Телевизор из кармана

Телевизор из кармана

Мобильное телевидение из тестового режима перешло в коммерческую эксплуатацию. Первым оператором, запустившим услугу на Урале, стал «Мегафон». Остальные опасаются низкого спроса и неудовлетворительного качества. 

Услуга «Мобильное телевидение» позволяет транслировать телевизионные каналы на экране сотового телефона. По словам генерального директора ЗАО «Уральский Джи ЭС Эм» (ТМ «Мегафон») Дениса Малышева, пока абонентам доступны три канала: два музыкальных (А-One и Music Box Ru) и новостной («Вести 24»). В дальнейшем оператор намерен довести их количество до 12. Инвестиции в проект не превысили 1% от всех средств, ежегодно вкладываемых в развитие сети, рассказал Денис Малышев.

Услуга предоставляется при условии использования технологии GPRS (EDGE), а оплачивается исходя из стоимости интернет-трафика согласно тарифному плану абонента. По словам руководителя проекта «Мобильное телевидение» Александра Трапеца, в среднем минута просмотра при скорости передачи данных 28 кбит/сек будет стоить 1 рубль, при скорости 56 кбит/сек — 2 рубля. Более высокая скорость пока недоступна. Целевая аудитория, по определению Дениса Малышева, — люди 18 — 40 лет со средним уровнем дохода, интересующиеся новинками сотовой связи, активные пользователи дополнительных мобильных сервисов. 
 

Мы пытали телефон

Специалисты компании «Мегафон» в своем офисе с гордостью демонстрировали журналистам запущенное ими телевидение. Никаких «тормозов» на экране телефона, поддерживающем EDGE, при скорости передачи данных 56 кбит/сек не наблюдалось. Однако я решил проверить качество новой услуги на нейтральной территории.

Для чистоты эксперимента взял два телефона (один поддерживал GPRS, другой EDGE) и попытался запустить мобильное ТВ. Скорости аппарата, поддерживающего GPRS (стоимость около 5 тыс. рублей), хватило только для воспроизведения отдельных изображений с частотой 1 — 5 кадров в секунду, а качество видео не позволяло узнавать персонажи на экране (только интуитивно или по голосам). Лучше всего смотрелись передачи со статичной картинкой, например, новости. Что-либо более динамичное тут же превращалось в слайд-шоу. Как бы я ни перемещался в пространстве (подходил близко к офису «Мегафона», отходил дальше, уезжал за город), качество передачи не улучшалось. А вот звук был приемлем: музыка или ведущие «захлебывались» редко. Вывод — мобильное ТВ на телефоне с GPRS можно только слушать. 

Совсем другое чувство испытываешь при тестировании мобильного ТВ на телефоне, поддерживающем более прогрессивную технологию EDGE (стоимость такого аппарата — около 10 тыс. рублей). Сначала, правда, я успел расстроиться, потому что мобильное телевидение грузилось так же медленно, как и при GPRS (около 20 секунд). Но сама трансляция каналов радовала слух и глаз гораздо больше.   

Качество картинки резко улучшилось. Особенно приятно смотреть новости, если корреспондент не бегает с камерой и изображение меняется не слишком резко. С EDGE уже вполне можно и без звука разобрать, кого показывают: по крайней мере, Путина от Медведева я отличил. Конечно, качество изображения сравнить со стандартным телевизионным нельзя. Но тут проблема даже не в скорости передачи, а в экране сотового телефона, который по большому счету просто не приспособлен для качественной телетрансляции. При просмотре новостей за 15 минут звук прервался только один раз. Видимо, я попадал в зону неуверенного сигнала сотового оператора (проходил мимо Управления ФСБ). 

Если быть уж очень придирчивым, то просмотр видеоклипов пока особо не вдохновляет. Все портит быстро меняющаяся картинка: телефон все равно за ней не поспевает. Поэтому иногда исполнители промахиваются мимо слов, открывают рот невпопад. Но если абстрагироваться от периодически замирающего изображения, смотреть даже видеоклипы на телефоне с EDGE вполне можно.   

