Птичку жалко
Птицепром убедился: не так страшна ВТО, как нерасторопность родного государства.Российское птицеводство, динамично развивающееся с 2000-х годов, в этом году снизит темпы роста производства мяса птицы. По данным Росптицесоюза, прибавка составит 250 тыс. тонн против 300 тысяч в среднем за предыдущие годы, рост рынка — 6,3%. По итогам первого полугодия в стране снизилось и производство яиц (на 130 млн штук из среднегодовых 40 миллиардов).
Уральскому федеральному округу в первом полугодии удалось сохранить положительную динамику роста производства мяса птицы — 14,7% (223,1 тыс. тонн). На этом фоне обращает на себя внимание значительное проседание Челябинской области, птицепром которой последние несколько лет не только лидировал в макрорегионе, но и оспаривал у Питера второе место после Белгорода в российском зачете. Предприятия птицеводческого комплекса Южного Урала получили в первом квартале 2013 года 633 млн рублей убытков против 191 млн рублей прибыли за тот же период 2012-го. На ряде птицефабрик куры буквально дохли, потому что их кормили через день.
Падение темпов роста производства мяса птицы по всей стране связано в первую очередь с тем, что отрасль вовремя не получила дотации — ждет их с мая. Сказалось и сильное подорожание кормов из-за засухи прошлого лета. Цены на зерно (пшеницу, рожь) взлетели вдвое, с 5 тыс. рублей за тонну до 10 — 12 тысяч. В среднем стоимость пшеницы всю зиму и весну держалась на уровне 10 рублей, то есть на пять рублей выше привычных и заложенных в бюджеты цен. Что естественно отразилось на себестоимости мяса птицы и яиц (их теперь вообще невыгодно производить: одни затраты на корма для несушек составляют 70% себестоимости). На каждое кило бройлера необходимо потратить два килограмма пшеницы. Если учесть, что предприятия Челябинской области производят в год 200 тыс. тонн мяса птицы, то лишь за первое полугодие текущего года птицеводы уже потеряли 1 млрд рублей.
Наблюдатели называют еще одну причину кризиса птицеводства — вступление в ВТО. Не пустив иностранную птицу на рынок России, правительство в то же время открыло дорогу на рынок дешевой свинине. Мясопереработчики, которые использовали до 40% мяса кур в сырье, переключились на свинину. Итог — перепроизводство курятины в РФ и снижение цен на нее. Отпускная цена мяса птицы с птицефабрик в этом году достигла 84 рублей за кило (против 74 рублей в прошлом году). При этом реализовали птицеводы мясо бройлеров почти по себестоимости.
Таким образом, полный перечень причин выглядит так: завышенные цены на корма, вступление в ВТО, отсутствие роста потребления, снижение цен в торговле, просчеты в госполитике.
Колосс на курьих ногах
Почему именно лидер уральского птицепрома оказался в самом сложном положении? Помимо общероссийских факторов региональный птицепром столкнулся с издержками быстрого роста. В области реализовалось сразу несколько очень крупных инвестпроектов, которые отвлекают у предприятий значительные оборотные средства. Несмотря на эффективность высокотехнологичного производства, себестоимость продукции у них, не вышедших на полную мощность и не нарастивших объемы, высокая, а прибыли меньше. Это делает их очень чувствительными к росту цен на корма и задержке субсидий. В первую очередь пострадали именно такие, новые и модернизированные старые предприятия (а прочих в области и нет): помимо вложения собственных средств, под переоснащение производства они набрали немалые кредиты.Самых крупных проектов два: в прошлом году строительство птицефабрики мощностью на 50 тыс. тонн мяса птицы в год в Нагайбакском районе завершила компания «Ситно», в этом году запустила птицефабрику на 70 тыс. тонн в Кунашакском районе группа компаний «Здоровая ферма».
Общая стоимость проекта в Нагайбакском районе — 4,2 млрд рублей (700 миллионов — собственные средства предприятия, 3,5 миллиарда — заемные: две кредитные линии сроком на восемь и десять лет открыты Сбербанком России). Проект интересен тем, что включает в себя обособленные промышленные площадки в десяти поселках Нагайбакского района. По задумке инвесторов, это экологичное, безопасное с точки зрения ветеринарии и санитарии производство, выгодно отличающееся от типовых птицефабрик 60 — 70-х годов.
На строительство птицефабрики в Кунашакском районе направлено 7 млрд рублей, из которых 70% — заемных (также кредиты на восемь и десять лет). Проект включает 86 корпусов для содержания птицы разного возраста и назначения (от родительского стада до бройлеров), инкубаторий, убойно-перерабатывающий комплекс, цех утилизации отходов, склады. Основные объекты птицефабрики расположены в Кунашакском районе, птицеводческий репродуктор второго порядка — в Увельском. С выходом Кунашакской на полную мощность область надеется занять стабильно второе место, все-таки оспорив его у Питера. Но обе фабрики еще не вышли на производственные мощности, и инвесторы испытывают значительные трудности. Это деньги, которые заработаешь даже не через год и не через два, мультипликативный эффект придет позднее. Но сегодня рынок можно завоевывать, только реализуя такие масштабные проекты.
