Сомнительные рекорды

Сомнительные рекорды Cпад в экономике России не повлиял на объемы добычи нефти в стране. В минувшем феврале Минэнерго РФ прогнозировало, что в ближайшие годы добыча будет стагнировать, а многие аналитики предсказывали падение на 5 - 6%. Напомним: в 2008-м, впервые за десять лет, объемы добычи не просто не увеличились, а уменьшились на 0,7% в физическом выражении. Но по январским оценкам ЦДУ ТЭК, в 2009 году добыча выросла на 1,25%, достигнув 494,2 млн тонн. При этом нефтянка пошла на мировой рекорд: впервые после распада СССР Россия обошла Саудовскую Аравию по объему добычи - 9,925 млн баррелей в сутки против 8 миллионов (правда, арабское государство приняло волевое решение о снижении объема).

Однако отечественные нефтяники поставили рекорд и внутрироссийский, к сожалению, уже со знаком минус. Впервые за много лет в Ханты-Мансийском автономном округе, основном нефтяном регионе страны (порядка 56% общероссийской добычи), зафиксировано существенное падение - минус 2,6%.

Получается, предсказания нефтегазового сообщества о том, что в 2010 году в российской нефтедобыче начнется кризис, все-таки могут стать реальностью. Причина проста: компенсировать снижение нефтеотдачи на месторождениях Западной Сибири нефтяники собираются главным образом за счет Сибири Восточной, извлекая «легкую нефть» и оставляя в недрах ту, для добычи которой нужны дополнительные ресурсы и последние действия правительства лишь поддерживают компании в этом.

Быстро освоились

Больше всех в минувшем году добыли Роснефть (116,3 млн тонн нефти), ЛУКойл - (97 млн тонн с учетом зарубежных проектов) и ТНК-BP Холдинг - 70,2 млн тонн. Лидером по приросту стала Башнефть (плюс 4,5%). Сократили падение и отстающие. Так, Сургутнефтегаз за 2009 год снизил добычу на 3,3% (в 2008 году - минус 4,6% падения), у «Газпром нефти» - минус 2,7% (год назад - минус 5,9%), у Славнефти (СП ТНК-ВР и «Газпром нефти») - 3,5% (6,7%).

Увеличению добычи способствовало несколько факторов. Первый - низкие цены на нефть (60 долларов за баррель марки Urals в начале 2009 года против 140,6 доллара в июле 2008 года) не оказались для России критичными. Все как-то забыли, что еще пять лет назад стоимость нефти была в два раза меньше, чем сегодня, однако уже тогда нефть считалась дорогой, и корпорации извлекали весьма высокие прибыли. Сегодня, по оценкам, себестоимость добычи находится на отметке 40 долларов за баррель.

Второй фактор - смягчение в связи с кризисом налогового режима. Еще летом 2008 года правительство РФ признало, что основным тормозом развития отрасли оказались налоги: изъятия из доходов нефтяников достигли 89%. Поэтому с 2009 года введена новая формула подсчета НДПИ: цена отсечения, до которой нефть не облагается налогом, увеличена с 9 до 15 долларов за баррель.

Под напором нефтяников, которые требовали от правительства поднять ставку отсечения для НДПИ еще выше и компенсировать тем самым дополнительные инвестиции в разработку месторождений, правительство пошло на существенное сокращение экспортной пошлины. Оно приняло решение сократить период мониторинга цен на нефть и устанавливать пошлины по результатам одного, а не двух месяцев. В результате к 1 января 2009 года ставка экспортной пошлины сократилась до 119,1 доллара за тонну, тогда как в августе - сентябре 2008 года она достигла исторического пика в 495,9 доллара за тонну.

А в июле после продолжительных дискуссий с крупными нефтяными компаниями правительство приняло постановление об обнулении с 1 декабря таможенных пошлин на экспорт нефти с 13 месторождений Восточной Сибири. Это стало вторым послаблением для разработчиков в этом регионе: с 1 января 2007 года, чтобы стимулировать нефтяников и обеспечить заполняемость экспортного трубо­провода ВСТО, правительство приняло решение о введении налоговых каникул по НДПИ. (Подобные меры для месторождений на континентальном шельфе, Ямале и в Тимано-Печорском бассейне введены с 2009 года.)

В итоге рост добычи оказался обеспечен за счет запуска в эксплуатацию новых крупных месторождений преимущественно в Восточной Сибири: Южно-Хыльчуюское (ЛУКойл, введено летом 2008 года) принесло порядка 6,6 млн тонн, Ванкорское (запущено Роснефтью в августе 2009 года) прибавило 3,6 млн тонн, Каменное и Верхнеченское, а также два участка Уватcкой группы в Тюменской области (все - ТНК-ВР, введены в 2009 году) - 5,1 млн тонн.

Рано радуетесь

Между тем новые проекты лишь компенсировали падение производства на старых месторождениях, главным образом в Западной Сибири. В 2010 году ожидать большого прироста добычи не приходится. Согласно прогнозам Минэнерго РФ, она практически останется на прошлогодних рубежах (плюс 0,16% до 495 млн тонн). Экспорт нефти также может увеличиться лишь на 0,4% до 247 млн тонн.

