Столица без кавычек
Экономика юга Тюменской области пуповиной связана с крупнейшей нефтегазовой провинцией России — Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами: вместе они образуют сложносоставный субъект РФ. Благодаря благоприятной конъюнктуре мировых цен на нефть и нефтепродукты валовой региональный продукт прирос в 2004 году на 8%. Увеличиваются объемы промышленного производства (8,7% в первом полугодии этого года), инвестиций в основной капитал (11%), денежные доходы населения (10%).
В прошлом году между Тюменской областью и округами заключен долгосрочный, до 2010 года, договор о реализации совместных проектов. Общая сумма бюджетных инвестиций — 62 млрд рублей. Основная «мишень», не говоря о социальной сфере, — формирование единой сети автодорог юг — север. На реконструкцию «дороги жизни» (так называют ее в регионе) Тюмень — Сургут — Уренгой — Надым — Салехард только в этом году выделено 6 млрд рублей. Строительство магистрали из Тюмени на Урай, Нагянь и Березовский район Югры откроет доступ к богатейшим рудным залежам Приполярного Урала. Южане рассчитывают, что кусок колоссального «пирога» стоимостью 200 млрд долларов перепадет и им.
Казалось бы, тюменцы вполне могли довольствоваться соседством с богатыми «родственниками»: в Тюмени с приходом на губернаторство Сергея Собянина дороги стали ровными, как стол, весь город — в новостройках. Но в этом сценарии кроются высокие политические риски для тюменских властей. Так, в прошлом году Собянин, инициировавший было объединение «тюменской матрешки», встретил ожесточенное сопротивление в автономных округах.
Еще один аргумент против иждивенчества: в 2004 году федерация полностью централизовала налог на добычу газа, из прежних 60% налога на добычу полезных ископаемых в регионе осталось только 5%, отменен налог с продаж. Собянин убедил компанию ТНК-ВР перенести в Тюмень центр формирования прибыли и таким образом компенсировать часть потерь. Но это лишь деталь, на ней далеко не уедешь.
Вот поэтому тюменцы вовсю взялись за восстановление собственного хозяйства. Как они это делают, можно судить по ходу реформирования ЖКХ, в чем Тюменская область продвинулась дальше остальных регионов. Еще в 2003 году электролинии, теплосети, трансформаторные станции передали энергетикам, ликвидировали более сотни посредников. Водопроводно-канализационное хозяйство столицы также отдано в управление Тюменьэнерго. Льготы жителям Тюменской области на оплату коммунальных услуг еще за год до монетизации стали выдаваться рублем индивидуально и на квартал вперед. Сегодня губернатор смело заявляет о наличии в регионе внятной системы ценообразования в ЖКХ: тарифы выровнялись и притормозили в росте. Результат: если несколько лет назад отрасль приносила более 500 млн рублей ежегодных убытков, теперь она выходит на прибыль, привлечен
1 млрд рублей внебюджетных инвестиций. Следующий этап — передача в коммерческое управление всех коммунальных объектов. «Вся Тюмень разбита на 260 групп домов. Впереди — конкурсы на их обслуживание. В них примет участие малый и средний бизнес, управляющие компании, которым предстоит акционироваться. Возникнет конкурентная среда — улучшится качество услуг. В конкурсные комиссии должны входить сами жильцы. Поэтому мы разворачиваем широкую обучающую программу», — объясняет идеологию преобразований Сергей Собянин.
Сокращение сроков согласования застроек с года до трех месяцев и упрощение процедур сделали область лидером в сфере жилищного строительства: по объ-емам вводимого жилья тюменцы опережают соседей по УрФО в 2 — 5 раз. Причем доля участия бюджетных средств всего 10%. «Стараемся минимизировать согласования до полутора месяцев, — рассказывает губернатор, — в идеале — месяц. А мы, власть, должны готовить коммуникации, площадки, чтобы при увеличении спроса не допустить роста цен».
В общем, из «столицы деревень» Тюмень превращается в разнообразно и динамично развивающийся регион. Этим вызван наш интерес к нему и, как результат, — этот номер.