Тефаль не думает о нас
В России экономический рост почему-то принято связывать исключительно с внедрением новых технологий. Еще лет пять назад слово «инновация» было наиболее известно по рекламе Л’Ореаль, затем вошло в политическую моду, потом превратилось в навязчивую и бесполезную мантру. Почему бесполезную? Во-первых, от повторения объем хайтека не увеличивается. Во-вторых, экономика не живет только новым, она существует сразу в трех, а то и четырех технологических укладах: сельское хозяйство, добыча нефти или руды никуда не денутся. Большая часть занятых и основного капитала приходится на «старые» отрасли. И со всем этим у нас огромные проблемы.Мы не раз говорили, что в России слабая промышленность. Генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев любит приводить пример про мебель и пластмассовые тазики (с его точки зрения, трудно придумать что-то менее инновационное). Так вот: если мебели мы производим в 26 раз меньше, чем США, и в 16 раз меньше, чем в Германии, то тазиков — в 29 раз меньше, чем в Японии, и в 23,5 раза меньше, чем в Штатах. Та же беда, кстати, с обычной бумагой — финны обогнали нас более чем в 52 раза.
Российскую ситуацию можно с легкостью экстраполировать на Урало-Западносибирский регион. Нам сложно, например, вспомнить, когда мы последний раз публиковали историю успеха мебельщика или производителя бумаги. И вряд ли это следствие редакционной близорукости.
Зафиксируем: Россия — не есть технологический лидер мира и в ближайшие десятилетия им не станет. Это не означает, что нужно сдаться и свернуть промышленность. Наоборот — для индустрии открываются гигантские перспективы импортозамещения, производства как инновационной, так и вполне традиционной продукции.
Кстати, об импорте. Окончательно испугаем читателя: доля иностранной продукции в легкой промышленности — 82%, в пищевке, производстве стройматериалов, химии и нефтехимии — примерно 20%. Россия за последние четверть века стала торговой державой. Единственный показатель, по которому мы опережаем другие государства, — доля внутренней торговли в ВВП.
Не будем оригинальны: страны или регионы, не развивающие обрабатывающую промышленность, делающие ставку только на торговлю, не создающие инфраструктуру для индустрии, мировыми лидерами не становятся. И это не пафос.
Это приговор.