Моноэкономики больше нет

Моноэкономики больше нет

 Петр Сумин: «Сознательно тратить деньги на пиар, кормить имиджевые агентства, “надувать щеки” на страницах глянцевых изданий мы не приучены. Как и хвалить самих себя»

Петр Сумин: «Сознательно тратить деньги на пиар, кормить имиджевые агентства, “надувать щеки” на страницах глянцевых изданий мы не приучены. Как и хвалить самих себя»
Фото: Андрей Порубов

Южному Уралу нужна не узкая специализация, а напротив — высокая степень экономического разнообразия. Причем разнообразия качественного, основанного на том, что регион умеет делать лучше всего, уверен губернатор Челябинской области Петр Сумин.

Быстрее России

— Петр Иванович, многие показатели экономического роста Челябинской области превышают среднероссийские. Оцените основные результаты.

— Устойчивый экономический рост область демонстрирует с 2000 года. Валовой региональный продукт за семь лет увеличился на 54,1%, объемы промышленного производства — на 58,6%. Неплохо идем в текущем году: за семь месяцев рост в реальном секторе составил 14,7% — это вдвое выше среднероссийского. По показателям промышленного роста и розничного товарооборота область лидирует в Уральском федеральном округе.

Экономический подъем естественным образом сказался на доходах областного бюджета, который в текущем году составит 62,7 млрд рублей. Область уже дополнительно заработала 7,5 млрд рублей: они направлены на неотложные социальные нужды, покупку пассажирского транспорта, коммунальной и сельскохозяйственной техники, газификацию, строительство дорог, метро и т.д.

Многие предприятия работают успешно. По сравнению с прошлым годом прибыль выросла вдвое до 57 млрд рублей. На четверть увеличилась среднемесячная заработная плата.

Активно осваиваются инвестиции: думаю, к концу года выйдем на 100 — 110 млрд рублей. Таких объемов капитальных вложений область не видела с дореформенных времен.

— Какие главные тенденции экономического развития последних лет вы могли бы выделить?

— Вопервых, наметилась мощная тенденция перехода от экономики ресурсной к экономике знаний и технологий. Ведутся модернизация и обновление, автоматизация и стандартизация производственных процессов.

Вовторых, изменился характер задач, которые стоят перед нами. Они перестали быть локальными прорывами или латанием дыр. Стали масштабнее, богаче по содержанию, ориентированы на результат. Их интересно решать, и решать комплексно, выходя за ведомственные рамки.

Наконец, ушла в прошлое «экономика в футляре», где каждый варился в собственном соку и выживал, как мог. Позитивную роль сыграли в этом внутриобластная кооперация, территориальный заказ, возрождение и укрепление межхозяйственных, межрегиональных и международных связей.

Мы активно включились в реализацию приоритетных национальных проектов и добились здесь неплохих результатов.

Металлурги и другие

— Считается, что Южный Урал, производя до четверти российских объемов чугуна, стали и металлопроката, показывает пример моноэкономики.

— Челябинскую область уже давно перестали воспринимать как исключительно металлургический регион. И уж тем более не приходится говорить о моноэкономике как таковой. Хотя бы по показателю вклада малого бизнеса в ВРП: 23% в текущем году. В этой сфере занято полмиллиона человек — больше, чем в любой промышленной отрасли.

Но металлургия попрежнему остается становым хребтом южноуральской экономики. Выплавлять четверть металла в стране, уметь им торговать на мировом рынке так, что это всем заметно, разве плохо?

Металлурги и не собираются сбавлять темпы. Практически все крупные предприятия, особенно металлургические, за последнее десятилетие обновили основные фонды на 40 — 50%. Магнитогорский меткомбинат приступил к строительству уникального стана 5000 производительностью около 1,5 млн тонн продукции в год. Состоялся запуск нового цеха на Кыштымском медеэлектролитном заводе.

Но и другие отрасли не стоят на месте, активно развиваются — вот это ценно. Поэтому доля металлургии в валовом региональном продукте будет сокращаться. Это объективный положительный процесс.

— Что предпринимает региональное руководство для диверсификации экономики? Какие наметились точки роста?

— Направление на диверсификацию мы взяли еще десятилетие назад, когда только выходили из кризиса. Сейчас можно подводить итоги. К примеру, заметно увеличились объемы производства в машиностроении: только с начала года более чем на 60% вырос выпуск машин и тракторов. У предприятий ОПК наконецто появился надежный портфель заказов. Развиваются малое и среднее предпринимательство, транспорт, связь, энергетика.

Особое внимание обращаем на развитие высокотехнологичных предприятий. Южноуральские приборостроители вышли на лидирующие позиции в стране. Совсем недавно группа «Метран» совместно с американской компанией Emerson получила президентский грант на разработку приборов учета нового поколения.

Полностью оправдывают себя вложения в сельское хозяйство. Благодаря модернизации и инвестициям область совершила аграрный прорыв и стала первой в УрФО по росту сельскохозяйственного производства — с начала года он составил 11,3%.

Реализуются программы господдержки малых предприятий, число которых выросло на четверть. Создано почти 13 тыс. новых рабочих мест, доля малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет увеличилась до 12%. Причем этот бизнес уже не группируется в традиционных сегментах — торговле, услугах, но и активно осваивает инновационные проекты, работает в сфере жилищнокоммунального хозяйства, образовании, туризме.