Лидер, однако, на то и лидер, чтобы, упав, быстро встать. Во втором квартале птицеводы региона сработали уже с плюсом 300 млн рублей. Растет и выручка от реализации: в первом квартале — 4, 5 млрд рублей, во втором — 10,3 млрд рублей. Сработал сезонный фактор: ближе к лету цены на зерно в ожидании нового урожая пошли вниз, упав в августе до 6 рублей за кило.
Субсидии же идут с задержкой месяца в три. Основной удельный вес господдержки (80% — федеральные деньги, 20% — региона) заключается в компенсации процентных ставок по кредитам. Это две трети ставки рефинансирования Центробанка РФ. Для ряда компаний отсрочка по выплате субсидий критична.
— Чем больше средств вложено в инвестпроекты, тем больше компания сейчас страдает: выручка и прибыль совершенно не те, на которые она рассчитывала, оформляя займы, — говорит генеральный директор группы компаний «Здоровая ферма» Евгений Наруков. — Не в полном объеме выплачиваются субсидии на кредиты, взятые на модернизацию. Это несколько десятков миллионов потерь только для нашего предприятия.
— Птицефабрики под угрозой существования. На территории РФ производство этой продукции стало нерентабельным, — отметил губернатор Челябинской области Михаил Юревич.
Еще 17 июня он сообщил, что бюджет Челябинской области пополнился за счет средств федеральной казны — субсидии выделены на поддержку птицеводческих хозяйств и свиноферм, компенсацию убытков, которые понесли крупные производства после вступления в ВТО. Общая сумма дотаций — 416 млн рублей. Проблема задержки выплат в том, что у челябинцев огромный объем длинных кредитов, федералы не смогли, да и региональные власти вовремя не рассчитали объем компенсации.
— Мы выдали бизнесу гарантий на 9 млрд рублей, бизнес привлек в отрасль еще 43 миллиарда кредитных средств. Объемы компенсации процентных ставок в области одни из самых больших в России — 700 млн рублей, из них 20% — из региональной казны. Вопросы правительству РФ поставлены, все в курсе. Но федерация реагирует медленно, — признает министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков.
Курочка по зернышку, но собственному
Некоторым компаниям южноуральского птицепрома удалось самим выправить ситуацию. Выиграют те, у кого новые технологии, свои кормовые ресурсы и производственные мощности от поля до прилавка. Два примера.Агрохолдинг «Равис», у которого все это есть, в июле произвел рекордное количество мяса птицы — 7 тыс. тонн. С начала 2013 года производство и реализация мяса птицы в компании увеличились на 20%, всего будет произведено 75 тыс. тонн курятины. «Нам удалось добиться улучшения привесов, увеличить сохранность птицы, что в конечном итоге позволило произвести такое значительное количество мяса.
В компании созданы оптимальные условия содержания, разработаны лучшие рационы кормления, — рассказывает генеральный директор агрохолдинга Андрей Косилов. — За три-четыре месяца выровняли ситуацию на предприятии по соотношению затрат к цене реализации».
Сопоставимая по эффективности и уровню технологий группа компаний «Здоровая ферма» тоже работает в режиме строгой экономии, оптимизировала расходы и приняла ряд антикризисных мер. Но она ежемесячно покупает по 12 тыс. тонн пшеницы, которая стала на 5 тыс. рублей за тонну дороже. Получается, что дополнительно расходует по 60 млн рублей в месяц на протяжении уже почти года.
А обещают вернуть только 62 млн рублей. На фоне почти 1 млрд рублей потерянных средств — курам на смех.
Негативные последствия, связанные со вступлением в ВТО, концентрируются вокруг двух проблем: низкого уровня господдержки сельского хозяйства и низкой эффективности государственного регулирования продовольственного рынка. Протокол о присоединении к ВТО Россия подписала в июле прошлого года. Однако пока, отмечают игроки, на процессы, происходящие на внутреннем рынке мяса птицы, на формирование цены это не влияет: себестоимость курятины связана с кормами. А будут корма дешевыми или дорогими, определяет именно уровень господдержки — до 2016 года, в переходный период в ВТО, мы теоретически имеем право увеличить господдержку в несколько раз. Причем, помимо компенсации ставок по кредитам, еще до десяти видов субсидирования деятельности крупных агрохолдингов.
Правда, сами по себе субсидии компаниям птицепрома мало что дадут, окажут лишь некоторую помощь в развитии, считает президент и собственник объединения «Союзпищепром» Александр Берестов. Важна общая продовольственная политика. Так, считает Берестов, параллельно с выделением субсидий государству правильно было бы ввести ограничительные меры на ввоз в страну импортного мяса, объемы которого выросли более чем на треть.