Замечу, что набор каналов (если так позволительно сказать о трех программах) оправдан. По исследованиям ABI Research, наибольший интерес абонентов мобильной связи вызывают трансляция новостей, спортивных программ, реалити-шоу, а также мультфильмы и музыкальные клипы. Очевидно, именно на такие каналы и будут ставить все российские операторы. Я, например, смотрел новости по мобильному ТВ в троллейбусе. Очень развлекает, особенно в пробке. Проблема только в том, что сегодня всего 10% телефонов поддерживают форматы высокоскоростной передачи данных, их минимальная цена около 9 тыс. рублей.

Один, совсем один

Не секрет, что в большинстве стран, в том числе в России, стоимость сотовой связи каждый год снижается, следовательно, уменьшаются доходы операторов. Поэтому компании вынуждены разрабатывать новые виды мобильных услуг, способные заинтересовать абонента, а следовательно, повысить доходы. Один из таких сервисов — мобильное телевидение.
В некоторых регионах России этот сервис доступен уже не первый год. Правда, предоставляют его всего две компании. Весной 2004 года «Мегафон» запустил услугу мобильного ТВ в Москве и Московской области, осенью 2005-го — в Ленинградской области, в прошлом году — на Северном Кавказе. Кроме того, в 2006 году компания «Скайлинк» ввела эту услугу в коммерческую эксплуатацию в Москве и Санкт-Петербурге (на данный момент около 5% абонентов ею пользуются).

Урал — далеко не самый передовой регион в смысле внедрения мобильного ТВ: в коммерческую эксплуатацию его запустил только «Мегафон», у двух операторов услуга работает в тестовом режиме. В Екатеринбурге — у «Скайлинка». «Пока абоненты нашей сети могут просматривать отдельные телевизионные программы, видеоролики и сюжеты на экране мобильного телефона, — рассказывает коммерческий директор “Скайлинк-Екатеринбург” Сергей Герштейн. — До запуска в коммерческую эксплуатацию услуга предоставляется бесплатно (абонент оплачивает лишь фактический трафик передачи данных по действующему тарифу)». Уточнить, когда планируется запуск в коммерческую эксплуатацию, Сергей Герштейн затруднился.

Кроме того, тесты проводит ОАО «Уралсвязьинформ» (ТМ Utel). Сеть компании имеет возможность телетрансляции, поскольку на ней внедрена технология EDGE. Пока не ясно, в какой форме будет производиться вещание. В прошлом году представители компании не исключали, что «Уралсвязьинформ» не будет транслировать телеканалы в привычном понимании, а предоставит абонентам четко структурированный и легкодоступный видеоконтент (например, выпуски новостей, видеоклипы, конкретные телепрограммы и прочее).

Остальные GSM-операторы Урала пока не торопятся внедрять мобильное ТВ, так как считают, что рациональнее было бы развивать его после строительства сетей третьего поколения (3G): они благодаря высокой скорости передачи данных позволят качественно транслировать ТВ по телефону.

Два федеральных оператора, МТС и «Вымпелком» (ТМ «Билайн»), пока тестируют телевидение на территории России (Урал не входит в тестовые зоны). Например, МТС делает это в Москве, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой и Орловской областях. «Ограничение стандарта GSM и большое количество абонентов не позволяют нам достичь требуемой ширины канала. Новое развитие мобильное ТВ получит после введения в эксплуатацию более технологичных сетей 3G. Эта технология позволит передавать данные со значительно большей скоростью по сравнению даже с EDGE. МТС сейчас активно готовится к запуску 3G по всей России. В частности, в Свердловской области сеть 3G появится в начале 2009 года», — сообщил «Э-У» директор макрорегиона «Урал» ОАО «МТС» Андрей Ревков. По словам директора челябинского филиала «Вымпелкома» Светланы Галилеевой, до введения в строй сетей 3G (по прогнозам менеджмента, это случится в течение 2008 года) компания не собирается запускать мобильное ТВ в коммерческую эксплуатацию. «Поначалу оно будет довольно дорого, нужно, чтобы сети 3G стали массовыми, тогда стоимость ТВ уменьшится», — добавила Светлана Галилеева. Сейчас стоимость данной услуги в Москве составляет 15 — 16 долларов в месяц. Именно из-за цены (и цены необходимых сотовых телефонов) пока мобильное телевидение носит нишевый, имиджевый характер и рассчитано на деловых, активных молодых людей. А это не более 2% от всей абонентской базы. Денис Малышев признает, что рассчитывать на большую популярность не приходится. По его словам, успехом будет считаться выход на 1% от абонентской базы (около 3,2 млн абонентов).