По всей видимости, снижение добычи в Югре продолжится. ЛУКойл намерен сделать основную ставку на развитие Каспия (месторождение Юрия Корчагина) и Южного Хыльчую (НАО). Кроме того, компания в партнерстве с норвежской Statoil выиграла контракт на разработку гигантского месторождения Западная Курна-2 в Ираке. Как предполагает старший аналитик Альфа-банка Ширвани Абдуллаев, если ЛУКойл собирается включаться в развитие иракских контрактов, ему придется отвлечь серьезные финансовые ресурсы из России. А это приведет к новому сокращению добычи компании в Югре.

ТНК-ВР также прогнозирует падение добычи нефти на своих предприятиях в ХМАО на 3%, сообщил исполнительный вице-президент компании по разведке и добыче Сергей Брезицкий. Добыча углеводородов в Западной Сибири на уровне 2009 года сохранится, но главным образом за счет активной разработки Уватского проекта.

В целом, по прогнозам аналитика «Тройки диалог» Валерия Нестерова, в 2010 году на старых месторождениях Западной Сибири добыча упадет еще на 2,5 - 2,7%.

Проблема в том, что налоговые льготы, вступившие в силу в 2009 году, не решают проблемы продления жизненного цикла действующего нефтяного фонда Западной Сибири. Крупные месторождения этого региона уже прошли пик отдачи. Оставшиеся здесь запасы относятся к трудноизвлекаемым, а вновь открываемые месторождения малы. Как отмечают в департаменте по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО, запасы на новых месторождениях (введенных в разработку и пробную эксплуатацию за последние пять лет) невелики: добыча составила лишь 5,7% от всего объема извлеченной в округе нефти.

Решить проблему падения добычи можно было бы, введя в строй около 11 тыс. бездействующих скважин: они способны ежегодно давать до 30 млн тонн и на треть увеличить ежегодный объем добычи нефти в России. Но для ВИНКов они не привлекательны и считаются низкорентабельными. По словам нефтяников, разработка небольших месторождений требует практически таких же инвестиций в геологоразведку и обустройство, как и крупных, так как к ним помимо прочего нужно применять методы интенсификации. Кроме того, требование утилизировать не менее 95% попутного нефтяного газа делает необходимым строительство соответствующих мощностей, что также ведет к удорожанию добычи.

В конце 2009 года крупные нефтяные компании неожиданно оживились и проявили интерес к малым месторождениям. Они обратились в правительство РФ с предложением обнулить ставку НДПИ на весь период разработки месторождений с запасами до 3 млн тонн, а для участков в 3 - 10 млн тонн ввести налоговые каникулы на семь лет. Запросы обосновали тем, что в условиях действующего налогообложения инвестиции в мелкие месторождения не окупаются или окупаются с гигантскими сроками более 10 лет. Взамен компании обещали уже в 2010 году увеличить добычу нефти на 1,5 млн тонн, а в 2012 году - на 6,2 млн тонн. Доходы бюджета, по их утверждению, также должны вырасти за три года до 1,4 млрд рублей.

Возможно, изменить положение дел могла бы и инициатива министерства природных ресурсов России, которое предложило крупным нефтедобывающим компаниям сдавать в аренду малым месторождения, которые они сами считают нерентабельными. По такому пути в Татарстане пошли еще в 1997 году и добились высоких результатов. C аналогичными предложениями не первый год выступает и правительство ХМАО, и сами «малые» нефтяники (ассоциация «АссоНефть»). Правда, последние тоже просят налоговых льгот, хотя и меньших, чем крупные. Они готовы разрабатывать месторождения с запасами до 3 млн тонн при ставке НДПИ, равной 0,3, а месторождения с запасами ниже 1 млн тонн - с нулевой ставкой сроком на пять лет.

Но в условиях падения поступлений в бюджет возможность существенного снижения фискальной нагрузки на отрасль сомнительна. Ранее в Минфине РФ заявляли, что не поддерживают универсальных механизмов и важнее не уменьшить налоги, а правильно их распределить.

В частности, снижение налогового бремени может быть актуально только на начальном и заключительном этапах разработки месторождения, а в период наиболее высокой добычи льготы не уместны.

Получается, что на восстановление роста нефтедобычи в Западной Сибири надеяться нечего: местные ресурсы выработаны более чем на 55%. Нефтяники стремятся компенсировать сокращение добычи за счет Восточной Сибири, и правительство их в этом активно поддерживает: у него свои экспортные цели. Однако центр добычи вряд ли переместится на Восток. Как отмечают в Институте энергетической стратегии, даже через 15 лет не стоит ожидать качественных изменений в нефтяной географии России: в 2008 году в Восточной Сибири будет добываться лишь 8% от общего объема по стране. Дополнительный же источник нефтяных денег специалисты видят в более рациональном использовании ресурсов, увеличении среднего коэффициента извлечения нефти, а также в разработке более глубоких залежей в Западной Сибири.

Динамика добычи нефти в России и Западной Сибири

Материалы по теме

Переработаем сами

ТНК­ВР инвестирует в разработку месторождений Уватской группы

Сургутнефтегаз (СНГ) и Трубная металлургическая компания (ТМК) подписали трехлетний контракт

«Итера» пошла в рост

«Страшилка» для конкурента

Газпром и «Итера» не спросили третьего