. В изготовлении бетонных конструкций, отделке и прочем ситуация скорее всего схожая.