Кроме того, на пути внедрения мобильного телевидения стоит российское законодательство, в котором нет какого-либо упорядоченного нормативного акта, регламентирующего запуск данной услуги. «Мегафон» еще в октябре 2006 года на выставке «Инфоком» презентовал проект «Мобильное телевидение». По словам Дениса Малышева, компания уже тогда технически была готова запустить услугу, но реализовать проект удалось только в конце 2007 года. Причина — затянувшаяся процедура получения лицензий, разрешений, правоустанавливающих документов. 

Башня или сота

У мобильного телевидения есть два пути развития. Первый — внедрение сетей 3G. Сейчас бум сотовой связи третьего поколения (а с ней и мобильного телевидения) переживают США, страны Европы, Южная Корея. К примеру, в Европе уже 500 тыс. пользователей ТВ, в Корее — около 300 тысяч. По подсчетам аналитического агентства ABI Research, в мире к 2011 году мобильным ТВ будут пользоваться около 500 млн человек (в 2005 году было около 6,4 млн человек). Мировой рынок мобильного телевидения достигнет 6,5 млрд долларов.

Россия пока вдалеке от этих процессов. Возможно, ситуация начнет исправляться в 2010 году, когда повсеместно будут введены в строй сети 3G. По прогнозам iKS-Consulting, количество потребителей мобильного телевидения в России к 2009 году может составить всего порядка 1 — 1,5% от совокупной абонентской базы всех операторов, при этом оказание данной услуги способно принести операторам порядка 8 млн долларов.

Второй вариант развития мобильного ТВ — принципиально новый стандарт, совмещающий возможности традиционного телевидения и сотовой телефонии. Они предполагают оснащение трубок специальными приемниками, сигнал на которые поступает не из сотовой сети, а с передатчиков на городских телебашнях. По оценкам аналитической компании Juniper Research, доходы провайдеров такого телевидения к 2010 году достигнут 11,7 млрд долларов, а число абонентов — 65 миллионов. Лидерами в проникновении такого мобильного ТВ будут Япония, где доходы составят 2,9 млрд долларов, и США с доходами 1,8 млрд долларов.

Наиболее распространенным в европейских странах стандартом мобильного ТВ может стать DVB-H. В декабре 2004 года Европейская ассоциация по телекоммуникационным стандартам признала DVB-H основным стандартом для мобильных ТВ-сервисов Европы. По данным исследований Frost & Sullivan, именно эта технология наиболее перспективна на рынке мобильного телевидения. К 2010 году размер доходов провайдеров, работающих по ней, может достигнуть 2 млрд долларов (в 2006-м — 60 млн долларов). «Поскольку российский сотовый рынок развивается по европейскому пути, скорее всего, у нас будет принят стандарт DVB-H», — считает аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина.

Но пока Россия стоит в стороне и от этих разработок. DVB-H-вещателей в нашей стране немного. Проекты в области мобильного телевидения сейчас разрабатывают крупнейшие российские участники телекоммуникационного рынка — АФК «Система», «Голден Телеком», «Вымпелком». Однако, по общему мнению участников рынка, полноценную услугу абоненты смогут получить лишь через два-три года. Стоит учесть и то, что телефонов, под-
держивающих инновационное цифровое вещание, на витринах магазинов единицы. Их минимальная цена, например, в Екатеринбурге равна 14 тыс. рублей.

Очевидно, что мы получим доступное мобильное ТВ только лет через пять. Тогда снизится стоимость телефонов, поддерживающих 3G или DVB-H, и упадет цена услуг, предоставляемых в новых сетях.      

Дополнительные материалы: 

GPRS (General Packet Radio Service) — технология пакетной передачи данных. Позволяет владельцу мобильного телефона производить обмен данными с другими устройствами (файлы, картинки, мелодии) и пользоваться интернет-услугами. Скорость передачи данных — до 160 кбит/сек.

EDGE (Enchanced Data Rates for Global Evolution) — технология пакетной передачи данных, идущая на смену GPRS и наиболее близкая к сетям третьего поколения, позволяющая достигать скорости до 470 кбит/сек.

3G (Generation) — сотовая связь третьего поколения. Сети, позволяющие значительно улучшить качество передачи голоса, а также в разы увеличить скорость передачи данных (до 2 мбит/сек).