Остывающая экономика
Во втором квартале 2011 года наблюдалась тенденция к стагнации динамики промышленного производства, строительства и оптовой торговли. Что это - сезонное замедление деловой активности или начало серьезного падения, судить пока раноПо итогам января - июня текущего года индекс промышленного производства Урала и Западной Сибири составил 104,1% (здесь и далее по отношению к 2010 году, если не указано иное). Картина неутешительная, особенно на фоне того, что по России в целом - 105,3%. Налицо замедление темпов роста промышленного производства (в первом полугодии 2010-го индекс промышленного производства составил 109,7%). Причина замедления - не только в исчерпании эффекта «низкой базы», который помог промышленности «выпрыгнуть» после кризиса. Факторов множество. Это и падение спроса на внешнем рынке, и укрепление рубля, и рост производственных издержек за счет повышения тарифов естественных монополий, и рост цен на сырье.
При этом отметим: несмотря на падение интенсивности роста, в этом году в промышленном производстве (в натуральном выражении) удалось достигнуть уровня первого полугодия-2008, что, несомненно, благоприятный признак. Таким образом, можно говорить о полном окончании посткризисного восстановительного роста.
В обрабатывающей промышленности выпуск прирос на 10% на фоне 8% в целом по России (для сравнения: в 2010-м в регионе - плюс 16,2%). Локомотивы роста - машиностроение и производство стройматериалов: 20,1% и 21,5% соответственно. Буксиром для машиностроения стал госзаказ, не дающий ему сильно замедлиться, для производителей стройматериалов - большое количество строительных проектов (Сочи-2014, чемпионат мира по футболу и другие). А вот производители продуктов питания и деревообработчики продемонстрировали низкие темпы прироста: всего 3,2% и 4,2% соответственно. Небольшой плюс в пищевой промышленности - обычное дело: производителям продуктов питания не дает расти неиссякаемый импорт.
По сравнению с прошлым годом замедление темпов роста произошло во всех отраслях обрабатывающей промышленности, за исключением производства стройматериалов. В целом обработку сильно притормозила инфляция затрат: росли цены на сырье и на электричество (причина - полная либерализация энергорынка с января 2011 года). По предварительной оценке Минэкономразвития, рост цен на электроэнергию в России в первом полугодии 2011 года составил 13,2%, что заметно выше инфляции за тот же период - 5%.
Особо упали по сравнению с прошлым годом темпы роста в металлургии и нефтехимии. Уменьшение объемов производства связано с вялым и нестабильным спросом за рубежом.
К перечислению симптомов торможения экономики можно добавить падение объемов добычи полезных ископаемых в регионе почти на 1%, при этом в целом по стране наблюдался прирост на 2,5%.
В начале года динамика добывающей промышленности была положительной - резкое ускорение нефтяных цен в феврале и особенно в марте подтолкнуло промышленность вверх, однако затем последовал резкий спад. Во многом снижение обусловлено уменьшением спроса и невозможностью наращивать экспорт, кроме того, сказывается замедление темпов добычи нефти в ХМАО и ЯНАО, связанное с исчерпанием скважин.
В секторе производства и распределения тепло- и электроэнергии объем выпуска остался почти на прошлогоднем уровне: прирост всего 0,8%, по России - 0,2%. Причем если в целом по региону зафиксирован небольшой рост, то в Свердловской и Челябинской областях уровень производства снизился. В целом производство в секторе в течение пяти месяцев 2011-го постепенно падало, однако в июне эта тенденция была прервана: плюс 23,3% по сравнению с маем.
В данном секторе темпы роста также значительно уменьшились по сравнению с первым полугодием 2010-го (в прошлом году прирост составлял более 7%). Низкие результаты этого года можно объяснить тем, что этот сектор инерционен, его динамика повторяет динамику развития энергоемкой промышленности. Сказались более теплая по сравнению с прошлым годом зима и не такое жаркое лето, что привело к существенному спаду производства в электроэнергетике в январе и мае - июне. Также сокращение объемов производства в добывающей и обрабатывающей промышленности вызвало снижение электропотребления. Кроме того, многие крупные предприятия-потребители начали масштабные проекты снижения энергопотребления. Например, на Магнитогорском металлургическом комбинате с начала года проведен ряд мероприятий по замене ламп и энергоемкого оборудования, что позволит значительно сократить энергопотребление.
Сбросило темпы роста и строительство: объем работ, выполненных по этому виду деятельности, упал в регионе на 3,6%, а в целом по стране наблюдался рост на 1,2%. В первом полугодии-2011 в регионе построено 3,3 млн кв. метров жилья, что составило 101,1% к соответствующему периоду прошлого года.
Оборот оптовой торговли прирос в первом полугодии на 9,9%, а всего по России он упал на 1%. Темпы даже превысили прошлогодние 4,9%. Качественный скачок оптового сектора торговли связан с его сильным падением во время кризиса, а теперь объемы торговли опять нарастают.
На фоне замедления темпов роста промышленности и спада в строительстве добавляет оптимизма прирост розничной торговли в первом полугодии на 4,7%, что выше аналогичного показателя прошлого года, но ниже общероссийского. Позитив, думается, по большей части объясняется относительно высоким уровнем доходов населения и снижением безработицы: если еще в феврале - марте без работы в среднем было 8,3% экономически активного населения, то апреле - июне - 6,8%.
Согласно статистическим данным, динамика реальных доходов остается негативной. Так, в ХМАО в мае реальные доходы населения составили всего 81,1% от уровня прошлого года, в Свердловской области - 93,1%. Впрочем, по нашему мнению, такие данные Росстата по доходам могут объясняться и уводом зарплат в тень из-за увеличения ставки страховых взносов с начала этого года и вынужденной «экономии» на налогах с кризисных времен.
Таковы итоги первого полугодия 2011-го. Налицо замедление темпов роста промышленного производства, добывающей промышленности, строительства. Потребительский сектор лишь сгладил негативные проявления.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) в 1 полугодии 2011 года
Конечно, по результатам нескольких месяцев выводы о начале фазы спада делать преждевременно. Давайте заглянем чуть дальше. Перспективы для экономики Урала и Западной Сибири скорее положительные. Нефтянка, конечно, убережет от провального падения как российскую экономику, так и уральскую. Во втором полугодии ожидается расширение внутреннего спроса за счет продолжающегося увеличения бюджетных расходов - значит, торговле и потребительскому сектору спад точно не грозит.
Много вопросов вызывает вторая половина 2012 года, когда бюджетной системе страны придется столкнуться со всей тяжестью последствий предвыборной расточительности, и здесь приходится надеяться на стабилизацию политической ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, решение финансовых проблем США, оживления японской экономики. Тогда отечественному промышленному росту может быть придан новый мощный импульс за счет возрастания экспортного спроса.