Биржа амбиций
Биржа амбиций |
Кому это надо…
Идея создания в России биржи нефтепродуктов обсуждается не первый год. В 2005 году при Комитете по энергетике, транспорту и связи Государственной думы РФ создана рабочая группа для разработки концепции организации биржевой торговли нефтепродуктами (документ на данный момент передан в правительство).
В теории интерес к проекту должны проявить прежде всего нефтяные компании.
Структура розничной цены на бензин в России сегодня выглядит следующим образом: около 30% — операционные издержки компаний на добычу и переработку, 20% — прибыль, причем на всю цепочку, от добычи до розницы, и чуть более 50% — акцизы, пошлины, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Чем выше мировые цены на нефть, тем выше НДПИ, поскольку налог рассчитывается именно исходя из стоимости сырья на мировых площадках. Цены на мировом рынке в последнее время стабильно росли, и нефтяные компании компенсировали соответствующее увеличение налогов через регулирование тарифов на конечный продукт, то есть перекладывали растущую налоговую нагрузку на потребителя. Если в прошлом году правительство России надавило на нефтяников и заставило после очередного скачка заморозить цены, то этим летом продуктивного диалога не получилось: в результате цены на уральских заправках выросли в среднем на рубль. И это не предел.
Выход — отказаться от привязки расчета НДПИ к мировым ценам. А для этого нужен свой индикатор, который и может создать биржевая площадка торговли нефтепродуктами, убежден заместитель директора ИФГ «Аккорд-Инвест» Константин Селянин: «Налоговая нагрузка на нефтедобычу будет еще тяжелее, поэтому нефтяным компаниям нужен рыночный механизм определения цены, на который они сами смогут оказывать определенное влияние».
По мнению директора ИФК «Еврогрин» Евгения Костарева, несомненный плюс создания биржи не только во влиянии на цену внутри России: можно будет разделять нефтяные потоки по качеству производимой нефти.
Дивиденды от создания площадки должно получить и государство: в ситуации, когда цена российской нефти марки Urals рассчитывается с существенным дисконтом к марке Brent (Лондон), казна теряет массу нефтедолларов. «Если проект организации торговли нефтяными контрактами станет успешным, государство сможет неплохо заработать», — считает Игорь Ермаченков.
…Да никому не надо
Однако реализации этой идеи на практике препятствует много факторов. Во-первых, на данном этапе видна явная пассивность крупных нефтедобывающих компаний. Им вовсе не нужна смена существующего механизма: налоги высокие, но свои 20% прибыли они получают стабильно.
Пока ни одна нефтяная компания не заявила о желании выводить свои потоки на РТЭБ. «В России наблюдается дефицит нефти, практически всю нашу продукцию мы поставляем трейдерам. Если у нас будет образовываться избыток, мы начнем выкидывать его на биржу», — ответил на наш вопрос о возможности участия в торгах на РТЭБ начальник управления информации Роснефти Николай Манвелов. Примерно такой же ответ мы получили от руководителя пресс-службы компании «Лукойл» Дмитрия Долгова: «Будут свободные объемы нефти, будем продавать их через РТЭБ. Биржа необходима, чтобы свести покупателя и продавца. У нас таких проблем нет, большую часть нашей продукции мы поставляем на экспорт и перерабатывающим насосным заводам».
В нефтегазовой отрасли России сложился свой рынок, на котором нефтяникам комфортно работать. Поэтому компании пойдут на биржу только под административным давлением, резюмирует заместитель директора Топливно-энергетического независимого института (Москва) Сергей Ежов.
Эксперты считают, что в этой ситуации необходимо создавать внутренний спрос, пусть на первом этапе и административными мерами. Например, через механизм организации закупок для госнужд и нужд естественных монополий на биржевых торгах. И проект такого документа в рамках рабочей группы тоже подготовлен. Наличие стабильного спроса, с одной стороны, подтолкнет нефтяные компании к выходу на биржу, с другой — будет способствовать формированию прозрачной системы закупок для государственных заказчиков.
Но на этом скептические оценки не заканчиваются. Вызывает сомнения факт организации на РТЭБ фьючерсной торговли, без которой невозможно представить цивилизованный рынок любого биржевого товара. «В России пока нет условий для успешного функционирования такого механизма. Для этого необходимо иметь сотни участников, огромное количество независимых компаний, развитую систему частных нефтепроводов», — замечает Игорь Ермаченков.
Да, в ХМАО добывается порядка 60% всей российской и 9% мировой нефти. Однако мировая практика свидетельствует: торговля таким товаром (Лондон, НьюЙорк, Токио, Стокгольм) организована вовсе не по месту его добычи.
— Необходимо удовлетворять потребность в нефтепродуктах на локальных рынках, там, где нет производства и добычи, но в силу экономических условий наблюдается высокий спрос. Это Москва, Северо-Запад, Средний Урал и Юг России, но никак не ХантыМансийский автономный округ, — считает Константин Селянин. — Поэтому в разработанной рабочей группой концепции и предполагалось организовать торговлю на базе действующей биржи сначала в московском регионе, а затем распространять апробированную технологию на СанктПетербург и Екатеринбург.
Еще один аргумент против площадки именно в ХМАО — плохие коммуникации. «Биржевая торговля — это прежде всего высокое качество систем передачи данных, а в ХМАО с этим большие проблемы. Дватри сбоя связи, и организаторы поймут, что в таких условиях нельзя вести эффективную торговлю», — говорит Евгений Костарев.
Интерес региональных властей к проекту понятен: прямое указание создать биржу дал президент страны Владимир Путин в мае этого года в своем послании к Федеральному собранию. По его мнению, организация на территории России биржевой торговли нефтью, газом и другими энергоносителями ускорит процесс конвертируемости рубля (в идеале на РТЭБ расчет должен вестись только за российскую валюту).
Правда, тогда же министр финансов Алексей Кудрин высказал сомнение, что к началу торгов (а президент поставил задачу создать биржу к 2007 году) рубль вряд ли успеет стать полностью конвертируемой валютой: для этого нужно иметь уровень инфляции как минимум 2 — 3%. На совещании в Екатеринбурге в мае 2006 года на вопрос губернатора ЯНАО Юрия Неелова «стоит ли нам выступать с инициативой создания биржи или подождать» — министр ответил не задумываясь: «Подождать». Но слишком большие политические очки обещает проект, чтобы прислушаться к совету министра: ведь президент хочет, чтобы на бирже обязательно присутствовали иностранные участники. Борьба амбиций началась: ее выиграет тот, чье лобби окажется сильнее.