Второго Детройта не будет

— В наше время многое зависит от положительного имиджа региона. На чем он выстраивается в Челябинской области?

— Нам есть что представить — на выставках, ярмарках, торговопромышленных неделях. Причем к участию в них привлекаются не только крупные предприятия, но и, к примеру, семейный и женский бизнес, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели. За последние три года введен ряд знаковых объектов, в том числе ледовые дворцы в Челябинске и Магнитогорске, областной краеведческий музей. Начинаем строительство хоккейного дворца в Челябинске, федерального центра сердечнососудистой хирургии, центра позитронноэмиссионной томографии. Только в текущем году по области будет введено более 340 социально значимых объектов.

Активно идет возведение жилья. Большие средства направляем в дорожное строительство, газификацию, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт. Эти вложения окупаются сторицей, теми же результатами наших школьников по единому госэкзамену (одно из первых мест в России), победами молодых челябинцев на российских и международных олимпиадах и спартакиадах.

— В условиях предстоящего вступления России в ВТО и глобализации экономики российские регионы пытаются найти свою специализацию. Как действует Челябинская область?

— Никакой узкой специализации даже в условиях глобальной экономики мы не ищем. Зачем? Это то же самое, что заставить швейцарцев выбирать: либо банки, либо часы. Или повторять судьбу американского Детройта после обвала автомобильных гигантов. Да и нам самим далеко за примерами ходить не надо: достаточно вспомнить банкротства градообразующих предприятий в середине 90х.

Нам нужна не узкая специализация, а напротив — высокая степень экономического разнообразия. Причем разнообразия качественного, конкурентоспособного, основанного на том, что область умеет делать лучше всего. Сегодня это в основном металлургия, завтра будут другие отрасли, то же приборостроение.

Магистральным направлением развития области в последние годы стала инновационная политика. Уже работает первый технопарк «ЮУрГУ — Полет», при котором создано 22 предприятия, выпускающих уникальную импортозаменяющую продукцию. Действует Южно­Уральский венчурный фонд. Выделены гранты на создание инновационных бизнесинкубаторов в Челябинске, Озерске и Магнитогорске. В прошлом году доля инновационной продукции в общем объеме товаров и услуг составила 7,6%. Задача на этот год — не менее 8%. Так что фундамент для новой специализации заложен.

— Одна из основ современных стратегий социальноэкономического развития регионов — привлечение инвестиций. Какое место они занимают в программе области до 2020 года?

— За последнее десятилетие в модернизацию и реконструкцию предприятий вложено свыше 400 млрд рублей. В следующем году крупнейшими инвестпроектами станут программы технологического перевооружения на ММК (29 млрд рублей), Челябинском металлургическом комбинате (около 9 млрд рублей), Челябинском трубопрокатном (свыше 8 млрд рублей) и Ашинском металлургическом (более 1 млрд рублей) заводах.

Челябинская область третьей после Москвы и СанктПетербурга получила высокий рейтинг инвестиционной привлекательности Аа1ru. Отдача от инвестиций значительна. Только в 2006 году в области введено в строй 111 крупных промышленных объектов. Объем иностранных инвестиций вырос на 75% и составил около 1,5 млрд долларов. Этому немало способствовали активная позиция деловых кругов в привлечении инвестиций и административное сопровождение, помощь инвесторам в организации бизнеса.

— Обрисуйте спектр инвестиционных предпочтений.

— Здесь тоже нет никакой моноэкономики. Хотя основные потоки, естественно, просматриваются. Прежде всего это строительство новых предприятий — особенно в стройиндустрии. В 2006 году начали строиться или введены в действие заводы мраморной муки, керамических проппантов, сухих строительных смесей. Интерес и выгода объяснимы: область выходит в этом году на 1,6 млн кв. метров жилья и продолжает наращивать объемы капитального строительства.

Еще одна позитивная тенденция — повышенный интерес к инфраструктурным отраслям. Например, только в развитие энергетического комплекса Челябинской области в среднесрочной перспективе будет вложено свыше 61 млрд рублей.

Геополитическое положение Южного Урала привлекательно — это перекресток дорог. Ряд инвестиционных проектов связан с созданием крупных логистических центров, транспортных развязок, торговых комплексов, гостиничной сети.

Особый разговор о туризме: здесь рост объемов услуг составляет 40% ежегодно. А потому и перспективы этого сектора значительны.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов социальную значимость инвестиций. Например, инвесторы во многом развеяли миф о сельском хозяйстве как о финансовой дыре. Половина зернового клина сегодня — инвесторская. Вряд ли ктото станет работать себе в убыток. А ведь вместе с этими средствами идет и возрождение хозяйств и деревень.

Важнейшую роль играет привлечение инвестиций в дотационные районы: горнозаводскую зону, сельские поселения, приграничные территории. Деньги должны направляться на создание новых рабочих мест, на развитие предприятий и отраслей.

Все это в комплексе должно изменить социальную атмосферу на местах, само качество жизни человека. И не гдето в отдаленном будущем, а в настоящем, в самые ближайшие годы. И у Челябинской области, и у России в целом сегодня такая возможность появилась.